Марина Москвина – автор детских и взрослых книг, романа "Гений безответной любви", повестей-странствий: в Гималаи – "Небесные тихоходы", в Японию – "Изголовье из травы", в Непал – "Дорога на Аннапурну".
Книга на любой возраст – "Моя собака любит джаз" была удостоена Международной золотой медали Андерсена.
Около десяти лет на "Радио России" она выходила в эфир с авторской развлекательно-философской программой "В компании Марины Москвиной" и десять лет вела мастер-класс по развитию творческих способностей и обучению искусству письма в Институте Современного Искусства на факультете журналистики.
Более ста лет отделяют Марину Москвину от Х.К. Андерсена, но они очень похожи и в человеческом, и в творческом плане: их роднит страсть к путешествиям, энергия творчества, талант, подаренный природой, и умение в обычном видеть необычное. Для маленьких читателей ею написан ряд сказок, объединенных в сборник под названием "Увеличительное стекло".
Действующие лица произведений М. Москвиной - животные, насекомые, в общем, "братья одноклеточные", как обращается к ним еж - герой сказки, давшей название сборнику. Они, как маленькие дети, познают окружающий мир, пространство которого писатель обозначает большими буквами, учитывая, видимо, его величину, значимость и серьезность восприятия героями и читателями.
М. Москвина умеет творить необычное: в ее сказках происходят различные чудеса, но совсем не те, которые известны всем. В хобот слона попадает яблочное семечко, и вырастает яблоня ("Слон и еж"). Ослик строит для кабанчика качели, чтобы тот, взлетая, мог смотреть вдаль ("Кабанчик на качелях"). Кабанчик, желавший увидеть даль, взлетает на качелях и вдруг понимает: необычное, потрясающе интересное можно увидеть рядом. Надо только уметь смотреть.
У крокодила из яйца вместо сынка-крокодильчика вылупляется птенец ("Что случилось с крокодилом"). Но чудеса нужны автору не для того, чтобы удивлять читателя своей изобретательностью, а для того, чтобы вместе учиться мудрости.
Сказка "Слон и еж" - настоящая философия чуда. Она учит пониманию того, что прикоснуться к чуду дано не каждому: злые, завистливые, глупые недостойны его. М.Москвина, умеющая ценить и уважать своих предшественников, иногда бывает талантливо своевольной, и тогда кончается традиция, и начинается интертекст, рождающийся тогда, когда существует духовная и эстетическая близость одного автора с другим.
Марина Львовна Москвина - российский писатель. Ее творчество многогранно и многообразно: она пишет и для взрослых, и для детей. Отметим, что М. Москвина стала Лауреатом Международного Почетного диплома Андерсена, а также стала финалистом премии "Ясная поляна". Книги М. Москвиной переводят на многие языки мира. В качестве материала для исследования мы выберем следующие сказки: "Что случилось с крокодилом?", "Слон и еж", "Кабанчик на качелях", "Увеличительное стекло", "Раковина"…
Строя сюжеты своих сказок, М. Москвина приближает их к реальности. Каждый герой индивидуализирован, наделен легко узнаваемыми чертами, которые в сказке гиперболизируются и превращают героев в сказочное существо
Еж в сказке М. Москвиной представлен не просто как маленький, безобидный зверек, но как мыслящий, чувствующий герой, способный прийти на помощь в трудную минуту. Крокодил – не просто хищный и агрессивный зверь, но способный сопереживать и любить.
Все герои показаны во взаимодействии друг с другом, в общении. Стираются границы между сильным и слабым, хищником и травоядным, животными и насекомыми. Все равны друг другу, и важными становятся лишь личностные качества каждого из героев.
Автор акцентирует внимание на моральной стороне поступков сказочных героев, что позволяет создать более углубленную картину их внутреннего мира. Внешне большой и сильный Кабанчик внутри очень нежный и добрый. Он мечтает смотреть вдаль, и благодаря своему умению сопереживать и дружить, его мечта очень быстро исполняется. Внешне злой и коварный Крокодил оказывается способным любить и заботиться о маленьком птенце, стать ему настоящим родителем, невзирая на пересуды и разговоры окружающих.
Идейное содержание сказок М. Москвиной выражается в подтексте, создающем второй план повествования, который и несет основную смысловую нагрузку. На первом плане внешне занимательная история о жизни животных, об их приключениях и дружбе. На втором плане оказывается более сложная система, выстроенная сказочницей, чтобы передать основной замысел – главную мысль, которая в каждой сказке выражается по-разному.
В сказке "Раковина" прослеживается мысль о том, что необходимо слушать только себя и свое сердце, быть верным себе, и только тогда можно услышать шум собственного моря. Сказка "Крокодил" наталкивает на размышления о том, что внешность обманчива, и даже самые жестокие и злые на вид люди, способны любить. Кроме того, не менее важной является идея о том, что осуждение окружающих – это последняя вещь, на которую стоит обращать внимание и маленьким, и взрослым.
Совсем недавно вместе с другим известным детским писателем Сергеем Седовым Марина Москвина выпустила замечательную сказку "Как Дед Мороз на свет появился" (2019). Отметим, что эта волшебная история нарисована выдающимся современным иллюстратором Игорем Олейниковым, лауреатом премии имени Андерсена (2018).
Начинается все с того, что Осень, Лето и Весна никак не могли поладить, и каждое время года лезло без очереди. Люди и звери постоянно жили в вихре изменений. И Матушка Природа устала от такого безобразия. А мудрая синичка поняла, что пришло время будить Деда Мороза, который спал в пещере у волшебного источника много лет. К слову, нам рассказывают, как спящий старичок там появился.
И вот проснулся Дед Мороз и призвал времена года к порядку. И вызвал Зиму, чтоб дать Природе отдохнуть. А чтоб все узнали, что теперь все времена будут наступать верно, и в свое время – Дедушка привел Новый год. Маленьким читателям даже расскажут историю про появление волшебной помощницы Деда Мороза, его внучки Снегурочки. Эта история уже признана официальной версией появления Деда Мороза, а по мотивам сказки, на родине волшебника, в Великом Устюге, была поставлена пьеса, имевшая оглушительный успех.