Среди философов и педагогов получает признание идея, согласно которой ценностные ориентации занимают центральное место в структуре личности.
Систему ценностей рассматривают как ядро личности и одну из форм мировоззрения. Под такой системой понимают отношение личности к тем или иным материальным и духовным объектам и явлениям.
Среди них наука выделяет:
Учителю важно знать индивидуальные ценности каждого ученика и соотносить их с групповыми и общечеловеческими. Несомненно, одна из главных ценностей современного общества - это чувство патриотизма, любовь к своей стране и своему краю. "Каждый человек, гражданин той или иной страны должен знать свою страну – "большую Родину". В то же время ему – жителю определенного района, еще более важно знание своей "малой Родины".
Формирование патриотизма часто связывают с изучением истории страны, неизбежно сужая в этом возможности многих школьных предметов, в частности, географии.
Например, в воспитании любви к природе родной страны и родного края – это, несомненно, прерогатива географии. И насколько серьезно проводит учитель географии эту работу, настолько высока будет и степень проявления учениками любви к родной природе как к национальной ценности. Изменяется ли интерес учащихся к изучению родного края в процессе изучения интегрированного курса "Краеведение"?
Понять, на что сориентирована личность каждого ребенка, мне помогает использование приема рефлексии. По-моему мнению, он должен являться одной из составных частей личностно - ориентированного обучения. Приведу сравнительные результаты начального и повторного анкетирования одних и тех же учащихся на различных этапах обучения.
№ п\п |
Содержание опроса |
2007 6 класс |
2009 8 класс |
1 |
Как вы относитесь к изучению краеведения? с интересом по необходимости без интереса |
72% 18% 10 % |
90% 10% |
2 |
Как вы думаете, нужно ли изучать этот предмет в школе? нужно не определились считали, что не нужно |
65 % 27 % 8 % |
90% 10% |
3 |
Какими вы бы хотели видеть уроки краеведения? с использованием наглядного материала, в том числе ЦОРов вне стен школы – походы, поездки, экскурсии, встречи с земляками и др. чтение книг |
36 %
47%
23 % |
10%
81%
27% |
4 |
Чем вам могут помочь уроки краеведения в жизни? узнаю больше о своей малой Родине познакомлюсь с интересными людьми- использую знания на других уроках не знаю мне эти знания не пригодятся |
49% 7 % 14 % 23% 7% |
55% 27% 18% |
5 |
Что вам нужно для хорошего выступления перед классом? общая эрудиция умение делать свои выводы убедительными повторение материала накануне урока не нужно никакой подготовки |
20% 20% 53 % 7 % |
13% 75% 5% 7% |
6 |
Что вам может помешать в изучении краеведения? недостаток времени трудности с литературой нет интереса к краеведению |
17% 61% 22% |
|
7 |
Что вам нравится на уроках краеведения? новизна материала; знакомство с новыми людьми; практическая направленность (выполнение творческих заданий, участие в конкурсах) доступность материала. |
|
37 % 27% 27 % 9 % |
8 |
Что помогло в изучении родного края? уроки краеведения походы и экскурсии чтение книг |
|
78 % 13 % 20 % |
Получив первые результаты изменения мотивации к изучению родного края, повышение интереса к предмету, появление желания вести исследовательскую работу подтверждают целесообразность использования личностно-ориентированного подхода в обучении географии и краеведения.
Основную суть процесса обучения для учащихся составляет мотивационная сфера его личности. У каждого ребенка есть свои индивидуальные потребности и мотивы учения. Психологи рекомендуют немало способов изучения мотивов, но для меня наиболее удобным является анкетирование, поскольку оно дает большой объем разнообразной информации.
Для выявления мотивов и познавательных интересов учащихся школы я использовала анкетирование двух школ, одна из которых является экспериментальной площадкой по внедрению в школьную программу интегрированного курса "Краеведение", другая - сельская школа, в которой предмет "география" изучается на базовом уровне. Старшеклассникам было предложено несколько интересующих их тем по предмету. Предложенные проблемы отражают региональную специфику.
По степени интереса, можно судить о мотивах изучения географии, а также о ценностных ориентациях, по крайней мере, познавательных. Перечень тем охватывал основные содержательные линии школьной географии - природные условия, население и его культура, хозяйственная деятельность, экологические проблемы и др. Учащиеся должны были выбрать не более пяти тем. Опрошены были учащиеся 9-11 классов. В городской школе - 30 человек, в сельской школе - 20 учащихся. Результаты анкетирования показаны в таблице. Итог подводила простым подсчетом в процентном отношении.
№ п\п |
Темы |
Количество учащихся в школе (%) |
|
Городская школа |
Сельская школа |
||
1 |
Залежи, каких полезных ископаемых возможны в нашей области. Где и какие полезные ископаемые найдены |
26.6 |
25 |
2 |
Что представляла собой поверхность нашей области во время четвертичного оледенения? Как изменилась после отступления ледника? |
20 |
43,75 |
3 |
Меняется ли климат нашей местности? Каким он станет в будущем? |
36,6 |
75 |
4 |
Волнуют ли вас экологические проблемы Урала? |
46,6 |
50 |
5 |
Хотите ли вы знать об отличиях населения Челябинской области и соседних областей? |
36,6 |
43,75 |
6 |
Как изменения в природе влияют на здоровье людей и, конкретно на твое здоровье? |
66,6 |
50 |
7 |
Чем интересны города нашей области для туристов? |
53,3 |
43,75 |
8 |
Интересуют ли вас особенности культуры и быта населения нашего края? |
26,6 |
31,5 |
9 |
Какие предприятия возникли раньше других в нашей области, почему? |
16,6 |
18,75 |
10 |
Чем отличается специфика сельского хозяйства нашей области от соседних областей? |
4,3 |
25 |
11 |
Каковы перспективы развития хозяйства нашей области, и какие профессии, в связи с этим будут востребованы? |
36,6 |
31,25 |
12 |
Хотите ли вы побывать в других районах области? |
70 |
25 |
13 |
Как можно использовать знания в твоей жизни? |
36,6 |
37,5 |
Опрос учащихся подтвердил, что к доминирующим ценностям относятся экологические проблемы. Всеобщую озабоченность состоянием природы и здоровьем людей современные школьники разделяют в полной мере. Бережное отношение к родной природе – это и духовная, и гражданская ценность.
В последние годы выросло практическое значение географии как средства познания окружающего мира, социализации и адаптации к окружающей среде. Поэтому возросла необходимость в информации о приоритетных отраслях хозяйства области, темпах их развития, условиях труда и размерах заработной платы работников. Вот далеко не полный перечень ценностных элементов школьной географии и краеведения. Умение учителя выявить их и донести до сознания учащихся – важная часть методики личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, наличие представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода в обучении позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия, в частности, по географии и краеведению, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развитие его субъективности и индивидуальности.