Статья "Нейрогимнастика как метод стимулирования умственных процессов у детей"

В наше время педагогика предлагает разнообразные подходы к развитию креативности и умственных способностей детей, с учетом важности психологического и физического благополучия.

Успех обучения зависит от своевременного формирования межполушарных связей, особенно в дошкольном возрасте, когда кора больших полушарий мозга еще находится в процессе становления.

Утренняя гимнастика хорошо известна как способ поддержания здоровья тела, однако также важно упражнять и мозг. Нейрогимнастика, состоящая из простых упражнений, может быть включена в режим дня как детей, так и взрослых. Благодаря тому, что тренировки можно проводить в любое время и в любом месте, она становится удобным инструментом для повседневного использования.

Целью нейрогимнастики является стимуляция взаимодействия между полушариями мозга, что способствует развитию интеллектуальных способностей и творчества у детей через выполнение определенных движений

Правое полушарие отвечает за гуманитарные аспекты, а левое - за аналитико-математическое мышление. При оптимальной работе обоих полушарий достигается наивысшая продуктивность, что и является основной целью нейрогимнастики.

Развитие взаимодействия между полушариями головного мозга у детей облегчает выполнение учебных задач и способствует улучшению успеваемости. Комплекс нейрогимнастики предоставляет возможность детям развивать свои умственные способности в интеллектуально стимулирующем окружении.

В 1970-х годах XX века появился комплекс, созданный американским исследователем Полом Денисоном, который изучал причины неуспеваемости в процессе обучения в течение 20 лет.

Рекомендуется начинать заниматься гимнастикой для мозга в возрасте 4-5 лет, но можно приступить и с 3 лет. Чем раньше начнете, тем быстрее увидите результаты. С 5-6 лет детям могут предложить более сложные упражнения, учитывающие их возрастное развитие и способствующие подготовке к школе.

Одним из ключевых элементов подготовки к учебе является нормальное развитие мозолистого тела, которого можно достичь благодаря нейродинамической гимнастике.

Эксперты рекомендуют придерживаться следующих простых правил:

  • Заниматься ежедневно без принуждения.
  • Лучше делать меньше, но качественно.
  • Продолжительность занятий не должна превышать 5-7 минут.
  • Детям будет интереснее, если упражнения будут делаться на улице сегодня, а завтра, например, во время помощи матери.
  • Постепенно усложняйте задания в зависимости от индивидуальных способностей ребенка, например, увеличивайте темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение было выполнено точно и правильно.
  • Для поддержания интереса детей можно комбинировать и менять упражнения местами.
  • Не нужно включать "все и сразу" в одно занятие; достаточно выполнить 5-6 качественных заданий.

Нейрогимнастика включает в себя 4 группы упражнений:

  1. Упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Эти занятия направлены на синхронную работу обеих рук, ног и глаз, что способствует взаимодействию двух полушарий мозга. Они помогают улучшить координацию движений, а также навыки чтения и письма. При регулярных тренировках развиваются способности пространственной ориентации.
  2. Энергетические упражнения. Они помогают ускорить нервные процессы, способствуют улучшению настроения и саморегуляции. Постоянные тренировки способствуют улучшению мыслительных процессов, повышают скорость осознанного чтения и внимание. Примером могут служить дыхательные упражнения, улучшающие ритм организма и способствующие самоконтролю.
  3. Растяжка (психогимнастика). Эти упражнения направлены на расслабление мышц и сухожилий, уменьшают стресс, повышают концентрацию и внимание, что полезно для письменной работы.
  4. Упражнения для формирования позитивного настроя. Они помогают стабилизировать нервные процессы и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. Перед важными событиями, такими как публичные выступления или контрольные, ребенок будет более уравновешенным, что положительно скажется на памяти и внимании.

Эти методы эффективны для работы с дошкольниками и при должном подходе родителей могут значительно улучшить мыслительные и эмоциональные навыки, повысив уверенность и настроение ребенка.

Необходимо еще раз подчеркнуть преимущества нейрогимнастических упражнений:

  • активизирует развитие памяти и когнитивных функций; уменьшает усталость;
  • способствует улучшению как мелкой, так и крупной моторики;
  • положительно влияет на навыки чтения и письма;
  • увеличивает продуктивность труда;
  • формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что будет особенно важно в школьной жизни.
Размер:
15.33 Kb
Скачали:
5

Метки к статье: детский сад