Реальные социально-экономические, межличностные, межкультурные, трудовые отношения ставят перед образованием новые цели, задачи.
1. Реальные условия:
- переход к рыночным экономическим условиям;
- трудности моделирования ближайшего и отдаленного будущего;
- усложнение социальных и производственных отношений;
- возрождение (наличие) многих культур;
- переход к рыночным экономическим условиям;
- трудности моделирования ближайшего и отдаленного будущего;
- усложнение социальных и производственных отношений;
- возрождение (наличие) многих культур;
- ускоренное развитие новых технологий деятельности людей;
- резкое увеличение удельного веса информационной насыщенности в успешности деятельности человека;
- необходимость каждому принимать решения для обеспечения благополучия, обеспечения достатка;
- нет гарантии обязательного получения рабочего места даже после получения образования, профессии;
- необходимость участия в системе непрерывного образования на протяжении всей жизни. (и т.д.)
В настоящее время целью обучения служат не только ЗУН и сформированность способов деятельности, а умение сделать их базой для успешности своей жизнедеятельности!
Главный критерий качества образования - это насколько выпускник школы подготовлен к жизни и
деятельности в реальных условиях!
Качество образования - это компетентность учащегося школы, выпускника школы!
Компетентность - это личностные качества выпускника школы, характеризующие его как гражданина РФ, как участника социальных и
трудовых отношений, готового активно жить в свободном ,демократическом обществе не нарушая интересов других людей, полностью реализуя свои потребности.
- Компетентность - это способность выпускника применять в условиях реальной жизнедеятельности полученные ЗУН, способы деятельности для обустройства своей жизни, получения доходов для себя, семьи, содержания государства.
- Компетентность - это ЗУН, технологии + способность их применения в реальной жизни для получения достатка в жизни.
1. Профессиональная и личностная компетентность:
- сформированность базовых ЗУН, технологий учебной и трудовой деятельности, потребность, способность и возможность продуктивного участия в системе непрерывного образования на протяжении всей жизни.
2. Социальная и политическая компетентность:
- гражданская грамотность (базовая способность, необходимая для участия в демократических процедурах жизни в демократическом, свободном обществе);
- умение критически осмысливать происходящее в условиях плюрализма;
- умение действовать в условиях рыночных отношений;
- умение принимать решения под свою ответственность;
- правовая грамотность (понимание права, как единственного и важнейшего механизма регулирования социальных, общественных, межличностных, трудовых отношений)
- готовность и умение жить и работать в правовом поле.
3. Межкультурная компетентность: (Межкультурная толерантность).
- Способность понять и признать другие национальные культуры , умение вести диалоги и сотрудничать с разными национальными группами, их представителями, отказ от предрассудков, уважение всех культур и личностей.
4. Коммуникативная компетентность:
- способность к взаимодействию и сотрудничеству с личностями, коллективом, обществом;
- сформированность навыков вступать в необходимые контакты с людьми, коллективами, обществом;
- умения слушать и понимать точку зрения собеседника;
- искать причину неуспешного контакта прежде всего в себе;
- умение дискутировать;
- умение адекватно воспринимать окружающих и вести себя в различных ситуациях;
- владение устными и письменными навыками общения на нескольких языках (хотя бы на 2-3);
- владение информационными технологиями и каналами доступа к информации (ПЭВМ, Интернет, пейджеры, факсы, телефоны мобильные, электронные библиотеки);
- умения владеть, обрабатывать, хранить, анализировать информацию, постоянно обновлять и добавлять ее.
5. Интеллектуальная компетентность:
- развитое продуктивное мышление;
- способность к анализу и синтезу, обобщениям и выводам;
- гибкость и динамизм ума;
- способность принятия высокоэффективных, хотя и нестандартных решений;
- умение проектировать и доводить их до логического завершения с получением выгоды;
- умение осмыслить свою деятельность (рефлексия).
- умение самостоятельно ставить цели и выполнять задачи по их достижению с получением максимальной выгоды;
- умение временные неудачи сделать ступенькой будущих успехов и т.д.
В настоящее время основной задачей школы является формирование основ для подготовки компетентной личности ученика, выпускника школы.(Об этом записано в п.2 основных задач школы, в Концепции дальнейшего развития школы, принятой в 1999году).
Формирование одной из базовой компетентности (ЗУН +способы,технологии деятельности) воспринимать через:
А/ Применение личностно ориентированных технологий обучения;
В/ Обучение предполагает:
Успешность обучающегося - это его компетентность, + :
Поиск; Самостоятельность;
Обдумывание; Независимость;
Построение проектов. Информированность;
Учение; Технологичность;
Сотрудничество; Умение развиваться;
Адаптацию; Бесконфликтность;
Процесс обучения предполагает выделение ключевых, определяющих компетенций (Это базовая компетентность)
Изучать: Организовывать взаимосвязь своих знаний, упорядочить их;
Организовать свои собственные приемы, методы, технологи обучения;
Уметь самостоятельно учиться всему; (нужному)
Уметь решать проблемы;
Уметь извлекать пользу из опыта, ЗУН.(Ит.д.)
Искать: Знать о существовании базы данных;
Уметь запрашивать и пользоваться базами данных;
Уметь получать и переработать, хранить информацию;
Уметь работать с учебниками, справочниками, конспектами, первоисточниками .
Уметь получать необходимые консультации у компетентных людей и.т.д.
Думать: Уметь организовывать связи прошлого, настоящего, прогнозировать будущее.
Адекватно, с пониманием воспринимать действительность;
Уметь реализовать познавательную потребность в реальных условиях;
Уметь дискутировать, иметь свою точку зрения, доказывать и понимать.
Уметь оценивать окружающую действительность (где учишься, работаешь)
Уметь оценить социальные привычки по критерию «здоровый образ жизни»;
Уметь оценивать и понимать произведения искусства, науки, техники, технологии.
Приниматься за дело: Включаться в проект;
Строить бизнес планы, заниматься маркетингом;
Включаться в проекты и доводить их до конца с получением максимальной выгоды;
Сотрудничать как деловой партнер;
Уметь организовать работу, дело, производство, отрасль.
Уметь пользоваться оргтехникой для увеличения успешности деятельности.
Нести ответственность за исход;
Сотрудничать: Уметь взаимодействовать в паре, в группе, коллективе;
Принимать решения;
Конструктивно решать межличностные, коллективные и общественные конфликты;
Уметь договариваться, сотрудничать;
При сотрудничестве выше всего ставить толерантность;
Уметь разрабатывать и выполнять контракты, договора, соглашения;
Адаптироваться: Уметь выжить и развиваться в любой среде;
Обладать гибкостью мышления;
Причину неуспеха искать прежде всего в себе, своих психолого-личностных качествах;
Уметь находить решения в любой проблемной ситуации и т.д.