Цель: Вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.
Задачи:
Образовательная:
1. Закреплять знания детей о жанрах живописи.
2. Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения, творческой активности.
Развивающая:
1. Развивать интеллектуально – творческие способности детей.
2. Развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.
3. Развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать умение высказывать собственное мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.
Материал: Наборы репродукций картин разных жанров. Эмблемы для каждой команды. Музыкальное сопровождение к конкурсам. Поощрительные призы, медали.
Методы и приемы: Художественное слово, вопросы, дидактическая игра, сопоставление, объяснение, загадки, ассоциации, сравнение.
Предварительная работа. Беседы о жанрах живописи. Рассматривание репродукций. Проведение занятий из цикла «Знакомство с живописью».
Звучит торжественная музыка
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине «Знатоки живописи!».
Для начала давайте разделимся на две команды.
Для этого каждый из вас выберет фрагмент картинки. Затем из этих фрагментов нужно собрать две картинки, и в зависимости от того фрагмент какой картинки вам достался, к такой команде вы и будете относиться.
Условие понятно?
Команда «Краски»
Команда «Кисточки»
Как вы думаете, почему у команд такие названия?
Ну вот, у нас теперь есть команды «Краски» и «Кисточки».
Присаживайтесь на стульчики.
Перед вами, ребята, справедливое жюри, которое будет оценивать ваши ответы, по окончанию объявит победителя (представить членов жюри).
Звучит торжественная музыка
Первый конкурс
Перед детьми на слайдах репродукции картин с разными жанрами живописи.
Стихотворение А. Кушнера
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, —
Знай, что это натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, —
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется портрет.
Задание: первой команде предлагается найти натюрморт и объяснить, почему они так решили. Второй команде – выделить портрет и тоже доказать свой выбор.
Второй конкурс «Вопрос - ответ»
Послушайте правила игры:
- Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит.
- Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку.
- Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать.
- Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде.
- Ответ должен быть четкий и ясный.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
И окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
Разных цветов и
оттенков бывают,
Художники все,
Их уважают!
(Краски)
2. Назовите жанр живописи, где на картине могут быть изображены один или несколько человек, это
а) портрет;
б) пейзаж;
в) натюрморт.
2. Картина, на которой изображены домашняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря и другие предметы, это –
а) пейзаж;
б) натюрморт;
в) портрет.
3. Жанр изобразительного искусства, на котором изображена природа, называется
а) натюрморт;
б) бытовой жанр:
в) пейзаж.
3. Какой бывает пейзаж? (перечислить)
Природный, сельский, городской, морской.
4. Какой бывает портрет? (перечислить)
Детский, мужской, женский, групповой
4. Что такое автопортрет?
а) изображение животного;
б) изображение художником самого себя;
в) изображение дерева.
5. Какие предметы встречаются в натюрморте? (перечислить)
6. Яркий праздничный букет,
Лучик солнышка слепящий,
Лип цветущих жаркий цвет,
Зимний сад, под снегом спящий,
Над грядою гор - рассвет,
Моросящий серый дождик,
Натюрморт, пейзаж, портрет
Кистью пишет нам... (ХУДОЖНИК).
Хорошо. Обе команды справились с заданием.
Третий конкурс «Выставка картин»
Вы хорошо знакомы с жанрами живописи.
У меня в руках набор репродукций картин. Их нужно распределить по жанрам - Портрет. Пейзаж. Натюрморт.
Каждый участник должен определить, на какой выставке должна находиться его картина, и, соответственно, разместить её на выставке.
Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.
раздать карточки с репродукциями картин.
А теперь мы подробнее поговорим о каждом жанре живописи.
ПЕЙЗАЖ
Четвертый Конкурс «Поэтический»
Командам необходимо определить к какому пейзажу относится стихотворение.
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога. (А. Пластов «Первый снег»)
У второго - синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки - кружева.
Первые проталинки, первая трава. (А. Саврасов «Грачи прилетели»)
На картине третьего красок и не счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака. (И. Шишкин «В бору»)
А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы - ягоды зреют по лесам.
Кто же те художники? Догадайся сам. (В. Поленов «Золотая осень»)
Жюри оценивает правильность ответов.
Пятый конкурс «Закончи предложение» (С мячом)
– Зимой бывает снегопад, а осенью….
– Зимой бывает снег, а летом…
– Зимой снег падает, а весной…
– Зимой катаются на санках, а летом…
– Зимой лес спит, а весной…
– Зимой катаются на коньках, а летом…
– Зимой бывает холодно, а летом…
– Зимой деревья белые, а осенью…
– Зимой растут сугробы, а летом растут…
– Зимой лепят снеговика, а летом…
– Зимой насекомые прячутся, а весной…
Динамическая пауза
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. Руки в стороны, затем вверх
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. Потянуться на носочки — руки вверх
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. Плавные наклоны вправо- влево
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. Наклона вперед - назад
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. Приседания
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
НАТЮРМОРТ
Шестой конкурс «Составь натюрморт»
Перед участниками располагаются различные муляжи фруктов, овощей, ягод, посуда, ткани. Каждой команде необходимо составить натюрморт. Дать название натюрморту.
Динамическая пауза
Вот большой стеклянный чайник. (дети надули животик)
Очень важный, как начальник. (одну руку поставили на пояс, другую изогнули)
Вот фарфоровые чашки, (присели, одну руку поставили на пояс)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, «рисуя» руками круг)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянулись, сомкнули руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (легли, вытянулись)
Он посуду нам принес.
ПОРТРЕТ
Седьмой конкурс «Чья команда больше отгадает загадок»
Участникам необходимо отгадать загадки о том, что может быть отражено на портрете.
- Вот гора, а у горы – Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (Нос)
- Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза)
- На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. (Веки и глаза)
- Что за обедом всего нужнее. (Рот)
- Носить легко, а считать трудно. (Волосы)
- Между двух светил сижу я один. (Нос)
- На лице цветёт, от радости растёт. (Улыбка)
- Две сестрёнки-подружки похожи друг на дружку, рядышком бегут, одна – там, другая – тут. (Ноги)
Восьмой конкурс «Что забыл нарисовать художник»
Перед детьми поочередно выставляются листы с изображением лица человека (можно в слайдах), на котором не дорисована какая-то часть лица. Участникам команд необходимо определить, что забыл нарисовать художник на портрете.
Динамическая пауза
«О левой и правой руке»
Подвижная игра «Части тела»
Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают).
По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.
Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «рука-нос» и др.
Отдохнули? А теперь наступает торжественная часть нашей викторины «Знатоки живописи!»
Слово предоставляется членам жюри.
Слово жюри. Поздравление победителей. Вручение медалей.
Ну, вот и закончилась наша викторина «Знатоки живописи!».
Поздравляю всех участников команд! Вы сегодня ребята, предстали перед нами настоящими знатоками живописи!
Вручение подарков