Игры для детей на развитие речи через движение

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков.

Для правильного произношения звука ребенку требуется произнести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.

И.М. Сеченов писал, что "…всякое ощущение по природе смешанное… К нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими".

О важной роли двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека утверждали В.М. Бехтерев, Л.В. Нейман и Л.С. Выготский. Они обратили внимание педагогов на взаимосвязь речи и движения и выделили следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмичные рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных, урегулировать неправильные и лишние движения.

При использовании игр на координацию речи с движением решаются следующие задачи:

  • становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  • формирование чувства ритма и темпа;
  • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • активизация речевых процессов;
  • воспитание умения работать сообща.

Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности
высших психических функций.

Игры на развитие речи проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе.

Все упражнения предварительно не разучивается. Во время занятия дети стоят в кругу вместе с педагогом или сидят полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Игры направленные на развитие речи

"Листья"

Листья осенние тихо кружатся (кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся)

"Дождик"

Капля раз, капля два (прыжки на носках, руки на поясе)
Очень медленно сперва (4 прыжка)
А потом, потом, потом (8 прыжков)

Все бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)

"Снежинки"

Снежинки пуховые (дети бегут по кругу, взявшись за руки)
Веселые, живые
Вы кружитесь, мерцаете (кружатся на носочках на месте)

В молчании лесном
И землю устилаете (медленно приседают)
Блестящим серебром.

"Снеговик"

Давай, дружок, смелей, дружок (дети идут по кругу друг за другом)
Кати по снегу свой снежок (катят перед собой снежок)
Он превратится в толстый ком (останавливаются, "рисуют" двумя руками ком)
И станет ком снеговиком (рисуют снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла (показывают руками на лице улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка (медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика... (пожимают плечами, разводят руками)

"Помощники"

Дружно помогаем маме (встают, наклонившись; руками двигают влево)
Мы белье полощем сами вправо
Раз, два, три, четыре (тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)
Потянулись, наклонились (снова "полощу")
Хорошо мы потрудились. (вытирают руку об руку)

Дети выполняют упражнение на развитие речиДети выполняют упражнение на развитие речи

"Сад"

Мы в зеленый сад пойдем (шагают)
Много яблочек сорвем (тянутся, срывают "яблоки")
Мы положим все в корзину (наклоняются, складывают "яблоки" в корзину)
В детский сад их отнесем (несут перед собой корзину)
И потом компот попьем. (пьют "компот")

"Ракета"

А сейчас мы с вами, дети (маршируют)
Улетаем на ракете (на носки поднимись тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)
А потом руки вниз (опускают руки)
Раз, два, три, потянись (тянутся)
Вот летит ракета ввысь... (бегут по кругу)

"Теплоход"

От зеленого причала (шаг вперед, руки опущены)
Оттолкнулся теплоход
Раз, два -
Он назад шагнул сначала (два шага назад)

А потом шагнул вперед -
Раз, два – (два шага вперед)
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход. (руки вытянуты вперед и сомкнуты – это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками)

"Дерево"

Дерево кончается где-то в облаках (дети поднимают руки вверх)
Облака качаются на его руках (качают руками)
Эти руки сильные рвутся в вышину (движение качания усиливается)
Держат небо синее, звезды и луну. (корпус качается вправо-влево)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад