Экологический лагерь

Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практическая деятельность, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды, вносить свой посильный вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников. Из многообразия форм природоохранной деятельности наиболее эффективной является организация профильного лагеря «Юный эколог». Никакие практические занятия в классе, никакие кинолектории не заменят живого общения с природой. Это общение помогает заронить в душу ребёнка благодатные зёрна понимания и любви к природе.

Создавая лагерь, мы хотели соединить экологические знания, которые ученики получают в школе на уроках, с их работой по изучению природы родного края, научить ребят навыкам исследовательской работы на местности. Немаловажно и то, что в лагере дети более тесно общаются с природой, учатся уважать её законы, узнают правила поведения в природной среде.

Подготовка к открытию лагеря начинается ещё во время учебного года. Прежде всего, формируется отряд из ребят 8 класса (обычно это бывает 15 человек). На такую группу – 2 учителя. Ребята этого возраста легко переносят полевые условия жизни, проявляют интерес к исследовательской работе, у них быстро формируются необходимые умения и навыки. Подобная возрастная структура детей создаёт и оптимальный психологический климат.

В первый же день проводим инструктаж по технике безопасности, распределяем обязанности (выбираем командира, завхоза, медсестру, физорга, затейников, оформителей), придумываем название отряда, девиз, песню, объявляем общий режим дня и примерный план работы. Вечером на берегу реки у костра проходит церемония «Посвящение в юные экологи». Это небольшой экзамен, где ребята должны ответить на ряд вопросов практического и теоретического характера. После этого экзамена ребята дают клятву юных экологов.

Все последующие дни проходят теоретические занятия и экологические экскурсии, проводимые сотрудниками заповедника.

Обучение ребят в полевых условиях – эффективная форма познания окружающей среды и воспитания у ребят чувства ответственности за природу родного края.

Многообразие растительного и животного мира, различные формы взаимоотношений живых организмов, факторы окружающей среды – эти и другие, достаточно сложные понятия здесь становятся более доступными. (Приложение). Таким образом, уроки в природе способствуют быстрому и прочному усвоению биологических и экологических знаний. И в тоже время мы, учителя, имеем возможность увидеть недоработки школьного обучения.

Все занятия, проводимые сотрудниками заповедника, очень познавательны. Они рассказывают ребятам много интересного из жизни природы. Проводятся экскурсии к водопаду по экологической тропе, где ребята знакомятся с разнообразными природными сообществами  и узнают больше о растительности, экскурсии в пещеры, знакомство с особенностями карстового рельефа местности, ботанические и зоологические экскурсии. Эти и другие встречи со специалистами заповедника оставляют глубокий след в памяти ребят, обогащают их знания свежей научной информацией, которую они потом могут использовать. Благодаря этим занятиям расширяется экологический кругозор детей, углубляются их знания по биологии, экологии, географии.

Одним из моментов работы в экологическом лагере является самостоятельная работа школьников. Эта работа проводится индивидуально или в парах. Ребята пишут небольшие работы по интересующим их темам, самостоятельно прорабатывая литературу и отображая свои небольшие исследования. Все это расширяет их теоретические знания, полученные в школе, и помогает приобрести некоторые практические навыки. Мы стремимся, чтобы темы работ были разнообразными по тематике, интересными для слушателей и являлись бы продолжением школьных занятий или бесед со специалистами заповедника. Вот некоторые из тем, над которыми работали наши ребята: «Лекарственные растения», «Растения Красной книги Архангельской области», «Лишайники, их значение», «Лесные санитары», «Образование и развитие пещер». На итоговой конференции, которой заканчивается пребывание в нашем лагере, ребята защищают свои работы, высказывая  свое мнение по темам и делая свои выводы.

Но наш эколагерь живет не только изучением природы. В часы отдыха проводятся конкурсы на лучший природоохранный плакат, лесной сувенир. Ребята с удовольствием занимаются спортом: футбол, волейбол, спортивные эстафеты. Традиционными в нашем лагере стали день именинника, путешествие в страну детства, день самоуправления и другие. В конце лагеря, после итоговой конференции, проводим экологический эрудицион, где побеждает сильнейший. По окончании лагеря ребята получают звание «Юный эколог» и им выдается специальное удостоверение.

Лагеря подобного типа – это очень нужное, полезное и перспективное дело. Здесь ребята учатся любить, понимать и защищать природу. В полевых условиях закрепляются практические межпредметные связи, развиваются жизненные навыки, расширяется кругозор и, что очень важно, создаются условия для укрепления физического и морального здоровья детей. Кроме этого, в новых, в необычных для них условия, ребята раскрываются, у них крепнет чувство товарищества и взаимопомощи. У них вырабатывается внимательность, любознательность, трудолюбие, умение удивляться, радоваться, фантазировать.

Программа экологического лагеря

1 день

Заезд, обустройство. Открытие лагеря: объявление распорядка дня, распределение обязанностей, правила техники безопасности.

Вечер – посвящение в юные экологи.

2 день

Утро - Лекция о Пинежском заповеднике (общее знакомство – литература, буклеты, фото), экскурсия на водопад, знакомство с особенностями рельефа местности.

День  – пляж, купание, игры.

Вечер – игра «Путешествие в страну детства», конкурс «Лесной сувенир». 

3 день

Утро – «Растительный мир заповедника», экскурсия по экологической тропе (растительные сообщества, определение растений, их практическое значение).

День – выбор тем для докладов (предложенные руководителем или выбирают сами), трудовой десант по уборке дров и территории, экопатрулирование.

Вечер – спортивные игры.

4 день

Утро – лекция «Птицы заповедника», орнитологическая экскурсия (наблюдение с биноклем, голоса птиц, особенности поведения, питания и гнездования – рассказ).

День – пляж, купание, игры.

Вечер – Малые Олимпийские игры.

5 день

Утро – лекция зоолога (млекопитающие заповедника, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы рек т озер). Совместная работа с норвежцами по изучению лесных тетеревиных птиц.

День – пляж, купание, игры, работа с литературой.

Вечер – «Счастливый случай».

6 день

Утро – занятие по биоиндикации, работа с рефератами, проведение исследования.

День – игра «найди клад», пляж, купание, игры.

Вечер – «Мисс Голубино», конкурс букетов из одного цветка.

7 день

Утро – работа с рефератами, экскурсия «Лесные санитары», проведение исследования.

День – пляж, купание, игра «Зов джунглей».

Вечер – «Мистер Голубино».

8 день

Утро – лекция геоморфолога (рельеф заповедника; горные породы, слагающие поверхность; пещеры), экскурсия по берегу реки до Большой Голубинской пещеры (сбор камней на выставку).

День – пляж, купание, игры, выставка камней «Застывшая сказка»

Вечер – День именинника (игра, концерт).

9 день

Утро – экскурсия в пещеру «Голубинский провал»

День – работа с рефератами, консультации.

Вечер – конкурс «Суперпугало», конкурс «Слабаки».

10 день

Утро – лекция «Лесные пожары и борьба с ними» (с показом средств тушения лесных пожаров), экопатрулирование.

День – экскурсия на Тараканий лог (особенности рельефа, редкие растения, Голубинский провал), игра «Лесная тропинка».

Вечер – оформление рефератов.

11 день

Утро – защита рефератов, награждение, вручение свидетельств «Юный эколог».

День – пляж, купание, игры.

Вечер – экологический эрудицион «Умники и умницы».

12 день

Утро – подготовка к отъезду: уборка комнат, территории, «круглый стол».

День – закрытие лагеря.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: лагерь