Сюжетно-ролевая игра для детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Цель: создание единого игрового образовательного пространства как одной из форм подготовки их к современной жизни и способа поддержки учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
Здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие, и большие,
Я на вас посмотрю,
Кое-что интересное я расскажу.
Вы готовы к нашему занятию?
Сейчас я это и проверю.
Постойте на одной на ноге те, кто всегда помогает другим,
Похлопайте в ладоши те, кто умеет дружить,
Улыбнитесь друг другу те, кто готов к нашему занятию.
- Отлично, я вижу, что вы настроены на наше занятие.
- Но посмотрите, что это, это письмо. Давайте его скорее откроем.
"Здравствуйте, ребята, я президент нашей страны и обращаюсь к вам с просьбой о том, чтобы в нашей стране создали порядок, создав новые государства. Поможете мне?"
- Итак, ребята, как вы думаете, как мы можем помочь? (ответы детей)
- Я предлагаю сначала ответить на вопросы и придумать план, как мы можем это сделать.
- Для этого присаживайтесь на свои места. Спинки ровно, ножки вместе, глазки смотрят на меня.
- Ребята, какое слово необыное вы услышали? (государство)
- А вы знаете, что это?
- Сейчас я вам расскажу.
- Государство – это люди, живущие на определенной территории, и вместе с тем это - политическое пространство.
- Наше государство называется Россия. Россия занимает огромную территорию.
- В нашем государстве много народов, а управляет и решает все важные дела – наш президент.
- Именно он издает указы на благо своей страны и которому доверяет народ, то есть мы.
- Также в нашем государстве есть Министерство труда и социального развития, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, образования.
- У всех у них есть обозначения.
- Поэтому я предлагаю поиграть в игру, я буду показывать, а вы должны угадать, что это за министерство.
Игра "Угадай"
- Отлично, справились.
- Но о чем же нас попросил президент? (навести порядок)
- Верно, здесь произошел непорядок, а оказалась так, что права людей нарушены. Но что же такое права? Вы знаете?
Права - это установленные и охраняемые государством нормы и правила
- Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.
- Давайте посмотрим на картинки, здесь нарушены права. И вот что я могу рассказать о первом.
"Ребенок обязан уважать и почитать взрослых"
- А как вы думаете почему? (ответы)
- А вы уважаете взрослых?
- Все ваши права записаны в книге, которая называется "Конвенция о правах ребенка".
- Ведь вы все Граждане России. У вас, как и у любого человека есть права и обязанности, но ваши права особенные. Это права ребенка!
- Продолжим дальше...
Право на жизнь
- Каждый ребенок имеет право на жизнь. А что такое жизнь? (существование)
- Что необходимо знать, чтобы сохранить себе жизнь? (соблюдать правила поведения дома и на улице)
Дидактическая игра "Чрезвычайные ситуации"
Дети рассказывают о правилах дорожного движения, правилах поведения в быту, которые способствуют сохранению здоровья.
- А что необходимо ребенку, чтобы он вырос настоящим человеком? (семья)
Право на семью
- Каждый ребенок имеет право на семью. Всех членов семьи связывает любовь и нежность, забота друг о друге. (Дети рассматривают "Семейные газеты", рассказывают о членах своей семьи)
- Почему в семье так важно любить друг друга?
- Как надо вести себя, если ты провинился? (попросить прощения, исправиться)
Право на дружбу
- Еще у детей есть право на дружбу и собственное мнение. А что такое дружба? (совместные игры, близкие отношения)
- Кого называют настоящим другом? (кто помогает, приходит на помощь в трудную минуту, не обижает)
Дети слушают песню "Если с другом вышел в путь".
Право на образование
- Ребята, а еще вы имеете право на образование. И главный помощник в этом – книга. Какие книги вы знаете?
- Вот вы и узнали много своих прав. Пора создавать свою страну и стараться следить, чтобы везде был порядок.
- Придумать ей название, издать свои законы, свои министерства.
Путем голосования проводим выборы. Дети должны избрать Совет страны, в которую входят:
Назначить себе помощников и игра началась.
Основная задача Совета государства - была создать необходимые условия для развития и реализации общественных работ, досуга. Например, Министр труда отвечал за распределение работ и вел контроль за их выполнением, он каждый день назначал у нас дежурных по столовой, дежурных в природном уголке, которые следили за порядком в группе, помогали воспитателю в подготовке к занятию.
Президент руководил и вел контроль за выполнением всех должностных обязанностей. Министр МВД следил за порядком и разрешал различные конфликтные ситуации. Министр образования помогала детям, которые затруднялись в выполнении какого либо учебного задания - сама или назначая помощников.
Они учили с этими детьми цифры, буквы, рисовали, разучивали песни. Министр здравоохранения следил за внешним видом и опрятностью детей, аккуратность сложенных вещей в кабинках и на стульчиках.
Воспитатель – советник президента. Необходимо ставить важные вопросы перед страной, косвенно участвовать. Свободно излагать свое мнение, задавать вопросы, применять голосование при решении коллективных проблем, выражать свое несогласие и отстаивать свои убеждения.
- Ребята, а что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
- С какими правами мы познакомились? Какие возникали трудности?
- Мне очень понравилось, что вы все были активны, хорошо рассказывали о правилах поведения на улице и дома, умеете заботиться и соблюдать права.
- Надеюсь, что все будете хорошими друзьями и любознательными детьми. А о других правах детей мы поговорим на следующих занятиях.
Самооценка
- Похлопайте, если все понравилось, потопайте, если возникали трудности.