Роль личностно-ориентированного подхода в формировании ценностных ориентиров учащихся

Среди философов и педагогов получает признание идея, согласно которой ценностные ориентации занимают центральное место в структуре личности.

Систему ценностей рассматривают как ядро личности и одну из форм мировоззрения. Под такой системой понимают отношение личности к тем или иным материальным и духовным объектам и явлениям.

Среди них наука выделяет:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • общечеловеческие ценности.

Учителю важно знать индивидуальные ценности каждого ученика и соотносить их с групповыми и общечеловеческими. Несомненно, одна из главных ценностей современного общества - это чувство патриотизма, любовь к своей стране и своему краю. "Каждый человек, гражданин той или иной страны должен знать свою страну – "большую Родину". В то же время ему – жителю определенного района, еще более важно знание своей "малой Родины". 

Формирование патриотизма часто связывают с изучением истории страны, неизбежно сужая в этом возможности многих школьных предметов, в частности, географии.

Например, в воспитании любви к природе родной страны и родного края – это, несомненно, прерогатива географии. И насколько серьезно проводит учитель географии эту работу, настолько высока будет и степень проявления учениками любви к родной природе как к национальной ценности. Изменяется ли интерес учащихся к изучению родного края в процессе изучения интегрированного курса "Краеведение"?

Понять, на что сориентирована личность каждого ребенка, мне помогает использование приема рефлексии. По-моему мнению, он должен являться одной из составных частей личностно - ориентированного обучения. Приведу сравнительные результаты начального и повторного анкетирования одних и тех же учащихся на различных этапах обучения.

п\п

Содержание опроса

2007

6 класс

2009

8 класс

1

Как вы относитесь к изучению краеведения?

с интересом

по необходимости

без интереса

72%

18%

10 %

90%

10%

2

Как вы думаете, нужно ли изучать этот предмет в школе?     

нужно

не определились

считали, что не нужно   

65 %

27 %

8 %

90%

10%

3

Какими вы бы хотели видеть уроки краеведения?

с использованием наглядного материала, в том числе ЦОРов

вне стен школы – походы, поездки,                                                                                       экскурсии, встречи с земляками и др.

чтение книг

36 %

 

47%

 

23 %

10%

 

81%

 

27%

4

Чем вам могут помочь уроки краеведения в жизни?

узнаю больше о своей малой Родине

познакомлюсь с интересными людьми- 

использую     знания на других уроках

не знаю

мне эти знания не пригодятся

49%

7 %

14 % 

23%

7%

55%

27%

18%

5

Что вам нужно для хорошего выступления перед классом?

общая эрудиция

умение делать свои выводы убедительными 

повторение материала накануне урока

не нужно никакой подготовки

20%

20%

53 %

7 %

13%

75%

5%

7%

6

Что вам может помешать в изучении краеведения?

недостаток времени 

трудности с литературой

нет интереса к краеведению

17%

61%

22%

 

 7

Что вам нравится на уроках краеведения?

новизна материала;

знакомство с новыми людьми;

практическая направленность (выполнение творческих заданий, участие в конкурсах)

доступность материала.

 

37 %

27% 

27 %

9 %

 8

Что помогло в изучении родного края?

уроки краеведения

походы и экскурсии

чтение книг 

 

78 %

13 %

20 %

Получив первые результаты изменения мотивации к изучению родного края, повышение интереса к предмету, появление желания вести исследовательскую работу подтверждают целесообразность использования личностно-ориентированного подхода в обучении географии и краеведения.

Выявление мотивов изучения географии своей области

Основную суть процесса обучения для учащихся составляет мотивационная сфера его личности. У каждого ребенка есть свои индивидуальные потребности и мотивы учения. Психологи рекомендуют немало способов изучения мотивов, но для меня наиболее удобным является анкетирование, поскольку оно дает большой объем разнообразной информации.

Для выявления мотивов и познавательных интересов учащихся школы я использовала анкетирование двух школ, одна из которых является экспериментальной площадкой по внедрению в школьную программу интегрированного курса "Краеведение", другая - сельская школа, в которой предмет "география" изучается на базовом уровне. Старшеклассникам было предложено несколько интересующих их тем по предмету. Предложенные проблемы отражают региональную специфику.

По степени интереса, можно судить о мотивах изучения географии, а также о ценностных ориентациях, по крайней мере, познавательных. Перечень тем охватывал основные содержательные линии школьной географии - природные условия, население и его культура, хозяйственная деятельность, экологические проблемы и др. Учащиеся должны были выбрать не более пяти тем. Опрошены были учащиеся 9-11 классов. В городской школе - 30 человек, в сельской школе - 20 учащихся. Результаты анкетирования показаны в таблице. Итог подводила простым подсчетом в процентном отношении.

№ п\п

 Темы

Количество учащихся в школе (%)

 Городская школа

Сельская школа

1

Залежи, каких полезных ископаемых возможны в нашей области. Где и какие полезные ископаемые найдены

26.6

25

2

Что представляла собой поверхность нашей области во время четвертичного оледенения? Как изменилась после отступления ледника?

20

43,75

3

Меняется ли климат нашей местности? Каким он станет в будущем?

36,6

75

4

Волнуют ли вас экологические проблемы Урала?

46,6

50

5

Хотите ли вы знать об отличиях населения Челябинской области и соседних областей?

36,6

43,75

6

Как изменения в природе влияют на здоровье людей и, конкретно на твое здоровье?

66,6

50

7

Чем интересны города нашей области для туристов?

53,3

43,75

8

Интересуют ли вас особенности культуры и быта населения нашего края?

26,6

31,5

9

Какие предприятия возникли раньше других в нашей области, почему?

16,6

18,75

10

 Чем отличается специфика сельского хозяйства нашей области от соседних областей?

4,3

25

11

Каковы перспективы развития хозяйства нашей области, и какие профессии, в связи с этим будут востребованы?

36,6

31,25

12

Хотите ли вы побывать в других районах области?

70

25

13

Как можно использовать знания в твоей жизни?

36,6 

37,5

Опрос учащихся подтвердил, что к доминирующим ценностям относятся экологические проблемы. Всеобщую озабоченность состоянием природы и здоровьем людей современные школьники разделяют в полной мере. Бережное отношение к родной природе – это и духовная, и гражданская ценность.

В последние годы выросло практическое значение географии как средства познания окружающего мира, социализации и адаптации к окружающей среде. Поэтому возросла необходимость в информации о приоритетных отраслях хозяйства области, темпах их развития, условиях труда и размерах заработной платы работников. Вот далеко не полный перечень ценностных элементов школьной географии и краеведения. Умение учителя выявить их и донести до сознания учащихся – важная часть методики личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, наличие представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода в обучении позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить конкретные учебные занятия, в частности, по географии и краеведению, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развитие его субъективности и индивидуальности.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом