Статья "С чего начинается литературное воспитание ребенка"

Статья для родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Исследования наших ученых помогают определить основные черты юного читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекает не только движение сюжета, и идея, заложенная в нем, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам. Особое наслаждение доставляет такому читателю язык художественной литературы.

Все то, что составляет неповторимый художественный аромат каждого произведения, созданного автором слова. Психолог О. Никифорова выделяет такие особенности, как умение читателя уверенно отличать художественное произведение от нехудожественного, оценивать его форму, и способность к восприятию метафорического языка искусства.

Чтение книг ребенкуЧтение книг ребенку

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. П. Ершова, Г.Н. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Милна и многих других. С теми (первыми) классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Дошкольник не только постоянно охватывает новые все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг. Так, например, дети четырех лет, слушая сказку С. Я. Маршака "Усатый - полосатый" Возмущаются непонятливостью, упрямством котенка. ("Вот какой глупый котенок!")

Встречаясь же вновь с любимой книжкой в старшем дошкольном возрасте, ребенок обнаруживает в ней новое содержание. Оказывается, из двух персонажей, котенок не самый глупый (он делает то, что и должен делать котенок). В словах "Вот какой глупый котенок!" для детей звучат уже теплый юмор автора, его легкая и тонкая насмешка над маленькой героиней.

В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования.

По словам Гете, чтение книг имеет целью научение и поучение, иначе говоря – обогащение ума и сердца сокровищами, собранными гением человечества. Попадая под власть печатного слова, ребенок приучается мыслить. Еще Дидро говорил, что люди перестают мыслить, когда перестают читать. Актуальность темы "Литературное воспитание детей" очевидна. Книга должна оставаться главным ориентиром в жизни ребенка.

В нашем сложном, изменчивом мире есть масса людей, которые ратуют за смещение ценностных ориентиров в сторону преобладания материальных благ над духовными. Именно поэтому нужно стремиться к тому, чтобы на вопрос “Что тебе подарить ко дню рождения?” ребенок уверенно отвечал: “Хорошую книгу!”

Нельзя не учитывать того, что сегодня у этого интеллектуального времяпровождения множество соперников – кино, видео, ТВ, компьютер. Они ярки, увлекательны, воздействие их активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьезной книги. Готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить.

Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, дает готовые поведенческие штампы, зачастую не лучшие их образы. Они то и заменяют книгу, вводя ребенка в мир насилия, грубости, жестокости, зла. Последствия этой разрушительной силы опасны; дети проявляют по отношению к животным, сверстникам агрессию, жестокость, равнодушие.

Из уст "младенца" можно услышать сквернословие, становящееся в последствие нормой речи его несформировавшейся личности. Наши дети мало читают – отсюда речь их убога, бедна; нет духовной работы мысли, полное безразличие и равнодушие к окружающему их миру. Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без взрослых. И это еще одна проблема, которую мы же и поощряем, и приветствуем, т.к. дети освобождают нас от постоянных "почему?", "поиграй со мной", "а что будет, если…".

Полную версию статьи вы можете скачать по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом