Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования придает этому направлению работы принципиально новую значимость.
Ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Одна из главных задач школы – создать условия для привлечения родителей к участию в образовательном процессе
Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребенка.
Решая эту задачу, мы отвечаем на вопросы: Для кого делаем? Что делаем? Как делаем?
В содержании стандартов нового поколения большое значение придается духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию. Учитывая требования, которые выдвигает стандарт к портрету ученика…
Мы используем различные формы взаимодействия педагогов и родителей:
Сегодня мы поделимся опытом работы с путевкой – рекомендацией, поскольку пользуемся этой формой работы в своей школе и считаем, что эта работа интересна и своевременна. Путевка-рекомендация – это своеобразный маршрут, для детей и их родителей, двигаясь по которому, ребенок изучает наш замечательный город, его историю и традиции.
На первом этапе планирования мы подбираем экскурсии, спектакли, концерты, путешествия, пешеходные экскурсии. Здесь мы учитываем социальный контекст, а также возраст, психологические особенности детей данного класса или группы.
Составляем график посещения по месяцам. В каждом месяце указаны разделы: театры, памятники, музеи, пешеходные экскурсии, рекомендуем отдельно те путешествия, в которых ребята участвуют со своими родителями, и те, которые посещаем вместе всем классом. Каждый ученик и его семья получает путевку – рекомендацию.
Далее начинается планомерная работа - выполнение тех рекомендаций, которые предложены. Посещая театр, занятие в музее, ученик закрашивает цветным карандашом то, где уже побывал.
Причем спектакли, например, закрашивает красным цветом, музеи - синим. Если ребенок побывал на незапланированной экскурсии, он вписывает ее в путевку в дополнительную строку: где еще ты побывал.
Раз в месяц мы подводим итоги. Рассматриваем путевки, так рождается дух соревнования, но мы не только механически закрашиваем…
В группе продленного дня учащиеся готовят отчеты об экскурсиях, путешествиях, спектаклях: это и рассказы, и фотоотчеты, и презентации, и видеоролики, которые создаются совместно с родителями.
В конце учебного года мы выбираем жюри, в которое входят родители и учащиеся. А на празднике, приуроченному ко дню города, мы смотрим лучшие работы по изучению города, определяем и награждаем победителей в конкурсе путевок-рекомендаций.
Хотя на самом деле, победители - все дети, ведь каждый для себя узнал и увидел, что-то новое, что повысило его интеллектуальный уровень. Кстати, по отзывам родителей, некоторые из них сами попали в какой-то музей первый раз только своими детьми и по путевке-рекомендации! Мы считаем, что такая форма изучения нашего города может быть использована и в школе, и в детском дошкольном учреждении. Ведь используя эту форму, можно наполнить ее любым содержанием.
Работа с путевкой – рекомендацией является активным современным способом организации совместной деятельности родителей и детей, и дает свои результаты.
Познание мира начинается с удивления. "Удивляясь - удивлять, увлекаясь – увлекать" Энергия детства неисчерпаема, надо лишь правильно направить ее, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника, мир.