Цель меропрятия: формировать культуру речи и культурно-нравственные качества дошкольников.
Задачи:
Оснащение:
Участники: воспитатели, учитель-логопед, дети подготовительной группы компенсирующей направленности, гости – участники: педагоги и дети двух подготовительных к школе групп.
Показ презентации (звучит Вальс из к/ф "Три орешка для золушки" К. Свобода)
Ведущая: Здравствуйте, мои дорогие гости! Сегодня мы пригласили вас, чтобы поговорить о том, что окружает нас и наполняет каждую нашу клеточку.
- Как вы думаете, о чем эта загадка?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И ледяной я быть могу! (Ответы детей)
- Молодцы! Это, конечно, вода! Водадействительно окружает нас везде!
- Вы знаете, что сама жизнь началась в воде!
- Именно в великом Мировом Океане появились первые живые клеточки, которые потом превратились в разных животных.
- Шло время, и многие из них вышли из вод океана на сушу, очень долго изменяли свой внешний вид и в результате, превратились в тех животных, птиц и насекомых, с которыми мы с вами знакомы сейчас.
- Вода нужна всем: и животным, и растениям, и людям! Вода везде: она есть и в земле, и в воздухе, ив нашем теле,в каждой его клетке,в крови, в слезах и в нашем дыхании.
- И сегодня мы покажем и расскажем вам одну небольшую, но очень важную историю.
Звучит музыка "Волшебные колокольчики"
Ведущая: Это было давно, это было недавно, это есть сейчас и это будет потом. Есть в мире одно совершенно волшебное место, называется оно Страна волшебных вод.
- И сохраняет в нем порядок и чистоту добрая волшебница по имени Агидель. (Агидель выходит и приветствует детей, молча приседая и улыбаясь)
- У Агидель есть маленькие подопечные. Это маленькие капельки воды, каждая из которых наполнена каким-то очень важным качеством. (выходят капельки Добро, Щедрость, Прощение, Трудолюбие, Честность и Смелость, которых изображают дети)
1 ребенок:
Добро души есть редкий дар,
Которым Бог велел делиться,
Добро заботой окружит. Иуспокоит, коль беда случится.
2 ребенок:
Я души чудесный свет!
Щедрость шлет вам всем привет!
Мне ни для кого не жалко
Угощений и подарков.
И последнее отдам от души и сердца вам!
3 ребенок:
От обиды толку нет,
Это без сомнения,
Как лекарство от нее -
Всем дарю прощение!
4 ребенок:
В труде удачу вижу я!
Я трудолюбие, друзья!
Я предлагаю вам трудиться,
А вот лениться не годится!
5 ребенок:
Я Сильное и смелое,
Чувство, ярко - белое.
Бьюсь, борюсь с неправдой -
Ненавижу подлость, лесть...
Я ведь Честность! Так и есть!
6 ребенок:
Я Смелость!
Я с Разумом дружу и с Благородством!
Я прогоняю страхи от ворот
И защищаю слабых!
Я веду вперед!
Ведущая: В стране Агидель звучат только добрые, хорошие слова, именно они помогают сохранить чистоту и здоровье своих маленьких подопечных.
- Ведь каждый день капельки несут все, чем они сами наполнены, людям.
- Агидель каждое утро собирает их вместе, и дарит им свою любовь. (Агидель в это времяговорит им ласковые слова, гладит их по голове, веселит их, обнимает их)
- Эти слова превращаются в прекрасные снежинки-звездочки…
Агидель и капельки встают, танцуют, затем подходят к детям и одаривают их своими снежинками. Агидель и капельки достают из своих мешочков снежинки-пайетки и бросают их в сторону детей-зрителей. Агидель возвращает капельки (детей) на ковер, дает им игрушки.
Звучит музыка Шнитке Симфония № 1
Ведущая: Но однажды, когда Агидель не было рядом, к капелькам проникла темная фея по имени Кривда.
- Она стала им говорить, какие они плохие, никчемные, неумелые, некрасивые, глупые, никому не нужные, нелюбимые и т.д. (В это время Кривда наполняла ихсумочкисвоими "подарками" (рваными бумажками, смятыми фантиками и др.)
- Добро превратилосьв Эгоизм, Щедрость в Жадность, Честность в Хитрость, Прощение в Обидчивость, Трудолюбие в Лень, а Смелость в Трусость.
- Капельки стали обзываться, грозить друг другу кулаками, строить страшные гримасы. (В это время капельки инсценируют вышесказанные слова)
Кривда и капельки танцуют и осыпают людей ее "подарками". Кривда стоит рядом, посмеиваясь и довольно потирая руки.
Звучит музыкальная композиция "Рождественские колокольчики"
Ведущая: Но вот появилась Агидель и стала успокаивать ласковыми и нежными словами своих любимец. Когда Кривда услышала эти слова, она убежала.
- Чистота и здоровье вернулись в страну.
- Ребята ну как вам наша история?
- Скажите, вам понравилось, когда капельки одаривали вас добром, щедростью, смелостью, честностью, прощением, трудолюбием в виде красивых снежинок? (ответы детей)
- Конечно, ваше сердце и ваша душа с удовольствием и радостью принимала эти качества.
- А приятно ли вам было, когда с вами делились эгоизмом, хитростью, ленью, трусостью, обидчивостью, жадностью?
- Что вы почувствовали?
- Да, вам стало неприятно.Вы ведь знаете, что тело человека больше, чем на половину состоит из воды?
- В нас очень много воды, вот как в этих ребятах. (Ведущая показывает кукол, сделанных из пластиковых бутылок, наполненных чистой водой)
- А теперь вспомните, как Кривда заколдовала капельки, при помощи чего?
- Да, при помощи плохих слов. - Скажите, что вы чувствуете, когда вам говорят: "Ты дурак, уйди отсюда, надоел, ты мешаешь, у тебя ничего не получится, противный".
- А когда вам говорят: "Ты самый лучший, ту умница, молодец, мы со всем справимся, я люблю тебя, ты мне очень нужен…"
- Вы почувствовали, как меняется водичка в вас самих?
Ведущая: В стране, которая называется Япония, она находится на побережье самого большого Тихого океана, жил ученый, звали его Эмото Масару, который изучал влияние слов и разных звуков, даже чувств, на воду.
- Чтобы посмотреть, что происходит с водой, он говорил, приблизившись к ней, слово, например, любовь, замораживал водичку и смотрел под микроскопом на кристаллы, которые при этом образовывались.
- А скажите мне честно, бывает ли такое, что вы говорите некрасивые слова или может у вас в голове появляются некрасивые мысли?
- Это очень приятно, что вы проявляете смелость и честность, говорите правду.
- Вы теперь представляете себе, что происходит с вашей водичкой, которая внутри вас?
- Открою вам секрет, да уже не секрет, от грязной водички внутри человек может даже заболеть разными "болезнями", например, жадностью или завистью, или трусостью, а может обманом или хитростью…
- Но помните всегда, мои хорошие, прекрасные дети и взрослые, что мы с вами самые главные хозяева для своей внутренней воды.
- Мы можем ее загрязнять, а можем наоборот делать ее чистой. Только посмотрите, как быстро и легко сделать ее грязной, и как долго и непросто очистить ее.
Оборудование: 1 прозрачный стакан с чистой водой, 1 пустой прозрачный стакан, песок, ватно-марлевая салфетка.
Ход эксперимента: в чистую воду добавляется песок, которому присваивается символика плохих слов и мыслей, таким образом мы наблюдаем как вода загрязняется. Затем, дети наблюдают за тем, как она очищается, проходя через ватно-марлевая салфетку.
- Так важно, что мы говорим друг другу, что думаем про других людей и про себя, что чувствуем.
- Я предлагаю вам поиграть в игру. Агидель и Кривда буду задавать вам разные вопросы, а вы на них отвечать, но будьте внимательны.
Игра "Да-Нет"
Игру проводят Агидель и Кривда.
Кривда: Вы хотите поиграть?
Ну!? Придется вам решать,
Если фраза вдруг верна,
Говорите дружно: "Да!"
Если правды в этом нет,
Говорите дружно: "Нет!"
Агидель: А давайте поиграем еще в одну интересную игру.
Игра "Найди замену плохим словам"
Игру проводят Агидель и Кривда. Детям предлагается заменить некрасивые слова красивыми синонимами.
Агидель: А сейчас мы сделаем друг для друга чудесные обереги. Для этого я вам дам волшебные мешочки (мешочки из органзы), которые вы наполните чудесными капельками (бусины) из моей страны.
- Перед тем как положить свою капельку в мешочек, каждый из вас должен произнести доброе слово. (На каждую группу дается по одному мешочку и тарелочке с бусинами. Гости наполняют свои мешочки и происходит обмен между группами)
- В подарок мы дарим вам бутылочку с волшебной водой. (с надписями: смелость, прощение, трудолюбие)