Профессиональная ориентация школьников: билет в будущее

Мы живем в стремительно меняющемся мире и родители, приводя детей в школу, хотят видеть в своих детях личность самостоятельную, обладающую прочным фундаментом знаний, работоспособную и профессионально ориентированную.

На сегодняшней день развитие экономики страны ведет к расширению рынка профессий, поэтому вопросами профессиональной ориентации школьников необходимо заниматься с начальной школы.

Формирование готовности к осознанному выбору профессии должно начинаться с первого класса и иметь системный характер. Вопросы профессиональной ориентации школьников являются актуальными в современной России. Проблема профессиональной ориентации в школе заключается в том, что многие из учащихся не обладают полной и достоверной информацией о содержании профессий на рынке труда, не в полной мере представляют, чем занимается тот или иной специалист, каковы характер и условия его труда.

У детей не всегдарано обнаруживается интерес к профессиям,склонность к определенному виду деятельности: творческой, конструктивной. Поэтому ранняя профессиональная ориентация в начальной школе характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях. Ведущим видом деятельности в начальной школе является деятельность познавательная и поэтому в этот период важно расширять представления учащихся о мире профессий, с помощью наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни семьи, окружающих, и интересных случаев из литературы.

Данная работа способствует дальнейшему развитию профессионального самосознания школьника. Знакомство с профессиями в младшем школьном возрасте должно быть ярким, впечатляющим, практическим, запоминающимся, что достигается через экскурсии (реальные и виртуальные), встречи с интересными людьми, проектную деятельность. Учащиеся начальных классов нашей образовательной организации имеют возможность посещать предприятия нашего города (хлебокомбинат, швейные мастерские, краеведческий музей и музей пожарной охраны, библиотеки). Кроме того, ребята посещают предприятия области: кондитерские фабрики, театры, музеи, заповедник «Томская писаница».

Музей-заповедник «Томская писаница»Музей-заповедник «Томская писаница»

Обобщенный опыт экскурсии находит свое отражении в таких проектах как: «Профессия моей семьи», «Профессии нашего города», «Есть такая профессия…» и личных портфолио учащихся. При переходе из начальной школы в среднее звено учащиеся должны представлять, где они могут учиться после школы, чтобы получить профессию, а затем и работать по специальности. Например, отдавая предпочтение предметам физико-математического направления необходимо познакомить учащихся с высшими и средне специальными учебными заведениями, готовящими специалистов экономической сферы, горном и инженерном деле.

Для знакомства с учебными заведениями нашего города и региона в школе систематически проводятся «Дни открытых дверей», «Ярмарки специальностей». В рамках данных мероприятий учебные заведения представляют свои специальности и знакомят учащихся с правилами приема, различными условиями поступления и сроками обучения в учебном заведении. Учащимся рекомендуетсяпобывать на некоторых предприятиях, чтобы улучшить представление о будущей профессии.

Сущность профессиональной ориентации в среднем звене заключается в преодолении противоречия между существующими потребностями рынка труда и традиционно сложившимися профессиональными устремлениями молодежи. Огромную роль в данном вопросе играют занятия по внеурочной деятельности в среднем звене. Внеурочная деятельность в нашей образовательной организации представлена следующими направлениями: спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, интеллектуальным, социальным и общекультурным.

Профориентация школьниковПрофориентация школьников

Посещая занятия клуба «Допризывник» ребята знакомятся с воинскими специальностями, условиями службы в армии и работы в органах внутренних дел. Выпускники школы охотно делятся азами своей профессии на классных часах «Чем интересна моя профессия», обсуждают за круглым столом актуальные проблемы «Легко ли быть успешным в современном мире». Ребята ежегодно принимают участие в смотре-конкурсе «Допризывник».

На занятиях в студии «Девичий терем» девушки учатся кройке и шитью, вязанию и вышиванию разными техниками. На занятиях клуба «Мастеровой» юноши учатся конструированию, правилам обработки древесины, представляя свои работы на конкурсах декоративно-прикладного творчества, где членами жюри представлены люди различных профессий. Работа научного общества учащихся «Поиск» находит практическое отражение в научно-исследовательских и проектных работах.

Научно-исследовательские работы «Мои наблюдения за развитием растений» (биология), «Голографические проекции с использованием 3D пирамиды» (информатика и компьютерные технологии), «Понятие фрактал. Его виды» (математика), проектная работа «Декор кружки полимерной глиной. Оценка материала» были представлены в рамках работы детской научно-практической конференции учащихся.

Подходами профессиональной ориентации школьников среднего звена в нашей образовательной организации является обучение навыкам поиска профессии, анализа информации о ней на рынка труда, привлечение работодателей к деятельности по профессиональной ориентации школьников на основе профессиональных проб, привлечение родителей к совместным мероприятиям по профессиональной ориентации «Кем быть?», «Моя будущая профессиональная карьера».

Качество профессиональной ориентации учащимися среднего звена на прямую зависит от грамотной взаимноорганизованной работы всех субъектов образовательных отношений: педагогов школы, классного руководителя и родителей. Немаловажным является психологическая поддержка учащихся в выборе профессии для успешной социальной адаптации в современном обществе. Слаженная, систематическая работа педагогического коллектива совместно с родительской общественностью позволит выпускникам правильно спроектировать будущую профессиональную деятельность.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом