Современные критерии оценки качества образования

Реальные социально-экономические, межличностные, межкультурные, трудовые отношения ставят перед образованием новые цели, задачи.

1. Реальные условия:

- переход  к рыночным экономическим условиям;

- трудности моделирования ближайшего и отдаленного будущего;

- усложнение  социальных и производственных отношений;

- возрождение (наличие) многих культур;

- переход к рыночным экономическим условиям;

- трудности моделирования ближайшего и отдаленного будущего;

- усложнение социальных и производственных отношений;

- возрождение (наличие) многих культур;

- ускоренное развитие новых технологий деятельности людей;

- резкое увеличение удельного веса информационной насыщенности  в успешности деятельности человека;

- необходимость каждому принимать решения для обеспечения благополучия, обеспечения достатка;

- нет гарантии обязательного получения рабочего места даже после получения образования, профессии;

- необходимость участия в системе непрерывного образования на протяжении всей жизни. (и т.д.)

В настоящее время целью обучения служат не только ЗУН и сформированность способов деятельности, а умение сделать их базой для успешности своей жизнедеятельности!

Главный критерий качества образования - это насколько выпускник школы подготовлен к жизни и

деятельности в реальных условиях!   

Качество образования - это компетентность учащегося школы, выпускника школы!

Компетентность - это личностные качества выпускника школы, характеризующие его как гражданина РФ, как участника социальных и

трудовых отношений, готового активно жить в свободном ,демократическом обществе  не нарушая интересов других людей, полностью реализуя свои потребности.

- Компетентность - это способность выпускника применять в условиях реальной жизнедеятельности полученные  ЗУН, способы деятельности  для обустройства своей жизни, получения доходов  для себя, семьи, содержания государства.

- Компетентность -  это ЗУН, технологии  + способность их применения в реальной жизни для получения достатка в жизни. 

Основой компетентности выпускника являются:

1. Профессиональная и личностная компетентность:

- сформированность базовых ЗУН, технологий учебной и трудовой деятельности, потребность, способность и возможность продуктивного участия в системе непрерывного образования на протяжении всей жизни.

2. Социальная и политическая компетентность:

- гражданская грамотность (базовая способность, необходимая для участия в демократических процедурах жизни в демократическом, свободном обществе);

- умение критически осмысливать происходящее в условиях плюрализма;

- умение действовать в условиях рыночных отношений;

- умение принимать решения под свою ответственность;

- правовая грамотность (понимание права, как единственного и важнейшего механизма  регулирования социальных, общественных, межличностных, трудовых отношений)

- готовность и умение жить и работать в правовом поле. 

3. Межкультурная компетентность: (Межкультурная толерантность).

- Способность понять и признать другие национальные культуры , умение вести диалоги и сотрудничать с разными национальными группами, их представителями, отказ от предрассудков, уважение всех культур и личностей. 

4. Коммуникативная компетентность:

- способность к взаимодействию и сотрудничеству с личностями, коллективом, обществом;

- сформированность навыков вступать в необходимые контакты с людьми, коллективами, обществом;

- умения слушать и понимать точку зрения собеседника;

- искать причину неуспешного контакта прежде всего в себе;

- умение дискутировать;

- умение адекватно воспринимать окружающих и вести себя в различных ситуациях;

- владение устными и письменными навыками общения на нескольких языках (хотя бы на 2-3);

- владение информационными технологиями и каналами доступа к информации (ПЭВМ, Интернет, пейджеры, факсы, телефоны  мобильные, электронные библиотеки);

- умения владеть, обрабатывать, хранить, анализировать  информацию, постоянно обновлять и добавлять ее. 

5. Интеллектуальная компетентность:

- развитое продуктивное мышление;

- способность к анализу и синтезу, обобщениям и выводам;

- гибкость и динамизм ума;

- способность принятия высокоэффективных, хотя и нестандартных  решений;

- умение проектировать и доводить их до логического завершения с получением выгоды;

- умение осмыслить свою деятельность (рефлексия).

- умение самостоятельно ставить цели и выполнять задачи по их достижению с получением максимальной выгоды;

- умение временные неудачи сделать ступенькой будущих успехов и т.д. 

В настоящее время основной задачей школы является формирование основ для подготовки  компетентной личности  ученика, выпускника школы.(Об этом записано в п.2 основных задач школы, в Концепции дальнейшего развития школы, принятой в 1999году).

Формирование одной из базовой компетентности (ЗУН +способы,технологии деятельности) воспринимать через:

А/ Применение личностно ориентированных технологий обучения;

В/ Обучение предполагает:                             

Успешность обучающегося - это его компетентность, + :

        Поиск;                                                                       Самостоятельность;

        Обдумывание;                                                              Независимость;

        Построение проектов.                                                     Информированность;

        Учение;                                                                      Технологичность;

        Сотрудничество;                                                            Умение развиваться;

        Адаптацию;                                                                  Бесконфликтность; 

Процесс обучения предполагает  выделение ключевых, определяющих компетенций (Это базовая компетентность)

Изучать: Организовывать взаимосвязь своих знаний, упорядочить их;

                           Организовать свои собственные приемы, методы,  технологи обучения;

                           Уметь самостоятельно учиться всему; (нужному)

                           Уметь решать проблемы;

                           Уметь извлекать пользу из опыта, ЗУН.(Ит.д.)

Искать:   Знать о существовании базы данных;

                           Уметь запрашивать и пользоваться базами данных;

                           Уметь получать и переработать, хранить информацию;

                           Уметь работать с учебниками, справочниками, конспектами, первоисточниками .

                           Уметь получать необходимые консультации у компетентных  людей и.т.д.

Думать:  Уметь организовывать связи прошлого, настоящего, прогнозировать будущее.

                            Адекватно, с пониманием воспринимать действительность;

                            Уметь реализовать познавательную потребность в реальных условиях;

                            Уметь дискутировать, иметь свою точку зрения, доказывать и понимать.

                            Уметь оценивать окружающую действительность (где учишься, работаешь)

                            Уметь оценить социальные привычки по критерию «здоровый образ жизни»;

                            Уметь оценивать и понимать произведения искусства, науки, техники, технологии.

Приниматься за дело: Включаться в проект;

                             Строить бизнес планы, заниматься маркетингом;

                             Включаться в проекты и доводить их до конца с получением максимальной выгоды;

                             Сотрудничать как деловой партнер;

                             Уметь организовать работу, дело, производство, отрасль.

                             Уметь пользоваться оргтехникой для увеличения успешности деятельности.

                             Нести ответственность за исход;

Сотрудничать:    Уметь взаимодействовать в паре, в группе, коллективе;

                             Принимать решения;

                             Конструктивно решать межличностные, коллективные и общественные конфликты;

                              Уметь договариваться, сотрудничать;

                              При сотрудничестве выше всего  ставить толерантность;

                              Уметь разрабатывать и выполнять контракты, договора, соглашения;

Адаптироваться: Уметь выжить и развиваться в любой среде;

                              Обладать гибкостью мышления;

                              Причину неуспеха искать прежде всего в себе, своих психолого-личностных качествах;

                              Уметь находить решения в любой проблемной ситуации  и т.д.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: образование, школа