В соответствии с ФГОС большое внимание уделяется организации исследовательско-проектной работы школьников. Работа над проектом имеет определенную структуру.
1. Проблема. Наличие проблемы является основой проекта. Она должна быть интересна ученику.
2. Цель. Проект должен обладать понятной и реальной для достижения целью, результатом которой станет проектный продукт.
3. Планирование работы. Выполнение проекта, начиная от обозначения проблемы до реализации цели проекта, разбивается на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них. Определяются способы решения этих задач и находятся соответствующие ресурсы.
4. Литература. Для осуществления плана работы над проектом изучается литература. Возможно проведение различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов. Проведится анализ и обобщение полученных сведений; с формулируются выводы по текущему вопросу.
5. Письменная часть. Проект представляет собой отчет о ходе работы. В нем описываются все этапы выполнения, принимавшиеся решения; возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируется собранная информация; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
6. Защита проекта. Является обязательным условием и представляет собой презентацию, результаты работы. В ходе презентации ученик не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт решения проблемы проекта, приобретенную компетентность.
Работа над проектом мотивирует учеников на получение новых знаний. Она: личностно ориентирована; мотивируема; поддерживает педагогические цели на всех уровнях; позволяет учиться на своем опыте и опыте других; использует множество дидактических подходов; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
В ходе реализации проекта учитель помогает ученикам в поиске нужных источников, сам является источником информации, координирует весь процесс, поощряет учащихся, поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы.
Работа учеников Б класс МБОУ "СШ № 12" г. Красноярска
Тема проекта: "Казачество в Красноярске. Как возрождаются традиции?"
Проблема проекта: возрождаются ли традиции казачества в Красноярске?
Цель проекта: узнать историю и культуру казачества Красноярска. Участие казачества в патриотическом воспитании молодежи, роль казачества в жизни моей семьи.
Задачи проекта:
В многовековой истории Российского государства портрет казачества как одной из социальных групп населения страны всегда привлекал особое внимание. Культура, традиции, обычаи казаков России самобытны и интересны, достойны того, чтобы узнать какое место они занимают в культуре города Красноярска.
Во все времена, во всех странах мира защищать Родину дело было не просто благородное, но и очень значимое. Воины - защитники отстаивали свою территорию, они спасали от захватнических войск свою землю – землю, где они родились, свои дома, свои семьи. Очень много сказано о разных родах войск. В данной работе мы расскажем о казачьем войске и о казаках.
Первое официальное упоминание в российских источниках о казаках относится к XVI веку, в частности, к грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному (1550 г.)
Под казачеством в России прежде всего понимаются сообщества, появившиеся на Дону, Нижнем Поволжье и Урале. Кто такой казак? В тюркских языках слово "казак" означает "человек вольный, независимый, искатель приключений, бродяга" и даже – "разбойник".
А у Владимира Ивановича Даля казак – это "войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении". В ХХ веке в "Словаре русского языка" Сергея Ивановича Ожегова под казаками понимаются "члены военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства, активно участвовавших в защите и расширении государственных границ; крестьяне, потомки этих поселенцев, а также бойцы воинской части из этих крестьян".
Казаки являлись в царской России привилегированным сословием, специфическая "особость" ощущалась ими всегда, они четко отделяли себя от окружающего крестьянского населения ("мужиков") и очень неохотно отдавали своих дочерей замуж за крестьян.
За защиту границы России от врагов казаков освобождали от налогов. Сибирское казачество характерно значительной пестротой и неоднородностью этнического, конфессионального и социального состава: в него верстались донские, запорожские, кубанские, оренбургские, забайкальские и другие казаки.
Но версия о казачестве как национальности широкой популярности в итоге не обрела. Более распространена версия о том, что "казак – не национальность, а особое состояние духа".
Покорение Сибири было отражено в полотне Василия Сурикова "Покорение Сибири Ермаком". Событие происходило в XVI веке. Город Красноярск вырос из острога, который был основан в 1628 году отрядом казаков во главе с Андреем Дубенским на Стрелке Енисея — при впадении реки Качи в реку Енисей.
В настоящее время в нашем городе казачество также является традиционным. В 2008 году был основан Казачий Культурный Центр "Енисейская Казачья Вольница" под руководством Д. А. Касторнова. Центр находится в нашем городе на улице Комбайностроителей.
Во время Великой Отечественной войны в Красной Армии было множество казаков, которые воевали не в "фирменных" казачьих кавалерийских или пластунских, а в других частях или отличились в военном производстве (в тылу). Одним из них является генерал-лейтенант инженерных войск Герой Советского Союза Д. М. Карбышев - уроженец Сибири.
ККЦ "Енисейская Казачья Вольница" проводит Казачьи игры "Мы Отечества сыны", рейд по уничтожению дикорастущей конопли в Николаевке, "Взятие снежного городка" и т. д. Казачий десант проводит занятия в лагере "СОЮЗ". Сестра, я, братья посещаем ККЦ не первый год. На занятиях курсанты проходят подготовку по ряду военно-спортивных дисциплин.
И в наши дни в Красноярске на острове Татышев проходит традиционная казачья забава – Взятие снежного городка, изображенная на знаменитой картине В. И. Сурикова. В 2013 году ККЦ" Енисейская Казачья Вольница" помогла провести игру в СШ № 12, о чем были репортажи телевидения. Важное место в культуре казачества занимает нравственное воспитание в духе православной веры.
Сохраняя традиции верности героев Родине ККЦ" Енисейская Казачья Вольница несет вахту памяти "Пост № 1". Казачьи традиции и образ жизни до сих пор играют большую роль в формировании сибирского характера.
Работая над проектом, мы провели опрос. Ребятам 4 класса задавали следующие вопросы (см. приложение):
Вопрос |
Смогли ответить правильно |
Кто такой казак? |
27% |
Казак служит Родине? |
64% |
Каждый ли может быть казаком? |
27% |
Есть ли казаки в Красноярске? |
45,4% |
Проанализировав результаты ответа, мы сделали вывод, что тема проекта "Казачество в Красноярске. Как возрождаются традиции?" действительно является актуальной.
Мы уверены, что, ознакомившись с материалом нашей работы ребята будут знать о казачестве гораздо больше.
Заключение
Возрождение казачества имеет большое значение в настоящее время. Восстанавливаются мудрые красивые обычаи наших предков. Российское казачество может быть привлечено к борьбе с терроризмом, к охране Государственной границы, охране общественного порядка, к обеспечению государственной, пограничной, экологической и пожарной безопасности, к мероприятиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий.
Анкета
Дорогой друг!
Я провожу исследование на тему "Казачество в Красноярске. Как возрождаются традиции?". Прошу ответить на мои вопросы:
Продукт исследовательского проекта: презентация, фотовыставка, макет казачьего двора.