Цель: познакомить детей с лекарственными растениями (крапива, иван-чай, полынь) и их лечебными свойствами.
Задачи:
Предварительная работа: просмотр гербария с лекарственными растениями.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Помните ли, вы, доктора Пилюлькина из рассказа "Приключения Незнайки и его друзей?" (ответ детей)
- Какие лекарства он использовал, чтобы лечить коротышек цветочного города?
- Правильно, ребята. Он лечил касторкой и йодом. А знаете ли вы, что кроме касторки, йода и таблеток, есть лекарства, которые растут у нас прямо под ногами?
- А некоторые на первый взгляд для нас просто сорняки. Про них мы сегодня и узнаем. Но сначала послушайте загадку:
У забора, где дрова -
Летом выросла трава.
В руки ту траву возьмешь-
Больно кожу обожжешь!
То-не чудо и не диво,
А обычная … (крапива)
Воспитатель: Народная мудрость гласит: "Одна крапива заменит семерых врачей". Это и сорняк и лекарство одновременно. Его древнее название от слова "коприна"-шелк. Из его стеблей получали волокно для выработки тканей.
- Свойство этой жгучей травки широко применяется при необходимости остановить кровотечение. Также применяют ее и как ранозаживляющее. При застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
- Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос. В листьях крапивы содержится в два раза больше аскорбиновой кислоты, чем в смородине. Крапива улучшает деятельность сердца, желудка, кишечника, печени, почек, состав крови.
Воспитатель: Итак, следующая загадка посложнее:
На лугах, полях растет,
Цветом розовым цветет,
Заварить им можно чай.
Что за травка…? (иван-чай)
Воспитатель: Жил в одной русской местности паренек Иван. Любил он ходить в красной рубахе и большую часть времени проводил на опушке среди цветов и кустарников. А жители села, увидевшие красный цвет среди зелени, говорили: "Да это Иван, чай, ходит".
- И так к этому привыкли, что не заметив отсутствия в селе Ивана, стали говорить: "Да это Иван, чай!" - на неожиданно появившиеся у околицы алые цветы. Так и прижилось за новым растением название иван-чай.
- А растение преподнесло еще один сюрприз. Собрались жители однажды на праздник. Гуляли аж до вечера, стало холодно, и женщины решили вскипятить воды. В костер наряду с дровами пошли высокие стебли иван-чая, листья с которого попали в кипящий котел. Попробовали отвара, а отвар приятный, освежающий.
- Листья иван-чая с тех пор служат для приготовления чайного напитка, и называется такой чай копорским, по названию села Копорье под Петербургом, где это случилось. (Слово " чай" в старом русском языке означало - пожалуй, по всей видимости, скорее всего и т.д.)
Иван-чай (кипрей) - помогает вылечить многие болезни, повышает иммунитет к инфекциям, помогает бороться с кариесом, улучшает состав крови, помогает выводить из организма токсины, снимает пищевые отравления, восстанавливает силы при истощении, укрепляет корни волос, устраняет головную боль, нормализует давление. Витамина С в Иван-чае в 6,5 раз больше, чем в лимоне. Заварка Иван-чая не окрашивает зубную эмаль. А еще в этот чай можно добавить цветы, сушеные ягоды.
Воспитатель: Следующая загадка:
Горькая трава -
И животу поправка,
И сама душиста,
И метет чисто. Это…? (полынь)
Полынь - одно из древнейших лекарственных растений. В народной медицине употребляют полынь при лихорадке и против глистов. Корни растения помогают при эпилепсии и колитах. При кожных заболеваниях принимают ванны с полынью. Также из травы готовят настойку, настой и экстракт, которые применяются как средство для возбуждения аппетита.
- Удивительно, что в Древнем Риме победителю соревнований вручали чашу с настойкой горькой полыни. Отпивая глоток настойки, победитель как бы получал в награду самое ценное - здоровье.
- Мы живем в мире лекарств и на каждую болезнь есть лекарственное растение. Ведь природа - самая лучшая аптека. Все свои сокровища она щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Берегите люди, Землю берегите!
И любовь к Природе в сердце сохраните!