Переход среднего профессионального образования на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам требует другого подхода к организации учебного процесса.
Изменились цели образования, теперь результатом освоения основной профессиональной образовательной программы является формирование компетенций, поэтому необходимы изменения содержания изучаемых дисциплин, методов и форм организации образовательного процесса.
Большой интерес к активным методам обучения обусловлен потребностью совершенствовать дидактическую систему. Цель работы – изучить активные методы обучения как один из способов формирования общих компетенций.
В ФГОС среднего профессионального образования указано что, специалист должен обладать общими и профессиональными компетенциями. Формулируя цели занятия необходимо совместить знания и умения по дисциплине с формированием компетенций, значимых для профессиональной деятельности конкретного специалиста.
Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы обучения обычно подразделяют на три группы:
Существует несколько классификаций активных методов обучения. Активные методы обучения можно разделить на две группы: групповые и индивидуальные. Групповые предполагают активную работу группы участников, индивидуальные методы предполагают активную самостоятельную работу каждого обучающегося.
Активные групповые методы подразделяют на три группы:
Выделяют три группы методов активного обучения:
К активным методам обучения можно отнести все методы, в которых обучающийся проявляет познавательную активность, ищет информацию, сравнивает, анализирует, делает выводы, систематизирует, обсуждает, играет и пр. К активным методам обучения относятся: все виды игр, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, выполнение творческих заданий, работа в малых группах, решение проблемных задач, проектный метод, интерактивная лекция, обучение по алгоритму и др.
Активные методы обучения пользуются популярностью у педагогов, что объясняется их эффективностью.
Эти методы позволяют реализовать следующие задачи:
Достоинства активных методов обучения наводят на мысль, о том, что они как нельзя лучше подходят для формирования общих компетенций обучающихся. Для каждой общей компетенции можно подобрать активные методы обучения, которыми она может быть сформирована.
Таблица 1. Общие компетенции и АМО, способствующие их формированию.
Содержание ОК |
Методы активного обучения |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Выполнение творческих заданий, метод проектов, анализ конкретных ситуаций, деловые игры и др. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
Метод проектов, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, деловые игры, работа в малых группах и др. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Деловые игры, решение проблемных задач, работа в малых группах, дискуссии, принятие групповых решений и др. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
Метод проектов, выполнение творческих заданий, обучение по алгоритму и др. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
Метод проектов, выполнение творческих заданий, обучение по алгоритму и др. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
Деловые игры, работа в малых группах, дискуссии, принятие групповых решений и др. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
Деловые игры, работа в малых группах, дискуссии, метод проектов и др. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Деловые игры, ролевые игры, метод проектов и др. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Метод проектов, выполнение творческих заданий, обучение по алгоритму и др. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Работа в малых группах, дискуссии, принятие групповых решений и др. |
Использование методов активного обучения возможно на разных этапах учебного процесса. На этапе изучения нового учебного материала можно использовать такие методы как проблемная лекция, учебная дискуссия, эвристическая беседа и др.
На этапе закрепления и контроле знаний можно использовать такие методы как анализ конкретных ситуаций, работа в малых группах, обучение по алгоритму, принятие групповых решений, метод проектов, выполнение творческих заданий и др.
На этапе формирования профессиональных умений и навыков можно использовать такие методы как выполнение творческих заданий, анализ конкретных ситуаций, игровые методы и др.
Преподаватель волен выбирать методы, важно, чтобы они соответствовали дидактическим задачам. Наиболее распространенной формой работы преподавателя является лекция. На уроках обществознания лекции строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Лекция-беседа, или "диалог с аудиторией" - это самый простой способ вовлечения слушателей в учебный процесс.
Часто используют в работе лекции-дискуссии, в которых при изложении лекционного материала используются ответы студентов на вопросы преподавателя, организуется обмен мнениями, обсуждение. В качестве иллюстрации можно использовать анализ какой-либо ситуации.
Широко используется в работе лекция-презентация, в основу которой положены визуальные изображения для сопровождения устной информации. Устная речь и визуальные изображения дополняют друг друга, придавая выступлению преподавателя яркость, образность, повышая информативность и уровень восприятия информации.
Распространенными методами работы являются дискуссионные, это могут быть урок-дискуссия, учебная дискуссия в ходе изучения нового материала, работа студентов в подгруппах.
Рассмотрим формирование общих компетенций с помощью активных методов обучения на одном из уроков.
Тема урока: Мораль как регулятор социального поведения.
Цели урока:
Занятие ориентировано на формирование двух компетенций:
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Методы: игровые, дискуссионные.
Подготовка к уроку: студенты получают домашнее задание в виде самостоятельного изучения темы, по предложенному плану.
План урока:
1. Организационный этап. Подготовка аудитории. Вступительное слово, мотивирование студентов на работу. Установление правил работы на занятии.
2. Повторение, обобщение и систематизация знаний.
2.1 Мораль и ее сущность. Студенты обсуждают предложенные преподавателем вопросы, преподаватель обобщает сказанное, направляет дискуссию, уточняет. Вопросы для обсуждения:
Что такое мораль? Назовите признаки морали.
Как мораль связана с религией? Чем мораль отличается от закона?
2.2 Разминка. Упражнение "Сидячий круг".
Группа формирует тесный круг (плечи касаются), кладут руки на плечи друг другу. Задание группе: Нужно медленно сесть на колени друг к другу.
2.3 Категории морали: добро, зло, справедливость, нравственный долг, совесть, достоинство личности. Вопросы для обсуждения:
Какие категории морали вы знаете? Обсуждение содержания категорий морали. Что значит достойный человек?
2.4 Разминка. Упражнение "Гусеница".
Группа становится друг за другом в колонну, держа друг друга за плечи – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.
2.5 Нравственная личность и моральное поведение. Вопросы для обсуждения:
Какого человека можно назвать нравственной личностью?
Какие качества ценятся в человеке? Какие качества осуждаются обществом?
Назовите качества, которые вы цените в людях? Назовите, какие человеческие качества вам особенно не нравятся?
Парадокс моральной оценки. Кто может вершить моральный суд, кто имеет право выносить моральные оценки?
2.6 Упражнение "Мне в тебе нравиться"
Участники сидят по кругу и по очереди говорят своим соседят, что им в них нравиться. Можно называть что-то из внешности соседа, что-то материальное, черты характера.
3. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.
Благодаря активным методам обучения, скучное морализаторство, превращается в интересное занятие. Информация, полученная в ходе обсуждения, не вызывает отторжения у студентов, так как это мнение сверстников. Данное занятие способствует развитию коммуникативных навыков, при подготовке к занятию студенты осуществляют самостоятельный поиск информации, структурируют, анализируют материал, подбирают примеры.
Таким образом, данное занятие способствует формированию общих компетенций. На этапе рефлексии студенты предлагают все занятия проводить в такой форме, говорят, что им интересно услышать мнение сверстников.
Можно предположить, что использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию общих компетенций обучающегося.