Почему для проведения уроков выбирают технологию кейсов?
Кейс-технология (от англ. "case" — случай)— интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.
Кейс технология предполагает рассмотрение предложенных ситуаций, ассоциируется, прежде всего, с межпредметными связями.
Во-первых, учебный материал в устной или письменной форме представляет ситуацию, содержащую конкретную проблему и непосредственно связанную с тем, что интересует обучающихся.
Во-вторых, современные ученики ежедневно сталкиваются с ситуациями, где нужно оперативно принять решение по конкретной ситуации, поэтому кейсы могут быть самые разнообразные, как основанные на фактическом материале, так и специально сконструированные.
Кейс – это учебный материал, в котором в устной или письменной форме представлена ситуация, содержащая какую либо проблему.
Кейс-технология объединяет теорию и реальность в учебные задачи и решаются в небольших группах и анализируется на конкретных примерах
Это, несомненно, развивает у учащихся навыки критического мышления.
Метод кейса имеет целью дать учащимся возможность использовать знания и умения преодолеть самостоятельно жизненные ситуации. Кроме этого учащимся предлагаются другие альтернативные ситуации, которые развивают умения по анализу фактов, сбору и оценке данных, по разработке нескольких вариантов решений, формированию групповой и индивидуальной стратегии принятия решений.
Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейс-методе свои роли.
Рассмотрим это на практическом примере. Используем материал раздела Across the Curriculum УМК "Английский в фокусе" для учащихся 6 класса, "Экологическая ситуация в микрорайоне, где вы живете".
Первый шаг – введение в проблему, осмысление конкретной ситуации. Для этого учащимся предлагаем следующее задание для обсуждения в группах: "Как вы думаете, есть ли какие-то экологические проблемы в микрорайоне, где вы живете?"
Учащиеся обсуждают в группах, цель этого задания - краткое описание ситуации и представление сути проблемы. После того как учащиеся поняли проблемную ситуацию, они получают задание самостоятельно сформулировать цели для дальнейшей работы с кейсом.
Второй шаг – сбор информации. Учащиеся собирают материал, а именно проводят практическое исследование: опрашивают соседей, о существующих экологических проблемах района, двора, составляют рейтинг проблем, кратко описывают самые загрязненные места и составляют вопросы для дискуссии, решают, кого необходимо привлечь к решению данных проблем. Работа проводится в малых группах, у всех участников группы развивается умение работать в команде, готовность к сотрудничеству и коммуникации.
Третий шаг – рассмотрение альтернатив: "Что мои одноклассники, и я могу сделать для улучшения экологической ситуации в микрорайоне?". Это позволяет учащимся рассмотреть комплексную проблему под разными углами зрения.
Предполагаемые примеры альтернативы: запретить парковку автомобилей во дворах, ввести раздельный сбор мусора, принять участие в экологических акциях, использовать бумажные пакеты вместо пластиковых, разработать листовку-агитку за чистоту дома, двора, района.
Четвертый шаг – принятие решения. Учащимся предлагаем определить, какая из проблем является самой неотложной и предложить оптимальное решение.
Пятый шаг – презентация решения. Для этого даем список фраз для обсуждения, т.к. учащиеся 6 класса имеют еще недостаточный словарный запас для дискуссии. (believe, from my point of view позволил учащимся высказать свою точку зрения) Введение таких фраз как I think, in my opinion, the way I see it, as far as I can see, I honestly…
Шестой шаг – сравнительный анализ. Наиболее логичным является использование кейс метода в конце серии уроков, объединенных одной темой, учебного раздела, например, на уроках revision. Таким образом, заключительные уроки могут вместить в себя все пройденное: грамматику и лексику, опыт учащегося и экстралингвистические знания о мире.
У любого метода есть недостатки. Например, определенный кейс не дает системных знаний, отдельные уроки-разборы ситуаций так могут и остаться разрозненными уроками без более прочной основы.
При подготовке кейса следует ориентироваться на такие составляющие, как: