Для обучающихся 9 класса.
Цель: воспитание у обучающихся уважения к героическому прошлому страны.
Задачи:
Оборудование: видеозапись "Сообщение Ю. Левитана "Объявление о начале войны 22 июня 1941 года"; аудиозапись "Священная война"; презентация "Поклонимся великим тем годам…".
Приглашенный гость: Нуждова Анна Петровна - ветеран труда, ребенок войны.
Учитель:
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю навсегда. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Но события эти не всегда хороши… События не всегда приятны… О таких событиях вспоминается с болью… И тем не менее мы помним о них... И будем помнить всегда. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война русского народа против фашисткой Германии. И к этой войне советский народ не был готов…
Играет видеозапись "Обращение Юрия Левитана "О начале войны 22 июня 1941 года".
По окончании просмотра, играет песня "Священная война". Выходят 3 обучающихся. (текст проговаривается под музыку, цель которой – создать атмосферу и тревожное настроение у класса)
1 обучающийся:
Из воспоминаний Алевтины Котик, 1925 г.рождения: "Я проснулась от того, что ударилась головой о кровать – земля содрогалась от падающих бомб. Я побежала к родителям. Папа сказал: "Война началась. Надо убираться отсюда!" Мы не знали, с кем началась война, мы не думали об этом, было просто очень страшно. Папа был военный, а потому он смог вызвать для нас машину, которая довезла нас железнодорожного вокзала. С собой взяли только одежду.
Вся мебель и домашняя утварь остались. Сначала мы ехали на товарном поезде. Помню, как мама прикрывала меня и братика своим телом, потом пересели в пассажирский поезд. О том, что война с Германией, узнали где-то часов в 12 дня от встречных людей".
2 обучающийся:
Из воспоминаний защитника Брестской крепости Петра Котельникова, 1929 года рождения: "Под утро нас разбудил сильный удар. Пробило крышу. Меня оглушило. Увидел раненых и убитых, понял: это уже не учения, а война. Большинство солдат нашей казармы погибли в первые секунды. Я вслед за взрослыми бросился к оружию, но винтовки мне не дали. Тогда я с одним из красноармейцев кинулся тушить вещевой склад. Потом с бойцами перешел в подвалы казармы соседнего 333-го стрелкового полка… Мы помогали раненым, носили им боеприпасы, еду, воду. Через западное крыло ночью пробирались к реке, чтоб набрать воды, и возвращались обратно".
3 обучающийся:
Врач Екатерина Кадысева: "Был жаркий летний день, почти все горожане были на реке Белой. Вдруг, как гром среди ясного неба, прозвучал голос диктора, сообщившего, что в 14.00 по радио выступит нарком иностранных дел. Началась война.
День померк, мы побежали в школу. Всех, кто пришел, собрали в спортивном зале. Перед нами выступил директор, который сказал, что мы должны готовиться заменить старших. На следующий день весь наш класс отправился в Стерлитамакский зерносовхоз. Вставали с зарей и по утренней росе шли три километра. Работали на волокушах, а когда была скошена пшеница, нас перевели на ток веять зерно. Так прошло первое военное лето…"
Учитель:
Так всем и запомнилось это лето, разделенное надвое. Первый день войны изменил характер действий, поступков и мыслей, во временной протяженности стал не просто начальной точкой отсчета событий, но и пропастью, расколовшей жизнь на две несоединимые части - на ту, что была до войны, и на ту, что настала теперь. Очевидцы вспоминают - в первые дни войны многие ожидали сообщений о нашем победоносном контрнаступлении - никак иначе быть не могло! Ждали вестей по радио, включали поверку временем, вестей же не было почти никаких. Что произошло? Ждали, когда же по радио выступит он.
Радио же говорило о больших сражениях. Красная Армия вела непрерывные бои на сменяющих друг друга направлениях, причем каждое новое неизменно оказывалось восточней предыдущего. Читали речь Черчилля о нападении на Россию, опубликованную в газетах, и нисколько не верили в искренность английского премьера. В сводках "От Советского Информбюро…" называлось количество подбитых вражеских танков и уничтоженных самолетов, рассказывалось о подвигах красноармейца, забросавшего гранатами взвод фашистов.
Или о пулеметчике, уничтожившем целую роту, но, что было особенно горько и необъяснимо, заканчивал сообщение диктор Левитан тем, что сдан врагу очередной советский город. Все это вступало в противоречие с теми лозунгами, которые были у всех на слуху, со строчками из песен: "…если враг полезет к нам матерый, он будет бит повсюду и везде", "…на вражьей земле мы врага разобьем малой кровью, могучим ударом".
Все эти противоречия говорили лишь о том, что советский народ не был ни физически, ни морально не готов к этой войне. Войне совершенно новой для них. Войне, в которой использовалось оружие массового поражения. Войне, где успех зависел еще и от применения техники. В первые, самые страшные дни войны сотни тысяч солдат погибали, не успев сделать ни единого выстрела.
План Гитлера был лаконичен и прост. Расскажите, в чем он заключался? (ответы детей)
Учитель:
Все верно! Гитлер рассчитывал, что захватить Советский Союз ему удастся легко и молниеносно, ведь его армия имела самое главное преимущество – это эффект внезапности. Но он просчитался. Его замыслам не суждено было сбыться. Площадь территории Советского Союза, верность себе и своему государству и, конечно героизм и мужество, с которым вчерашние мальчишки отдавали свою жизнь за свободу своей страны – этих факторов фашисты не учли.
Обучающийся:
Майор привез мальчишку на лафете,
Погибла мать, сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста
Был исцарапан пулям лафет
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал...
Учитель:
Сегодня к нам в руки попал уникальный материал. Мы уже знаем, как выглядела война в глазах обычных людей, мирных жителей своих городов. Но мало где можно услышать живые воспоминания от высокопоставленных лиц Коммунистической Партии. Сегодня у меня в руках отрывок из неопубликованных мемуаров первого секретаря Брестского обкома Коммунистической партии Белоруссии Михаила Николаевича Тупицына о первом дне войны.
Кем же был Михаил Николаевич Тупицын?
Обучающийся:
Михаил Николаевич Тупицын родился 6 ноября 1906 года в Симбирской губернии (ныне Ульяновская область) в семье крестьянина-бедняка. Окончил 2 класса школы 2-й ступени и педагогический техникум. Высшее образование получил в Институте красной профессуры.
В 1930–1933 годах был директором в различных техникумах, после чего начал комсомольско-партийную карьеру в Москве на заводе "8 Марта". Высшей точкой в довоенной столице – стала должность инструктора Кировского райкома МГК ВКП(б). С мая 1936 года и до начала Великой Отечественной войны партийная деятельность Тупицына связана с БССР, с небольшим перерывом на службу в НКВД: с апреля 1939 по февраль 1940 года он возглавлял Управление НКВД по Полесской области, ему было присвоено звание капитана госбезопасности...
Учитель:
Вот, что писал Михаил Николаевич в своих воспоминаниях о первом дне войны: "…Не успел как следует заснуть, как наш дом потряс страшный взрыв, от которого из окон вылетели все стекла. Вслед за первым – второй, третий, перешедшие в канонаду артиллерийской стрельбы. "Война" – это страшное слово молниеносно пронизало мозг после первого же взрыва. "Чего ждали, того и дождались", – в испуге не сказала, а скорее прошептала вскочившая с постели жена и бросилась в детскую комнату, откуда уже доносился плач шестилетнего Вили и трехлетнего Славика, наших сыновей.
Раздумывать было нечего. Натянув только брюки и одев прямо на голое тело пиджак, я помчался в обком, бросив на ходу жене, чтобы она с ребятами и племянницей спустилась в подвал. Квартира моя находилась до войны в том же здании, где размещался обком, и чтобы попасть туда, надо было спуститься со второго этажа и пробежать метров 20 двором до черного хода...
Учитель:
Полные неопубликованные воспоминания Михаила Николаевича Тупицына хранятся в Российском государственном военном архиве. Датированы они началом 1960-х.
Михаила Николаевича уже нет в живых. Он умер 18 июня 1993 года в Москве и похоронен на Кунцевском кладбище.
- А как вы думаете, какие мысли были в голове у его маленьких детей и племянницы, которых он успел посадить в машину и спасти от неминуемой гибели? О чем думали ребятишки? (ответы детей)
Учитель:
Я соглашусь с каждым из вас. Действительно, липкий страх и ужас неизбежного, непонимание и неприятие происходящего, взрывы и грохот вокруг детей заставлял их замирать от ужаса или кричать не своим голосом. И сегодня у нас в гостях та самая племянница Тупицына Михаила Николаевича, которую он эвакуировал вместе со своей семье. Давайте поприветствуем нашего уважаемого гостя, Нуждову Анну Петровну.
Приглашенный гость садится за стол в центре класса, обучающиеся приветствуют ее.
Учитель: Анна Петровна, расскажите нам о себе пожалуйста.
Гость:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нуждова Анна Петровна. Я родилась на Рождество Христово в 1925 году в селе Суровка, Теренгульского района Ульяновской области. Семья у нас была большая. Мама, папа и еще два брата – Валентин и Константин. Но, когда мне было 5 лет, моя мама умерла. Школу я не заканчивала. Грамотный был только Валька. (прим. старший брат) Он окончил обычную школу и школу связистов.
Валя всегда говорил: "Нютка, вот вырастишь, я и тебя обучу. Будешь у нас грамотна". Но не дано было этому случиться. Жили мы бедно, голодали. Поэтому мой папа отправил меня к моему дяде, маминому брату, дяде Мише Тупицыну. Он в то время в Белоруссии жил. Дядя Миша принял меня хорошо. Жили мы дружно. Я помогала дядиной жене по дому и присматривала за детишками. Так мы и прожили все вместе до 41 года (прим. 1941 год)
Обучающийся: Анна Петровна! А ваш дядя когда-нибудь говорил о том, что скоро может война случиться?
Гость:
Он дома никогда такого слова не произносил. Да и никто не ожидал, что такое несчастье может случиться. Я помню, как однажды сплю я в своей комнате и вдруг как что-то шарахнет по дому! Я подскочила, услышала плача Вильки и Славки. (прим. дети М. Н. Тупицына) Я и не поняла что случилось. Тут ко мне в комнату забежал дядя Миша и всех нас спрятал в подвал дома.
Сколько мы там просидели – я уж и не знаю. Но долго. Когда в следующий раз он пришел, то велел нам садиться в машину, что у дома стояла. Кинул нам какие–то шобоны (прим. вещи) и что-то объяснял водителю. Так мы и уехали, а он остался.
Учитель: Анна Петровна, куда он вас велел отвезти?
Гость: Велел вывезти нас из города, чтобы нас не бомбили. Но ехали мы долго. Через город ехать было нельзя. Везде все разбито, мертвые лежат. Мы через лес ехали. Мальчишки все плакали, а я по сторонам смотрела. Даже в лесу солдаты мертвые лежали. А он все бомбит и бомбит, бомбит и бомбит без устали. (прим. фашистская армия)
Потом уже меня обратно в деревню отправили. Тогда у нас в Суровке безопасно было. Когда вернулась домой, что узнала, что папа добровольцем на флот ушел сразу в 41 году. Больше я о нем ничего не слышала. А старший брат Валька был убит в 1944 году, за год до окончания войны. Так мы и остались с Костей вдвоем.
Учитель:
От таких рассказов сердце начинает болеть… Спасибо вам, Анна Петровна, за вашу правду. Детство ваше и впрямь не было счастливым… Ребята, если у вас есть вопросы, вы можете задать их нашему гостю.
Обучающийся: Анна Петровна, скажите, а в деревне в военное время вы чем занимались?
Гость: В деревне тогда голодно было. Я тогда была девчонкой. Чего мне там – 16 лет всего. В обозе ездили по другим деревням. Скотину немного держали. После жатвы ходили собирали зерна пшеницы и ржи в поле, чтобы хоть немного муки смолоть. Холод и голод. Вот так и жили.
Страшное это было время. Тогда у нас ничего не было. Мы с братом на двоих валенки носили и варежки. А у вас, ребятишки, сейчас хорошее время идет. Вы вон все какие красивые. Все одетые и обутые. А самое главное – тихо сейчас и спокойно. Война – это страшно. Мне вот 95 лет будет, а я все еще по ночам кричу "Караул! Помогите!" Память уже плохая стала, и я многое стала забывать. Но те страшные моменты, когда нас на машине мимо мертвых везли – никогда не забуду. Дай Бог, чтобы никогда больше такого не повторилось!
Обучающийся:
Нам нужен мир
На голубой планете.
Его хотят
И взрослые и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, Не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир Навеки! Навсегда!
Учитель:
Да будет так! Мирного неба над головой! Скажем нет войне! И в окончании нашего классного часа я хотела бы вручить нашему гостю эти победные гвоз-дики и символ мира на Земле – белого голубя. Спасибо, Анна Петровна, что разделили этот день с нами! Ну а у вас, ребята, есть возможность поделиться белым голубем с вашими близкими.
(У каждого на парте лежит открытка "Белый голубь")
- Сегодня, в честь празднования Дня Великой Победы, подарите этого голубя своему самому близкому человеку. И разделите эту радость с ним. Пусть "Голубь мира" напоминает всем, что нет ничего важнее на земле, чем мира во всем мире средь людей!
Спасибо!