Почему в дошкольном возрасте все познается легко, запоминается быстро, и тот объем информации, который ребенок так спокойно усваивает за первые 5-6 лет, просто огромен?
Ответ очевиден - в детстве все познается в игре, непроизвольно запоминаются яркие впечатления и интересные факты, которые потом помнятся очень долго.
Невозможно представить себе детство без игр. Посмотрите на ребенка за игрой. В начале - это движение, выражение сил созидания. Ребенок болтает ножками и следит за их движениями. Он шевелит руками и наблюдает. Он трясет погремушку и выбрасывает ее из кроватки. Как только он начинает ходить и получает возможность свободно двигать руками, он тут же использует эту возможность. Да и сама ходьба - уже игра! Здоровый инстинкт ребенка знает, какие движения следует выполнять, чтобы достичь ловкости и здорового ощущения сил.
Бесконечно разнообразны движения, которые выполняют дети, и нет ничего интереснее, чем наблюдать за этим. Они то топают ногами, производя оглушающий шум, то семенят на цыпочках. Они подпрыгивают, танцуют, ползают, карабкаются. Руки всегда в движении. Они то ритмично хлопают, то машут, как крыльями, помогая сохранять равновесие.
Лазание относиться к раннему упражнению ловкости, и при этом необходимо, чтобы родители приняли решение не бояться, а предоставить ангелу - хранителю защищать ребенка в его "акробатических номерах". Кто имел возможность довольно долго наблюдать за детьми, которым предоставлена такая свобода, тот знает, что ангел - хранитель - не легенда, а мудрость наших предков.
У маленьких детей фантазия еще не играет никакой роли или очень незначительную. Так называемые "каракули" детей - выражение динамики их существа, которое не вносит в чистую радость творчества какого-либо интеллектуального содержания. Только постепенно детская игра насыщается представлениями. Сначала ребенок топает из чистой радости топанья, позднее топанье становится ритмичным, мальчик марширует, он - "солдат". Маленький ребенок строит из кубиков, чтобы тотчас разрушить постройку, это для него важнее, чем построить дом или башню. Он переживает процесс построения и разрушения с одинаковой радостью.
Мир игр - мир ребенка, близкий и доступный ему, где любой замысел можно привести в исполнение. В игре он может стать врачом и учителем, шофером и летчиком, мамой и строителем. В игре он чувствует себя большим и умным, сильным и умелым. Ребенок вносит в нее все самое для него интересное, в ней он как бы моделирует мир отношений взрослых.
Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Игра - естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Каждый день несет ребенку массу впечатлений, и, хотя многое ему еще не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником "взрослых" дел заставляет его (хотя бы понарошку!) отражать в действии то, что захватило его ум и воображение.
Игра как раз предоставляет ему такую возможность. Дети многому учатся в игре: уточняют знания об окружающем, приобретают организаторские умения, преодолевают робость, учатся подготавливать необходимое для игры, у них развивается речь, воображение. В игре, более чем в какой-либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.
Очень важно понимать, что через игру нужно воспитывать только добрые чувства, умение сопереживать, понимать боль и страдание, желание заботиться о других.
Именно сюжетно-ролевые игры в семью, детский сад, больницу воспитывают эти качества. А если ребенку покупать игрушки военной тематики (оружие, боевое снаряжение и т.д.), то, естественно, у него постепенно сформируется игра, связанная с агрессивным поведением.
Большую роль и широкие возможности для воспитания гуманных чувств открывают игры с куклами. Кукла "младенец" для дошкольника является особым предметом для проявления самых лучших чувств и переживаний. Это и забота, нежность, чуткость и бережное отношение к малышам. Желание сберечь, сделать что-то приятное: искупать, покормить, спеть колыбельную - все это останется в сердце маленького человека.
Театрализованные игры оказывают немалое влияние на активизацию гуманных чувств и поступков детей, содействуют формированию общественных навыков. Объединенные игровым замыслом, малыши поставлены перед необходимостью действовать дружно, сообща, уметь договариваться, уступать друг другу, проявлять взаимопомощь, дружелюбие, внимание.
Большое значение имеет правильное руководство игрой. Только тогда, когда взрослый сможет дать правильное направление игре, она будет оказывать необходимое воспитательное воздействие. Необходим такт, умение определить меру вмешательства и оценить возможности ребенка. Воспитатель направляет на дальнейшее развитие сюжета, чтобы игра приобрела разнообразный и длительный характер.
У детей очень рано проявляется сильное влечение к самостоятельности, и подавлять это стремление неправильно. Многие дети не хотят играть сами и ждут, когда взрослые будут его развлекать. Прежде всего, необходимо подбирать такие игрушки, которые располагали бы ребенка к деятельности: конструктор, мозаику, настольно - печатные игры, крупный строитель. Чаще всего в эти игрушки удобнее играть одному. За самостоятельную игру неплохо похвалить ребенка, показать всем результаты его деятельности. Помогать дошкольнику в самостоятельной игре нужно исподволь, чтобы он это руководство не заметил.
Для игровых уголков нужно выбрать удобное место, хорошо освещенное, подальше от отопительных батарей и сквозняков. Игрушек не должно быть слишком много, чрезмерное изобилие рассеивает интерес к ним. Каждая игрушка должна знать свое место, но не следует требовать от детей парадного убранства, Пусть ребенок переставляет игрушки, меняет их местами в соответствии со своими замыслами.
Очень важно научить детей беречь игрушки, не только для того, чтобы сберечь их в целости и сохранности. Привычка к бережному отношению с игрушками формирует нравственные качества. "Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет", писал А.С. Макаренко.
Каждая игра - это общение ребенка с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху товарища, и мужественно переносить свои неудачи.
"Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалеет иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир" Ж.-Ж. Руссо