Классный час для 9 класса "День воссоединения Крыма с Россией!"

Цели: рассказать ученикам о значении воссоединения Крыма и России, укрепить положительный образ полуострова.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания учеников о Крыме и его исторической связи с Россией;
  • воспитывать у обучающихся чувства патриотизма и гордости за Родину, готовность защищать ее в трудную минуту;
  • воспитывать уважительное отношение к прошлому и настоящему страны, формировать активную гражданскую позицию.

Материалы и оборудование: карта РФ и карта Крыма, аудиозапись песни, видеозапись, проектор, смарт доска.

Ход занятия

Организационный момент

Прослушивание песни "Крым - Россия навсегда!"
(муз. Марии Дроздовой, стихи Ольги Куланиной)

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня особенный день для всех жителей полуострова. День, когда Крым вернулся в родную гавань.
- Настоящее историческое событие - воссоединение Крыма с Россией.

- В сознании людей Крым всегда был неотъемлемой частью России. Так хочется снова побывать на том великолепном весеннем торжестве, которое прошло 16 марта 2014 г.
- В Крым пришел большой праздник - демократический референдум. Всюду звучала патриотическая музыка, проходили праздничные концерты, люди искренне радовались, обнимали и поздравляли друг друга с такими долгожданным событием.

- По всему Крыму в эти дни наблюдался небывалый народный подъем. Российский флаг, как символ победы, был везде: на зданиях, домах, в окнах проезжающих машин, в руках взрослых и детей. Людям было приятно осознавать, что Крым вернулся "домой".

Ученик читает отрывок стихотворения "Возвращение Крыма"

Ура! Вернулся снова Крым в Россию,
И Севастополь снова теперь наш.
Россия показала свою силу,
За годы неудач взяла реванш.

В Крыму прошел успешно референдум.
С Россией быть! С Россией вместе жить!
России не придется вновь аренду
За пребывание флота там, платить.

Мы снова вместе - Крым и Севастополь.
Ужели явь все это, не во сне.
Благоухает в скверах крымский тополь,
Он тоже рад вернувшейся Весне.

Как долог путь был до заветной цели.
Мы долго ждали этого все дня.
Мы победили, все преодолели
И стали вместе, как одна семья.
(Владимир Строков)

Учитель: Результаты многонационального единства народного референдума ошеломили весь мир. Конечно, присоединение полуострова в состав России вызвало недовольство не только Украины, но и многих недружественных стран.

- Крымчане сами изъявили желание жить в РФ. Их мнение поддержал президент и граждане всей России, не дав расколоть русский мир, русский язык и русскую культуру на исконно русской территории.

- 18 марта 2014 г. был подписан договор о вхождении в состав России двух новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Россия и Крым снова вместе, связаны одной судьбой.

Просмотр короткого видео блока на проекторе "Крымская весна"

Основная часть

Учитель: Путь воссоединения был очень долгим и тернистым, своими корнями он уходит в глубокую древность.
- Давайте же вспомним совместную историю Крымского полуострова и России. (обращаю внимание учеников на карту России и карту Крыма)

Перенесемся в X век, в славный город Херсонес Таврический (ныне Севастополь). Именно с него начинается история русского Крыма, в 988 году в стенах этого древнего города принял крещение князь Владимир Великий. Приняв крещение сам, Владимир установил христианство на всей Руси. Херсонес можно по праву назвать началом истории православной Руси.

В XIII веке монгольское нашествие изменило историю многих народов Крым не был исключением и на его территории образовалось Крымское ханство. Долгим было его их правление. Но история не стоит на месте, и вот уже в XVIII веке становление России сопровождалось расширением границ. Итогом шестилетней русско-турецкой войны стало признание Турцией независимости полуострова. А императрица Екатерина II в 1783 году издала манифест о присоединении Крыма к России.

- История Крыма в составе России всегда тесно связана с ее культурой. Крыму посвящали свое творчество многие творческие люди золотого и серебряного веков.
- Скажите, может Вы знаете кого-то из российских поэтов, писателей, чье творчество посвящено Крыму? (А.С. Пушкин "Бахчисарайский фонтан", Л.Н. Толстой "Севастопольские рассказы")

- Благодарю за Ваши ответы, вы абсолютно правы. Крым всегда был манящим местом для писателей, композиторов, художников.
- Памятные места Крыма связаны с именами великих россиян: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А. Ахматовой, И.А. Бунина, М. Горького.
- Также здесь создавали свои живописные полотна художники И.К. Айвазовский, И.И. Левитан, А.И. Куинджи.

- Я просила вас заранее подготовить мини-доклад о истории Крыма в советскую эпоху. Буквально несколько предложений, очень сжато. (Ученики заранее были поделены на 3 группы, каждая группа заблаговременно подготовила мини-доклад "История Крыма")

- О героических страницах Великой Отечественной войны в истории Севастополя и всего Крыма нам расскажет 1-я группа.

Выступление спикера "Оборона Севастополя"

Во время Великой Отечественной войны, которая началась 22 июня 1941г, гитлеровская Германия планировала присоединить Крым к территории Третьего рейха, как область для немецкой колонизации.

Война страшной трагедией обернулась для всех народов Крымского полуострова. Приморская армия отступила к Севастополю. Началась оборона Севастополя, длившаяся 250 дней. Это было время тяжелых, кровопролитных боев, проходивших с переменным успехом.

Учитель: Спасибо, за Ваш ответ. Наши войска всеми силами стремились не допустить врага на родную землю. Крым был освобожден весной 1944 г. Города Керчь и Севастополь были удостоены высокой награды, став городами-героями СССР.

- Группа 2 расскажите, как же так вышло, что Крым незаконно был передан из состава РСФСР в состав УССР.

Выступление спикера "Крым в УССР"

В 1954 г. Советский Союз с размахом отмечал трехсотлетие событий Переяславской рады (8 января 1654 г. украинские казаки во главе с гетманом Б. Хмельницким в Переславле присягнули на верность русскому царю). В честь этого замечательного юбилея Украинская ССР получила от братской Российской республики поистине царский подарок.

По инициативе Генерального секретаря КПСС Н.С. Хрущева, 26 апреля Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР". Это решение не соответствовало в полной мере советскому законодательству, так как никаких соцопросов, а тем более референдумов не проводилась. Власть приняла решение, по своему усмотрению, не спросив мнения народа.

- К сожалению, это правда. Этому процессу просто не придавалось особенного значения. Ведь территории передавались в рамках одной большой страны.
- Никому и в голову не приходило, что ситуация может как-то измениться.

- Несмотря на распад СССР в 1991 году, тесные и дружеские связи между россиянами и крымчанами сохранялись всегда, т.к. у многих остались родственники на территории России, нас объединяла общий язык, культура и история.

- Какие события привели к тому, что Крым вошел в состав другого государства? Нам расскажет 3 группа.

Группа 3. Выступление спикера "Крым в составе Украины 1991 - 2014 гг"

В 1991 г, охваченный серьезным экономическим и социально-политическим кризисом Советский Союз распался и Украина стала независимым государством. Россия же, преодолев тяжелое время начала восстанавливаться. После 1998 г. экономика страны медленно стала выбираться из пропасти, проблемы начали решаться.

Однако отношения с Украиной по-прежнему были сложными. Существенный вклад в это вносили украинские власти, которые 20 лет проводили антироссийскую политику. Для укрепления своих позиций в Крыму пересматривалась и переписывалась история страны.

Издавались новые учебники для школ, которые должны были сформировать новое поколение украинцев, обладающих антироссийским мировоззрением. Это вызвало отторжение у русских, проживающих на Украине, и особенно в Крыму.

Воспитатель: Все верно. Особенно ситуация накалилась и обострилась в 2014 г. После того, как националистически настроенные представители политической элиты Украины в феврале, в ходе антигосударственного переворота захватили власть ситуация по дальнейшей украинизации населения страны стала еще более острой.

- Это потребовало срочно принимать решение, от которого будет зависеть судьба крымских народов. И решение было принято и воплощено в жизнь самими крымчанами. В марте 2014 года в Крыму прошел референдум, где большинство населения (почти 96%) проголосовало за присоединение к России.

- Помните ли Вы, как именно антироссийская политика украинских властей проявляла себя не словом, а действиями по отношению к крымчанам?

Обучающиеся:
- Я помню, как мы пережили отключение света. Блекаут по всему полуострову. Выжили благодаря свечкам и генераторам. Больше полугода жили в режиме - 2 часа есть свет, 2 часа нет.

- Я помню, как перекрыли Северо-Крымский канал, от этого очень сильно пострадало сельское хозяйство в первое время. Перекрытую воду стали сливать в Перекопский залив, так что вода в нем из соленой стала пресной, что повлияло на изменение в экосистеме акватории.

- В 2014 украинские активисты устраивали блокаду продуктов.
- Многие родственники и друзья перестали общаться и вообще хоть как-то контактировать с нами, тк считали нас предателями, лишь потому что мы не уехали, а остались жить в Крыму.

- Я думаю, если бы в 2014 г референдум не состоялся и Крым бы не воссоединился с Россией, то у нас могла бы быть война, как в Донецке и Луганске.

Учитель: Я с Вами согласна, я помню это не легкое время.
- А Вы знали, что сейчас в Украине на законодательном уровне активно проводиться запрет на использование русского языка, русской культуры в целом.

- Страшно то, что там началась героизация военных преступников и преступных организаций времен Великой Отечественной войны. (военному преступнику, украинскому националисту С. Бандере устанавливают памятники, проводят марши в его честь)

- Ребята, как изменился наш полуостров после того, как произошло воссоединение Крыма с Россией? Ведь прошло не много не мало 9 лет уже.

Обучающиеся:
- Очень много вложений в Крым произошло за эти года. Был построен Крымский мост, автомобильная трасса "Таврида".
- А еще построили Международный аэропорт "Симферополь", республиканскую больницу им Семашко в Симферополе.

- Проводятся реконструкции культурных мест: Ханского дворца в Бахчисарае, Керченской крепости, замок Ласточкино гнездо.
Учитель: Да, так и есть, Вы все правильно говорите. Хотела бы Вас еще немного дополнить. Вы, как раз упомянули об отключении света и перекрытии воды.
- Благодаря России был в короткие сроки был запущен энергомост с Кубани через Керченский пролив, возведены новые электросети, запущены энергоблоки.

- Были пробурены скважины для обеспечения питьевой водой жителей всего региона. Запустили новый водовод, проработали создание установки опреснения морской воды под Ялтой.
- А Вы заметили какие-нибудь изменения после воссоединения именно в нашем городе?

Обучающиеся:
- Конечно наш город словно ожил. Ремонтируются дороги, проводится свет, строятся парки, детские и спортивные площадки в каждом дворе, восстанавливаются памятники.
- Проводятся ремонты в школах и детских садах, проводятся капитальные ремонты фасадов жилых домов.

Учитель: Прошло уже 9 лет с тех пор, как Крым вернулся домой. Сегодня крымчане уверены в завтрашнем дне, они – часть Великой державы. Воссоединение с Россией задало высокий темп развития Крыма и Севастополя. За это время построены и реализованы проекты, которые невозможно было осуществить до воссоединения с Россией.

"Крымская весна", начавшаяся 9 лет назад, вспоминается и празднуется каждый год. Этим праздником мы провозглашаем мир и единство Крыма с Россией.
- А сейчас, для самых внимательных, я хотела бы провести викторину о услышанной Вами информации по теме мероприятия. (зачитываются вопросы и варианты ответов, ученики выслушав дают правильные ответы)

Викторина

1. Когда наша страна отмечает день присоединения Крыма с Россией?

а) 24 февраля 2022
б) 18 марта 2014 г.
в) 14 апреля 2016

2. Какие события произошли в Крыму 16 марта 2014 г.

а) референдум;
б) выборы депутатов государственной думы;
в) принятие конституции.

3. Какие языки являются государственными в Крыму?

а) русский;
б) украинский;
в) крымско-татарский;
г) все перечисленные варианты.

4. Князь Владимир принял христианство сам и крестил Русь в городе...

а) Херсонес (Севастополь)
б) Пантикапей (Керчь)
в) Ялита (Ялта)

5. В состав какой советской республики входил Крым с 1954 по 1991 г.

а) СССР
б) РФ
в) УСС

6. Сколько дней длилась оборона Севастополя Во время Великой Отечественной войны?

а) 160 дней
б) 320 дней
в) 250 дней

7. После воссоединения с Россией на полуострове началось масштабное строительство:

а) автомобильная трасса "Таврида";
б) Крымский мост;
в) Международный аэропорт "Симферополь";
г) все перечисленные варианты.

Правильные ответы: 1 - б; 2 - а; 3 - г; 4 - а; 5 - в; 6 - в; 7 - г.

Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: История связи Крыма и России была, есть и будет продолжается. Мы должны помнить и глубоко сознавать, что Российская и Крымская земля неотъемлемы.
- Впереди жизнь целых поколений. И именно нам и нашим детям предстоит сделать эту землю процветающей и мирной!

- На гербе Республики Крым написано "Процветание в единстве!", а это значит, что только под мирным небом и под надежной защитой России в содружестве всех наций мы сможем сделать нашу землю процветающей и богатой.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: классный час, 9 класс