Сценарий познавательно-развлекательной программы "Мой удивительный край и чудесный"

Патриотическое отношение к Родине, по мнению известного психолога П.И. Пидкасистого - это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживает события жизни, говорит на родном языке.

Хабаровский край – один из самых красочных и щедрых регионов России. Очень важно, чтобы юные хабаровчане знали историю, берегли и любили природу родного края, уважительно относились к культурному наследию коренных жителей Дальнего Востока.

Исходя из этой потребности, была создана познавательно-развлекательная программа, которая знакомит дошкольников с достопримечательностями родного края. Объединив в себе театрализацию, художественное слово, творческие задания, музыкальные виды деятельности, игру, соревновательные элементы, она несет большую познавательную ценность.

Не менее ценным является и то, что в мероприятии задействованы все дети группы, перевоплощаясь в персонажей, читая стихи, исполняя песни и танцы и, конечно же, принимая участие в разнообразных играх.

Действие сценария происходит осенью не случайно – программа приурочена к Дню Хабаровского края, 20 октября.

Возраст участников мероприятия: 6-7 лет.

Цель: формирование у дошкольников чувства патриотизма по отношению к своей малой родине, родному краю посредством ознакомления с природными и рукотворными "чудесами" Хабаровского края.

Задачи:

  • побуждать интерес детей к достопримечательностям Хабаровского края;
  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
  • формировать чувство патриотизма через приобщение к поэзии и музыкальным произведениям авторов-дальневосточников;
  • знакомить с коренными народностями Приамурья, их обычаями и легендами.

Предварительная работа:

  1. беседы об открытии и освоении Приамурья;
  2. беседы о чудесах Хабаровского края, видеопрезентации;
  3. знакомство с растительным и животным миром Хабаровского края;
  4. знакомство с литературными и музыкальными произведениями авторов-дальневосточников;
  5. знакомство с коренными народностями Приамурья, их обычаями, национальной одеждой, культурой, сказками;
  6. проведение в группах НОД различной направленности с включением регионального компонента;
  7. использование дидактических игр соответствующей тематики;
  8. разучивание стихов, песен, текстов ролей с участниками мероприятия.

Костюмы, реквизит, атрибуты: ширмы с изображением тайги, бутафорские деревья, бумажные куклы для театра, костюмы охотника Дерсу Узала, Дракона, Тигра, Кадо-Мэргена, Каменного Истукана, шапочки цветов лотоса, осенние листочки (по количеству детей), разноцветные ленточки для танца, обручи и шапочки цветов для игры, мольберты, маркеры, надувной бассейн, стеклянные камушки, мягкие кирпичики для игры.

Оборудование: проектор, ноутбук, аудиосистема, стробоскоп.

Ход мероприятия

На сцене стоит ширма для кукольного театра, которая закрывает основные декорации дальневосточной тайги. На задней стене опущен экран, на нем также изображение тайги. Дети сидят в зале.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы живем в чудесном месте, имя которому Хабаровский край. Омываемый двумя морями и двумя проливами, радует он своей неповторимой контрастной природой, богатствами лесов и недр, удивительным животным миром.
- А человек не перестает восхищаться его щедростью и величием, Но только не всегда так было…

Далее рассказ ведущего сопровождается действиями кукол на ширме и соответствующей музыкой. Под музыку над ширмой появляются три солнца, танцуют.
Ведущий: Давно это было. Где сейчас горы стоят грядами, реки текли. Где сейчас реки текут, гряды гор были. Тогда на небе светило три солнца. И на земле стояла всеубивающая и всеиспепеляющая жара.

- В таежных пожарах гибли звери, в кипящих водах Амура умирали рыбы. Очень тяжело жилось людям. Приходилось жить только под землей в глубоких землянках. Выбирались люди на поверхность, чтобы пойти на промысел и подышать прохладным воздухом, только ночами.

Бог Воды-Земли Адо-Сэвэн не мог мириться с тем, как три солнца нещадно губят все живое, и, взяв лук и стрелы, пошел на восток, чтобы избавить от них мир. Спрятался за скалой и затаился в ожидании восхода жгучих светил.

Как только появилось первое солнце, Адо-Сэвэн меткой стрелой сбил его. И погасло оно навсегда. Второе солнце оставил. А третье последовало за первым. Так бог Воды-Земли убил два небесных светила. Осталось на небе только одно солнце, чтобы оно светило и обогревало Землю. Все живое возликовало!

Тайга облачилась в зеленый наряд, украсила его разноцветными душистыми ягодами и грибами, дала кров зверям и птицам. Воды Амура несли живительную прохладу, а в его волнах стало вдоволь резвой рыбы. Люди вышли из-под земли и стали жить на земле, почитая Адо-Сэвэна.

Хорошо стало жить, привольно. Тайга вдохнула свободно, зашумела молодой листвой, реки и озера заблестели зеркалами водной глади, величественно расправили плечи могучие горы. Стал наш край очень красив и величав. И отблагодарил он Бога Земли–Воды – подарил такие чудеса, какие не встретите ни в одном другом месте.

Вот что гласит нанайская легенда о нашем Хабаровском крае. О каких же чудесах идет речь? Интересно? Чтобы о них узнать, нам нужно перенестись далеко-далеко, в приамурскую тайгу. Вы спросите, как мы сможем это сделать? Ответ кроется в ответе на мою загадку.

Это наша подруга и наша попутчица.
В пути без нее ничего не получится.
С нею, друзья, всегда интересно.
Узнали ее? Ну, конечно же… (Песня)

Дети исполняют песню "Осенний вальс" с разноцветными листьями. Во время песни ширма разъезжается по краям сцены, открывая основные декорации тайги.
Ведущий: Вот мы и в тайге. Как же здесь найти чудеса, о которых рассказала нам легенда?

- Это очень непросто: тайга привечает только тех, кто хорошо ее уважает и любит, умеет ладить с животными и знает растения. Кажется, я знаю, кто может нам помочь!
- Да и вы, ребята, с ним уже знакомы. Это необыкновенный человек: он понимает животных и птиц, и даже хищного зверя может уговорить обходить его стороной, легендарный таежный охотник Дерсу Узала.

На сцену выходит охотник.
Дерсу: Здравствуйте, нучи анда - маленькие друзья! Вы хотите отыскать чудеса Хабаровского края, и я помогу вам в этом. Есть ли среди вас маси наондекан – сильные мальчики?

- Вы поможете нам разглядеть одно из чудес. Вот вам каждому по камню, попробуйте-ка палочкой нарисовать на нем узор или рисунок. Получается?
- То-то же. А наши боги забавлялись тем, что рисовали на огромных камнях, когда от трех солнечных светил те были мягкие и податливые, целые картины – петроглифы!
- Когда солнце осталось одно, камни остыли, и рисунки навечно остались на их поверхности.

На экране появляются изображения петроглифов. Мерцание света, звучит волшебная музыка. На фоне грозной музыки раздается голос.
Голос: Кто здесь?
Дерсу: Не бойтесь, дети, это разговаривают с нами камни. Мир вам!

Голос: Вы попали туда, где спрашивают дорогу в другой мир! Теперь навсегда останетесь с нами!
Дерсу: Мы – ваши гости и пришли с благими намерениями.
Ведущий: Неужели иначе нельзя? Нам нужно проведать другие чудеса.

Голос: Хорошо. Но отпустим мы вас с одним условием.
Дерсу: Говорите.
Голос: Камней и валунов с загадочными рисунками становится все меньше: одних Амур забрал к себе, других мать-тайга в землю вогнала. Помогите нам, оставьте свои рисунки на камнях, и мы вас отпустим.

Дети делятся на команды. В ходе жеребьевки выбирают тематику картины, которую предстоит изобразить на камнях-мольбертах: "тайга", "река", "небо". Изображают предметы на картинах схематично, как если они были бы представлены в древних рисунках.

Голос: Спасибо! За ваши старания перенесем мы вас ко второму чуду.
Мерцание света, звучит волшебная музыка. На экране изображение озера с цветами лотоса. Под музыку выбегают цветочки лотоса – девочки с шапочками цветов на голове. Они танцуют. После танца лотосов дети читают стихотворение С. Сучковой "Цветок богов".

Дерсу: Мы у озера с лотосами. У этого уникального цветка очень много секретов. А вы, ребята, что знаете о лотосе? (Ответы детей)
1 цветок: Нас называют жемчужиной Дальнего Востока…
2 цветок: Цветком жизни…
3 цветок: Или розовым чудом планеты.

1 цветок: Посмотрите на нас. Мы изящные, и красивые, нежные и ранимые, но в то же время сильные.
2 цветок: Нами можно только любоваться. Ведь, если сорвешь, лепестки тотчас осыпятся, а срежешь в бутоне – никогда не раскроется.
3 цветок: Поэтому нас нужно охранять и оберегать.

Дерсу: Вам повезло, мои маленькие друзья, ведь наша примета гласит, что увидевший цветение лотоса станет кэси - счастливым на всю жизнь. Пора отправляться дальше.

Игра-импровизация "Танец цветов"

На полу разложены несколько обручей разного цвета, у детей (по количеству обручей) на головах шапочки цветочков соответствующего цвета. Участники занимают место в клумбах – приседают в обруче. Под музыку "цветы" начинают расти, выходят из своей клумбы, исполняют танец-импровизацию.

С окончанием музыки дети стараются как можно быстрее занять свою клумбу. Побеждает тот цветок, который не только быстрее всех занял свое место, но и лучше танцевал под музыку. Решение принимается совместно с детьми.

Мерцание светом, звучит волшебная музыка. На экране изображение озера Амут посреди тайги. На сцене появляется Каменный Истукан:
Дерсу: Наш край богат ручьями, реками и озерами. Мы перенеслись в таежные джунгли, к озеру Амут. А Каменный Истукан – хранитель этих мест.

Истукан: Приветствую вас, путешественники, у самого таинственного озера. Ведь появилось оно никому неизвестно откуда и никому неизвестно когда. Даже какова его глубина – загадка, пока еще никому не удавалось опуститься на его дно.

- Но я-то знаю, что много лет назад с неба сюда упала звезда. От удара земля вздыбилась, и получился горный хребет Мяо-Чан, а место падения наполнилось чистейшей водой и стало озером Амут. Потому и вода здесь всегда холодна – звезда, которая навсегда осталась на дне, притягивает к себе ночную прохладу.

Ведущий: Какая первозданная красота! От изобилия дикой растительности в окрестностях озера дышится необыкновенно легко. Неудивительно, что сюда едут люди для того, что поправить здоровье, отдохнуть и набраться сил.
Истукан: Я знаю, что путешествуете вы в поисках чудес Хабаровского края. Потому и сюда попали. Хотите, озеро перенесет вас дальше? Для этого нужно достать со дна озера звезду.

Дети, как и раньше, действуют в командах. По одному они бегут к озеру - маленькому надувному бассейну, достают оттуда стеклянные камни. Из собранных камней им нужно выложить контур звезды. Как только они выполняют задание, снова мерцает свет, звучит волшебная музыка.
На экране изображение осенней тайги.

Дети читают стихотворение Н. Столярова "Осенняя тайга"

Ведущий: Осень в тайге – это не только время увядания природы и перехода к суровой зиме, но и пора ярких красок и переливов всех оттенков желтого, красного, коричневого. Добавим же и мы в это осеннее великолепие своих ярких красок.

Танец в исполнении всех детей с цветными лентами "Осень"

После танца раздается тигриный рык.
Дерсу: Не бойтесь, маленькие друзья! Это хозяин тайги приветствует вас. Он не причинит боли, не сделает плохо. Ведь с давних времен тигр и человек – друзья. Очень-очень давно, когда реки текли вспять, повадился в наши земли прилетать дракон. Налетит, на тайгу огнем дышит, животных истребляет, людей в страхе держит.

Во время рассказа под музыку "вылетает" дракон.
Дерсу: Никто не мог победить злого дракона. Самые сильные и храбрые погибали от его огненного дыхания. Договорились Кадо-мэрген и Тигр хитростью огнедышащего одолеть.

На сцену выходят Тигр и Мэрген.
Дракон: Все спалю! Никого в живых не оставлю! А самых смелых и сильных буду съедать до последней косточки, чтобы их смелость и сила во мне поселялись!
Мэрген: Мы не позволим тебе погубить нашу землю!

Тигр: Не подступиться к нему – огнем спалит. Тут хитрость нужна. Эй, дракон, зачем тебе слабые и ничтожные живые? Ты настоящую силу попробуй!
Мэрген: Вот камни: они никого не боятся, перед опасностью не прячутся, от огня не сгорают, от холода не замерзают.
Дракон: Ваша правда! Несите мне камни, да побольше! А устанете раньше того, как наемся, не быть вам в живых!

Дерсу: Стали Тигр с Кадо-мэргеном Дракону камни подносить. Тот только успевал их заглатывать.
Мэрген: Ох, устал я. Не смогу самого маленького камушка поднять.
Тигр: Не время сейчас. Нужно тайгу выручать. Она нам дом родной, наша кормилица. Немного осталось.

Дракон: Чувствую я, как сила ко мне приходит!
Мэрген: А чистой водицей если запьешь, то сильнее тебя во всем свете не будет!

Дерсу: Повели они Дракона к быстрой, глубокой и опасной реке Амур. Наклонился дракон с берега, стал жадно воду в себя втягивать. А Тигр с Кадо-мэргеном в воду его и толкнули. Камни в животе сразу на дно потянули. Поглотил Великий Амур злого Дракона.
- С тех пор стали нанайцы реку "Черным драконом" называть. А Тигр и Человек друзьями стали, на выручку друг другу всегда приходили. И никогда не обижали!

Мэрген: Тигра Человек чудом приамурской тайги назвал!
Тигр: Да, такого, как я, больше ни в одном уголочке мира не найдешь!
Дерсу: А люди со временем, чтобы дракон никогда уже из реки не выбрался, мост над рекой установили, крепкий и прочный.

На экране появляется изображение моста через реку Амур.
Тигр: Уже больше 100 лет амурский мост считается одним из уникальнейших и примечательных мест Хабаровского края и самым большим в нашей стране. Истинное "инженерное чудо"!

Аттракцион "Построй мост"

Дети работают командами: они растягиваются цепочкой по залу. Замыкающие колонну начинают передавать по одному мягкие кирпичи (устроены так, что их можно прикреплять друг к другу при помощи липучки), возглавляющие колонны возводят из них башню. Когда все кирпичики переданы, обе башни соединяются между собой, образуя мост.

Ведущий: Ребята, а разве не чудо, что на месте непроходимой тайги на берегу реки появился большой, красивый город? С высокими домами, парками, аллеями, фонтанами, набережной. Об этом невероятном чуде – о городе, в котором мы живем, споем песню!

Дети исполняют "Песню о Хабаровске"
(муз. М. Журавлева, сл. А. Федотова)

Во время песни на экране видеопрезентация о Хабаровске. Стихотворение Е. Аркадиной-Ковалевой "Семь чудес Хабаровского края читают дети. Мерцание светом, звучит волшебная музыка. На экране заставка "Мой удивительный край и чудесный".

Ведущий: Друзья, сегодня вместе с отважным охотником Дерсу Узала мы прикоснулись к тайнам природы и своими глазами увидели достопримечательности Хабаровского края. Какие? (Дети перечисляют)

- Конечно же, это лишь малая толика, их гораздо больше. Поэтому мы не прощаемся с нашим гостем, а говорим ему "до свидания" и ждем новые не менее увлекательные путешествия.

Размер:
40.9 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: детский сад, развлечение