Активные методы обучения как способ формирования общих компетенций обучающихся

Переход среднего профессионального образования на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам требует другого подхода к организации учебного процесса.

Изменились цели образования, теперь результатом освоения основной профессиональной образовательной программы является формирование компетенций, поэтому необходимы изменения содержания изучаемых дисциплин, методов и форм организации образовательного процесса.

Большой интерес к активным методам обучения обусловлен потребностью совершенствовать дидактическую систему. Цель работы – изучить активные методы обучения как один из способов формирования общих компетенций.

В ФГОС среднего профессионального образования указано что, специалист должен обладать общими и профессиональными компетенциями. Формулируя цели занятия необходимо совместить знания и умения по дисциплине с формированием компетенций, значимых для профессиональной деятельности конкретного специалиста.

Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения обычно подразделяют на три группы:

  1. Пассивные методы – это такие формы взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которых преподаватель представляет учебную информацию в готовом виде. Этот метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения изучаемого материала.
  2. Интерактивные методы ориентированы на взаимодействие обучающихся, совместную деятельность обучающихся в процессе освоения учебного материала.
  3. Активные методы – это формы взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которых обучающиеся являются активными участниками учебного процесса. Использование активных методов обучения преображает деятельность обучающегося, она приобретает творческий, поисковый, продуктивный характер.

Существует несколько классификаций активных методов обучения. Активные методы обучения можно разделить на две группы: групповые и индивидуальные. Групповые предполагают активную работу группы участников, индивидуальные методы предполагают активную самостоятельную работу каждого обучающегося.
Активные групповые методы подразделяют на три группы:

  • дискуссионные методы (это могут быть анализ ситуаций, групповая дискуссия, принятие групповых решений и др.);
  • игровые методы (это могут быть деловые, ролевые, творческие и дидактические игры);
  • сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности).

Выделяют три группы методов активного обучения:

  • Метод анализа конкретных ситуаций. Возможно, иллюстрация, случай, используемый для демонстрации учебной информации.
  • Социально-психологический тренинг, где тренер является участником группы, обеспечивает доброжелательную атмосферу в группе и взаимодействие участников.
  • Игровое моделирование или имитационные игры, которые можно подразделить на деловые игры и организационные.
  • Существует классификация АМО, различающая четыре группы методов:
  • Дискуссионные методы. К ним относят направленные и свободные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных проблем.
  • Игровые методы. К ним относят имитационные, деловые, организационные игры, психодраму, социодраму.
  • Рейтинговые методы. К ним относят рейтинги популярности, рейтинги эффективности, которые характеризуются соревновательным эффектом.
  • Тренинговые методы. К ним относят личностно-ориентированные и поведенческие тренинги.

К активным методам обучения можно отнести все методы, в которых обучающийся проявляет познавательную активность, ищет информацию, сравнивает, анализирует, делает выводы, систематизирует, обсуждает, играет и пр. К активным методам обучения относятся: все виды игр, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, выполнение творческих заданий, работа в малых группах, решение проблемных задач, проектный метод, интерактивная лекция, обучение по алгоритму и др.

Активные методы обученияАктивные методы обучения

Активные методы обучения пользуются популярностью у педагогов, что объясняется их эффективностью.

Эти методы позволяют реализовать следующие задачи:

  • привлекают внимание к учебному материалу;
  • способствуют повышению мотивации к обучению;
  • способствуют инициативности обучающихся;
  • развивают навыки принятия решения;
  • развивают умение самостоятельно добывать знания;
  • развивают коммуникативные навыки;
  • формируют опыт взаимодействия в коллективе.

Достоинства активных методов обучения наводят на мысль, о том, что они как нельзя лучше подходят для формирования общих компетенций обучающихся. Для каждой общей компетенции можно подобрать активные методы обучения, которыми она может быть сформирована.

Таблица 1. Общие компетенции и АМО, способствующие их формированию.

Содержание ОК

Методы активного обучения

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Выполнение творческих заданий, метод проектов, анализ конкретных ситуаций, деловые игры и др.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Метод проектов, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, деловые игры, работа в малых группах и др.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Деловые игры, решение проблемных задач, работа в малых группах, дискуссии, принятие групповых решений и др.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Метод проектов, выполнение творческих заданий, обучение по алгоритму и др.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Метод проектов, выполнение творческих заданий, обучение по алгоритму и др.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Деловые игры, работа в малых группах, дискуссии, принятие групповых решений и др.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Деловые игры, работа в малых группах, дискуссии, метод проектов и др.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Деловые игры, ролевые игры, метод проектов и др.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Метод проектов, выполнение творческих заданий, обучение по алгоритму и др.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Работа в малых группах, дискуссии, принятие групповых решений и др.

Использование методов активного обучения возможно на разных этапах учебного процесса. На этапе изучения нового учебного материала можно использовать такие методы как проблемная лекция, учебная дискуссия, эвристическая беседа и др.

На этапе закрепления и контроле знаний можно использовать такие методы как анализ конкретных ситуаций, работа в малых группах, обучение по алгоритму, принятие групповых решений, метод проектов, выполнение творческих заданий и др.

На этапе формирования профессиональных умений и навыков можно использовать такие методы как выполнение творческих заданий, анализ конкретных ситуаций, игровые методы и др.

Преподаватель волен выбирать методы, важно, чтобы они соответствовали дидактическим задачам. Наиболее распространенной формой работы преподавателя является лекция. На уроках обществознания лекции строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Лекция-беседа, или "диалог с аудиторией" - это самый простой способ вовлечения слушателей в учебный процесс.

Часто используют в работе лекции-дискуссии, в которых при изложении лекционного материала используются ответы студентов на вопросы преподавателя, организуется обмен мнениями, обсуждение. В качестве иллюстрации можно использовать анализ какой-либо ситуации.

Широко используется в работе лекция-презентация, в основу которой положены визуальные изображения для сопровождения устной информации. Устная речь и визуальные изображения дополняют друг друга, придавая выступлению преподавателя яркость, образность, повышая информативность и уровень восприятия информации.

Распространенными методами работы являются дискуссионные, это могут быть урок-дискуссия, учебная дискуссия в ходе изучения нового материала, работа студентов в подгруппах.

Рассмотрим формирование общих компетенций с помощью активных методов обучения на одном из уроков.

Тема урока: Мораль как регулятор социального поведения.

Цели урока:

  1. Познакомить студентов с понятием норм, принципов и требований морали.
  2. Развитие познавательной активности студентов в духовной сфере.
  3. Способствовать развитию нравственной зрелости студентов.

Занятие ориентировано на формирование двух компетенций:
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Методы: игровые, дискуссионные.
Подготовка к уроку: студенты получают домашнее задание в виде самостоятельного изучения темы, по предложенному плану.

План урока:
1. Организационный этап. Подготовка аудитории. Вступительное слово, мотивирование студентов на работу. Установление правил работы на занятии.
2. Повторение, обобщение и систематизация знаний.

2.1 Мораль и ее сущность. Студенты обсуждают предложенные преподавателем вопросы, преподаватель обобщает сказанное, направляет дискуссию, уточняет. Вопросы для обсуждения:
Что такое мораль? Назовите признаки морали.
Как мораль связана с религией? Чем мораль отличается от закона?

2.2 Разминка. Упражнение "Сидячий круг".
Группа формирует тесный круг (плечи касаются), кладут руки на плечи друг другу. Задание группе: Нужно медленно сесть на колени друг к другу.
2.3 Категории морали: добро, зло, справедливость, нравственный долг, совесть, достоинство личности. Вопросы для обсуждения:
Какие категории морали вы знаете? Обсуждение содержания категорий морали. Что значит достойный человек?

2.4 Разминка. Упражнение "Гусеница".
Группа становится друг за другом в колонну, держа друг друга за плечи – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.

2.5 Нравственная личность и моральное поведение. Вопросы для обсуждения:

Какого человека можно назвать нравственной личностью?

Какие качества ценятся в человеке? Какие качества осуждаются обществом?

Назовите качества, которые вы цените в людях? Назовите, какие человеческие качества вам особенно не нравятся?

Парадокс моральной оценки. Кто может вершить моральный суд, кто имеет право выносить моральные оценки?

2.6 Упражнение "Мне в тебе нравиться"
Участники сидят по кругу и по очереди говорят своим соседят, что им в них нравиться. Можно называть что-то из внешности соседа, что-то материальное, черты характера.

3. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.

Благодаря активным методам обучения, скучное морализаторство, превращается в интересное занятие. Информация, полученная в ходе обсуждения, не вызывает отторжения у студентов, так как это мнение сверстников. Данное занятие способствует развитию коммуникативных навыков, при подготовке к занятию студенты осуществляют самостоятельный поиск информации, структурируют, анализируют материал, подбирают примеры.

Таким образом, данное занятие способствует формированию общих компетенций. На этапе рефлексии студенты предлагают все занятия проводить в такой форме, говорят, что им интересно услышать мнение сверстников.

Можно предположить, что использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию общих компетенций обучающегося.

Размер:
24.26 Kb
Скачали:
7