Цель данной работы – стимулировать развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, используя технику квиллинга.
Квиллинг, или бумагокручение, представляет собой создание изображений из скрученных бумажных полосок
Для успешного освоения этой техники требуется терпение, аккуратность, ловкость и практика.
Суть квиллинга заключается в формировании различных форм из скрученных полосок бумаги, которые затем объединяются в плоские или объемные композиции. Выбор этой техники обусловлен ее положительным влиянием на развитие мелкой моторики.
Искусство квиллинга, пришедшее к нам из Европы, покорило мир своей изящностью и простотой. В прошлом это увлечение было привилегией аристократии, позволявшей себе тратить время на это дорогостоящее хобби. Сейчас квиллинг доступен каждому, превращаясь в увлекательный конструктор для творчества.
Из обычных бумажных полосок рождаются удивительные произведения: картины, открытки, украшения для подарков и элементы декора. Освоить эту технику не так сложно, как кажется, и она особенно привлекательна для детей. Что интересно, квиллингом с удовольствием занимаются как девочки, так и мальчики.
Работа с тонкими бумажными полосками, скручивание их с помощью инструментов или вручную, способствует активному развитию мелкой моторики рук у детей. Это, в свою очередь, положительно влияет на общее развитие ребенка, включая развитие речи и творческих способностей.
Анализ существующих методик развития мелкой моторики у дошкольников показал, что квиллинг является наиболее эффективным методом для работы со старшими дошкольниками.
В процессе работы с бумагой дети развивают мелкую моторику, конструкторские навыки, творческое мышление, воображение, а также учатся аккуратности, точности и усидчивости.
Освоение техники квиллинга способствует развитию уверенности, гибкости и точности движений рук, улучшает глазомер, формирует чувство пропорций и развивает дизайнерские навыки: умение компоновать элементы, подбирать цвета и создавать композиции.
Несмотря на то, что квиллинг может потребовать от детей сосредоточенности и точных движений, эти трудности преодолеваются в процессе обучения. Для поддержания интереса и снятия напряжения во время занятий используются пальчиковая гимнастика.
Начать знакомство с техникой квиллинга лучше всего с создания крупных роллов. Это поможет детям понять суть процесса и научиться делать основные элементы для будущих поделок. Чтобы занятия были интересными, важно экспериментировать с цветами и формами.
Например, можно склеивать разноцветные полоски, чтобы получился "радужный" ролл. Из таких роллов легко сделать простые цветы: один ролл – серединка, шесть – лепестки.
Усложнение техники и развитие моторики
Когда дети освоят базовые навыки, можно переходить к работе с более тонкими полосками. Это требует большей сосредоточенности и развивает мелкую моторику рук.
В квиллинге существует около 20 базовых элементов, но дети могут придумывать свои собственные. Для работы понадобятся: цветные полоски бумаги, клей, ножницы, зубочистки для накручивания, пинцет и линейка-шаблон. Готовые полоски можно приобрести в магазинах для творчества.
Этапы работы:
Работа в технике квиллинг проходит в позитивной атмосфере, дети с удовольствием ждут новых занятий. Несмотря на кропотливость, квиллинг развивает усидчивость, аккуратность, внимание и объединяет детей, учит работать в команде.
Техника квиллинга открывает широкие возможности для творчества: создание открыток, оформление стенгазет, изготовление поделок и композиций. Занимаясь квиллингом, дети создают свой собственный мир, раскрывают свой творческий потенциал и делятся своими идеями.