Цель:
Знаешь ли ты, что ...
Человечеству так и не удалось избавиться от своего, может быть, главного порока – склонности воевать. Вооруженные конфликты всё более усложняются, а некогда считавшееся классическим деление войн на международные и гражданские постепенно утрачивает свой смысл.
Техническое совершенствование средств ведения войны идет полным ходом, растёт разрушительная сила оружия; скорость и дальность поражения объектов.
Если 100-200 лет назад в войнах принимали участие только солдаты, а гражданские лица, кроме случайно оказавшихся вблизи от поля боя, не страдали, то позднее, особенно после Второй мировой войны, жертвы среди гражданского населения стали превышать потери военных. В апреле 1999 г. в Югославии вспыхнул новый вооруженный конфликт; который принес тысячам людей страдания, смерть и разрушения.
В данной ситуации у многих граждан, следящих за информацией, поступающей из зоны боевых действий, может возникнуть вопрос: подлежит ли поведение находящихся в состоянии войны сторон каким-либо ограничениям. Такие ограничения существуют и составляют систему международного гуманитарного права, применяемого в случаях вооруженного конфликта.
Следует отметить, что в нашей стране мало кто знает об этой сфере международного права.
Международное гуманитарное право – это совокупность международных юридических положений, которые обеспечивают уважение и защиту человеческой личности в случае вооруженного конфликта (Женевские конвенции 1949 г. (Конвенция I, Конвенция II, Конвенция III, Конвенция IV) вместе с двумя Дополнительными протоколами 1977 г. (Протокол I, Протокол II) составляют основу международного гуманитарного права).
Из истории МГП (материал прилагается).
Конвенция по улучшению участи раненых и больных в действующих армиях (Конвенция I). Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь… Женевская конвенция об улучшении участи раненых в действующих армиях 1949 года, статья 3
Джамиль М. «Волки»
Старый волк постоял над бойцом,
Осмотрел и обнюхал его,
Для чего-то в глаза заглянул,
Но не сделал ему ничего...
На рассвете и люди пришли;
Видят: раненый дышит чуть-чуть.
А надежда-то все-таки есть
Эту искорку жизни раздуть.
Люди в тело загнали сперва
Раскаленные шомпола,
А потом на березе, в петле,
Эта слабая жизнь умерла...
Люди кровь проливают в боях:
Сколько тысяч за сутки умрет!
Cводки всю ночь напролет.
Что там волки! Ужасней и злей –
Стаи хищных двуногих зверей.
(Март 1943)
Вопрос:
Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II)
Конвенция об обращении с военнопленными (Конвенция III)
Война и военнопленные
С военнопленными следует всегда обращаться гуманно... При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.
Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными, статьи 3, 4.
А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадется, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево.
Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешься. Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверно, на всех нас не хватало в Германии.
М. Шолохов
День войны
Весь день работали зенитки,
А бомбы — вестницы войны,
Как зло, спрессованное в слитки,
Взрывая жизнь, и все пожитки,
Летели с черной вышины.
И занялись кругом пожары,
Горел вокзал, дымился дом,
Истлели скверы, тротуары,
А дыма серые стожары
Застлали гарью все кругом.
Петро Глебка
Под защитой настоящей Конвенции состоят лица, которые в какой-то момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами, которой они являются.
Женевская концепция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны, статья 4
Дети пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают им защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине...
Дополнительный протокол 1 1977 года к Женевским конвенциям 1949 г., статья 77
Майор привез мальчишку на лафете
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Константин Симонов
Вопрос:
Почему дети становятся участниками вооруженных конфликтов? Как этого избежать?
Кодекс поведения участников боевых действий
С учетом этих и других правил можно определить Кодекс поведения участников боевых действий:
Вопрос:
Война – сумасброднейшее из безумств человечества.
Леонардо да Винчи, итальянский живописец, скульптор
***
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Юлия Друнина
1943
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Александр Твардовский
1944
- Серьезные нарушения права войны квалифицируются как военные преступления; в отношении их установлены санкции уголовного характера (I ДП, ст. 85).
- Как серьезные нарушения квалифицируют следующие действия:
а) преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное отношение;
б) преднамеренное причинение страданий или нанесение серьезного физического увечья, нанесение ущерба здоровью;
в) взятие заложников, незаконное лишение свободы;
г) принуждение к службе в вооруженных силах противника;
д) осуществляемое в значительных масштабах уничтожение имущества;
е) нападения на лиц, о которых известно, что они прекратили принимать участие в боевых действиях,
ж) нападения на гражданское население или гражданских лиц;
з) удары неизбирательного характера, затрагивающие гражданское население или гражданское имущество, — когда известно, что такое нападение вызовет чрезмерные потери среди гражданского населения и нанесет чрезмерный ущерб гражданским объектам;
и) нападения на объекты, представляющие собой культурные ценности;
к) нападение на объекты и сооружения повышенной опасности.
Идея защиты человека от бед войны возникла на заре человечества. Она развивалась вместе с цивилизацией на протяжении длительного исторического периода и приобретала все новых сторонников. Со временем был создан фундамент того мощного международного гуманитарного права, которым владеет сегодня человечество.
На ранних этапах развития человечества господствовало право сильного, право победителя, которое мы часто называем «законом джунглей». Войны первобытных людей сопровождались страшной бойней и неимоверными зверствами. Однако у ряда народов существовали правила, которые ограничивали разрушительный характер войны.
В Папуа, где племена беспрерывно воевали между собой, противника предупреждали о начале военных действий, и война не начиналась, пока противные стороны не были готовы к поединку. Наконечники стрел не имели зазубрин, чтобы не причинять противнику излишнего вреда. Война прекращалась на 15 дней, если убивали или тяжело ранили человека.
У древних шумеров, обитавших в Двуречье (между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака), военные действия сопровождались объявлением войны, примирениями, мирными договорами. Вавилонский царь Хамурапи ввел свод законов, начинавшихся словами: «Я устанавливаю эти законы, чтобы не дать сильным покорить слабых...».
В культуре Древнего Египта существовали гуманистические подходы к человеку. «Семь деяний истинного милосердия» призывают «накормить голодного, напоить жаждущего, одеть раздетого, дать приют страннику, освободить пленника, вылечить больного, похоронить мертвого». Одна из заповедей, датированная вторым тысячелетием, учит: «Накорми врага своего». Нельзя было причинить вред гостю, даже если это враг.
В цивилизации древних хеттов, живших на территории центральной части Малой Азии, существовали гуманные правила ведения войн. В культуре хеттов действовал свод законов, основанных на принципах справедливости. Хетты объявляли войну и заключали мирные договоры. При капитуляции вражеских городов их население обычно не страдало. С городами, оказавшими сопротивление, обходились более жестоко, но и в этом случае редко практиковались резня или обращение населения в рабство.
Древнегреческий поэт Гомер в поэме «Илиада» рассказывает о войне, которая велась по правилам честной игры, о войне с перемириями, в которой с уважением относились к мертвому врагу.
На развитие гуманитарного права оказали значительное влияние христианство, ислам и рыцарство. Христианская религия проповедовала, что все люди созданы по образу и подобию божьему, что все мы – дети Бога. Если все люди братья, то убийство – преступление. Человеческая любовь распространяется на всех, даже на врагов.
Свой вклад в развитие международного права внесли и рыцарские правила: объявление войны, неприкосновенность парламентера с белым флагом, запрет использовать отдельные виды оружия, наличие в ведении войны определенных законов и правил. В 1027 г. церковь предложила миру так называемое «божье перемирие», которое запрещало военные действия в воскресенье, точнее, с вечера субботы до утра понедельника. Несколько позже «военный выходной» был продлен, сначала он начинался в пятницу вечером, а потом даже в четверг вечером.
В ХIV-ХVIII вв. гуманизация войны шла более быстрыми темпами в Европе. Это была война профессиональных армий с меньшим количеством солдат. Гражданское население в основном не привлекалось к военным действиям, грабеж и жестокость были запрещены. В договорах между полководцами заранее обсуждались условия обращения с жертвами войны.
Наиболее интересным документом здравого ума тех времен был «Договор о дружбе и мире», подписанный прусским королем Фридрихом Великим и Бенджамином Франклином в 1785 г., который содержал положение о том, что «две стороны берут на себя обязательства перед всем миром» и что цель договора – «защита индивида».
В договоре предусматривалось, что в случае конфликта обе стороны воздержатся от блокады и гражданское население сможет оставить каждую из стран по окончании определенного времени, а военнопленных будут содержать и кормить, как и солдат своего государства. К тому же человек, пользующийся доверием, сможет посещать военнопленных, чтобы облегчить их судьбу.
В 1762 г. французский философ-просветитель Ж.-Ж.Руссо так писал в своей книге «Об общественном договоре»: «Война – это не отношения между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа, и даже не как граждане, а как солдаты; не как жители своей страны, а как ее защитники...
Если цель войны – уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но, как только они бросают его и сдаются, – они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать...». Таким образом, Руссо принадлежит честь первой четкой формулировки основного современного правила войны, международного гуманитарного права.
В 1859 г. во время войны между Австрией с одной стороны и Францией и Италией – с другой произошло одно и: самых кровавых сражений при Сольферино (Италия). С наступлением ночи 24 июня 1859 г. на поле сражения осталось 6000 убитых и 36 000 раненых. Многие из раненых могли бы остаться живыми, но они не получили медицинской помощи на протяжении нескольких дней.
Молодой швейцарец Анри Дюнан стал свидетелем страданий раненых, умирающих от ран и инфекций. В результате потери австрийцев составили 22 тысячи, французов – 17 тысяч человек. Под впечатлением увиденной военной катастрофы Анри Дюнан написал книгу «Воспоминание о Сольферино», в которой предложил создать в каждой стране общества помощи раненым и созвать международную конференцию.
В 1863 г. комитет в составе Анри Дюнана, генерала Гийома Анри Дюфура, врачей Луи Аппия и Теодора Монуара, председателя женевского общества поощрения общественного блага Густава Муанье стал инициатором создания общества Красного Креста, которое в 1880 г. начало называться Международным комитетом Красного Креста.
В 1864 г. в Женеве подписана Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя. Этот небольшой по объему (10 статей) документ, принятый участниками 16 государств мира, стал началом международного гуманитарного права. В 1867 г. почти все крупные государства мира ратифицировали конвенцию.
В 1899 г. на Гаагской конференции мира была принята Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. В конвенции определен статус воюющего (комбатанта).