Неизвестный Пушкин: малоизвестные страницы жизни поэта

Существовал ли тайный дневник Пушкина? Загадки, утраченные рукописи и тайны великого поэта - всё, что скрывает пушкинское наследие, спустя века остаётся неразгаданным.

Все ли мы знаем о Пушкине? Кроме бессмертных произведений, оказывается, остались еще и дневники А.С. Пушкина.

В 1925 году в Праге в эмигрантском историко-литературном сборнике "На чужой стороне" появилось неожиданное сообщение о том, что в 1937 году будет опубликован полностью не изданный еще большой дневник Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - русский поэт, драматург и прозаик

Модест Гофман в статье "Еще о смерти Пушкина" утверждал, что этот дневник, несомненно, прольет свет на историю дуэли и драму жизни великого поэта, подготовившую эту дуэль. Но, ни в указанное время, ни позже никакой публикации не было.

А существовал ли дневник на самом деле? Может он, как и все "бумаги, могущие повредить памяти Пушкина" по приказу шефа жандармов Бекендорфа, были преданы огню?

Возможно, этот дневник, как и письма Пушкина к жене, которые еще при жизни чрезвычайно интересовали царя, хранились не в кабинете поэта, а у Натальи Николаевны, и вместе с письмами она отдала дневник Жуковскому.

Тому пришлось спрятать все это в своем цилиндре и, оправдываясь перед Бекендорфом, вынести из гостиной. Какую же тайну хранил этот дневник? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить о судьбе другого, известного нам пушкинского дневника.

Это был дневник № 2, страницы которого пронумеровали жандармы и вернули вдове, а затем он перешел к старшему сыну Александру Александровичу Пушкину. Другие рукописи поэта сын передал в дар Московскому Румянцевскому музею, а дневник, в котором содержались резкие отзывы поэта о царях – Николае и Александре I - и их приближенных, не любил показывать даже своим сыновьям и внукам.

Только в 1903 году по просьбе президента Академии наук великого князя Константина Константиновича сын поэта решился переслать дневник для снятия полной копии. Потом по наследству дневник перешел старшей дочери поэта Марии Александровне, красавице по матери, а от отца сохранившей искренний задушевный смех.

Кстати, Мария послужила прототипом Анны Карениной. Лев Николаевич Толстой был восхищен не столько характером, жизнью ее, сколько наружностью. После смерти Марии Александровны в 1919 году рукописный дневник унаследовал внук поэта, Григорий Александрович Пушкин, командир Красной Армии.

Вдова его Юлия Николаевна Пушкина рассказала о том, как ей одной пришлось в тот трудный год хоронить Марию Александровну. А дневник она зашила в холст и спрятала из осторожности под платьем. Время было такое, что ехать ей в Москву пришлось на крыше вагона.

Благополучно дневник был довезен, и Юлия Николаевна передала его вместе с автографами поэта в хранилище рукописей Румянцевского музея. И вот через несколько лет в 1923 году дневник, наконец, был издан Государственным издательством.

Сведения о неизвестном нам дневнике поступают от уехавшей за границу и вышедшей в Стамбуле замуж за ротмистра Н. Розенмейера внучки поэта Елены Александровны. В 1923 году она предлагала советскому торговому представителю в Париже М.И. Скобелеву приобрести у нее гербовую печать, принадлежавшую поэту и некоторые другие пушкинские реликвии.

А вот о дневнике она заявила, что по воле деда не имеет права продавать их, так как дневник деда не может быть напечатан раньше, чем через 100 лет после его смерти, то есть не раньше 1937 года.

В марте 1923 года Модест Гофман выезжает в Стамбул и встречается с Еленой Александровной. Она показала гербовую печать, акварельный портрет Натальи Николаевны Пушкиной, но дневник так и не согласилась продать. "Не беспокойтесь, он находится в очень надежном и безопасном месте", - таков был ее ответ.

Скорее всего, она была всего лишь посредницей, надеявшейся, что владельцы дневника согласятся через нее обнародовать его страницы. Есть предположение, что дневник находился у английских потомков младшей дочери Пушкина Натальи Александровны.

Внучка поэта вышла замуж за внука Николая I, и ей был дан английский титул - графиня Торби. Брак этот вызвал гнев Александра III; великому князю Михаилу Михайловичу был запрещен въезд в Россию. И внучка Пушкина осталась в Англии навсегда.

От матери ей достались подлинники французских писем Пушкина невесте. Писем этих она никому не показывала. Хотя в России текст их в русском переводе был известен – его напечатал И.С. Тургенев с разрешения ее матери. Тогда этот поступок младшей дочери поэта вызвал возмущение старшего сына, ревниво хранившего пушкинский дневник № 2, как тайну, семейную и политическую.

У писем этих тоже своя история. Переданные в 1880 году в Румянцевский музей, еще в первые годы после революции они исчезли оттуда, след их теряется за границей. Может быть, они оказались у тех же владельцев, к которым мог перейти и неизвестный нам дневник Пушкина. Продавать дневник, если он вообще существует, английским потомкам Пушкина нет никакой необходимости.

А взгляды и представления, им свойственные, могли побудить их беречь тайну дневника, как стремились утаить записки Байрона его наследники. Все это и может объяснить, почему пушкинский дневник остается неизданным.

Возможно ли в наше время обнаружить огромную рукопись Пушкина, относящуюся к потаенной части его наследия? Наверное, да! Нашли же в 1917 году внуки Пушкина рукопись его потерянной "Истории Петра", а в Ленинграде обнаружили пачку писем Пушкина к дочери Кутузова, Елизавете Хитрово.

Век спустя после смерти поэта были найдены две лицейские поэмы. Так что борьба за пушкинское рукописное наследство, начатая у гроба поэта, еще не окончена. Гераклит говорил, что тот, кто не надеется найти, не найдет, ибо без надежды нельзя выследить и настигнуть.

Размер:
21.7 Kb
Скачали:
10

Метки к статье: занимательный материал

Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса