Классный час: Война и право

Цель:

  • ознакомить учащихся с положениями основных международных документов в области международного гуманитарного права;
  • содействовать формированию у учащихся понимания бережного отношения к человеческой жизни, нетерпимости к жестоким и бессмысленным войнам, осознания цивилизованных, человеческих отношений к людям.

Информация к размышлению 

Знаешь ли ты, что ...

  • За последние 5 тысяч лет было около 14 000 войн, в которых погибло примерно 5 миллиардов человек.
  • За последние 3400 лет на Земле было только 250 лет всеобщего мира.
  • Потери европейских стран в войнах (убитые и умершие от ран и болезней) составили в XVII столетии – 3,3 миллиона человек, а в XVIII столетии – 5,4 миллиона человек, в XIX столетии и в начале XX столетия (до первой мировой войны) – 5,7 миллионов человек.
  • Потери участников Крымской войны (1854-1855) составили 400 тысяч человек.
  • В Первой мировой войне (1914-1918) годов участвовало свыше 70 мил­лионов человек.
  • Потери европейских стран в годы Первой мировой войны (убитые и умершие от ран и болезней) составили свыше 9 миллионов человек.
  • В годы Второй мировой войны (1939-1945) годов участвовало 110 мил­лионов человек.
  • Потери европейских стран в годы Второй мировой войны (убитые и умершие от ран и болезней, уничтоженные в фашистских лагерях смерти) составили свыше 50 миллионов человек.
  • За годы оккупации (1941-1944) на территории Беларуси было уничтожено 2 миллиона 225 тысяч человек, вывезено в Германию на принуди­тельные работы около 380 тысяч человек.
  • Во время Второй мировой войны на территории Беларуси фашисты создали более 260 лагерей смерти и концентрационных лагерей. Более 130 тысяч человек погибло в Малом Тростенце, 56 тысяч – в Б.Тростенце и Шашковке, 80 тысяч – в Масюковщине, 30 тысяч – в Уручье, более 22 ты­сяч –  в Колодычево, около 60 тысяч в Бобруйском лагере, около 100 ты­сяч – в Гомеле, свыше 90 тысяч –  в Витебске.
  • За 5 лет после Хасавюртского договора (1996 - 31.08.2001 г.) в Чеч­не убито 3,2 тысяч и ранено более 9,4 тысяч российских солдат. Чечню покинули 350 тысяч человек, в том числе 2 тысячи русскоязычных жи­телей. 

Вступительное слово учителя

Человечеству так и не удалось избавиться от своего, может быть, главного порока – склонности воевать. Вооруженные конфликты всё более усложняются, а некогда считавшееся классическим деление войн на международные и гражданские постепенно утрачивает свой смысл.

Техническое совершенствование средств ведения войны идет полным ходом, растёт разрушительная сила оружия; скорость и дальность поражения объектов.

 

Если 100-200 лет назад в войнах принимали участие только солдаты, а гражданские лица, кроме случайно оказав­шихся вблизи от поля боя, не страдали, то позднее, особенно после Второй мировой войны, жертвы среди гражданского населения стали превышать потери военных. В апреле 1999 г. в Югославии вспыхнул новый вооруженный конфликт; который принес тысячам людей страдания, смерть и разрушения.

В данной ситуации у многих граждан, следящих за информацией, поступающей из зоны боевых действий, может возникнуть вопрос: подлежит ли поведение находящихся в состоянии войны сторон каким-либо ограниче­ниям. Такие ограничения суще­ствуют и составляют систему международного гуманитарного права, применяемого в случаях вооруженного конфликта.

Следует отметить, что в нашей стране мало кто знает об этой сфере международного права.

Международное гуманитарное право – это совокупность международных юридических положений, которые обеспечивают уважение и защиту человеческой личности в случае вооруженного конфликта (Женевские конвенции 1949 г. (Конвенция I, Конвенция II, Конвенция III, Конвенция IV) вместе с двумя Дополнительными протоколами 1977 г. (Протокол I, Протокол II) составляют основу международного гуманитарного права).

Из истории МГП (материал прилагается). 

Война и раненые

Конвенция по улучшению участи раненых и больных в действующих армиях (Конвенция I). Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь… Женевская конвенция об улучшении участи раненых в действующих армиях 1949 года, статья 3

Джамиль М. «Волки»

Старый волк постоял над бойцом,

Осмотрел и обнюхал его,

Для чего-то в глаза заглянул,

Но не сделал ему ничего...

 

На рассвете и люди пришли;        

Видят: раненый дышит чуть-чуть.

А надежда-то все-таки есть

Эту искорку жизни раздуть.

 

Люди в тело загнали сперва

Раскаленные шомпола,

А потом на березе, в петле,

Эта слабая жизнь умерла...

 

Люди кровь проливают в боях:

Сколько тысяч за сутки умрет!

Cводки всю ночь напролет.

 

Что там волки! Ужасней и злей –

Стаи хищных двуногих зверей.

(Март 1943)

Вопрос:

  • Почему стихотворение названо «Волки»? О каких волках рассказал поэт?
  • Чем «ужасней и злей», чем волки, «стаи хищных двуногих зверей»?
  • Каким положениям международного гуманитарного права созвучно содержание стихотворения?
  • Как, на Ваш взгляд, нужно обращаться с раненым врагом? 

Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II) 

Конвенция об обращении с военнопленными (Конвен­ция III)

Война и военнопленные

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно... При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными, статьи 3, 4. 

Судьба человека

А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадется, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево.

Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь. Били и за то, что не так взглянешь, не так ступнешь, не так повернешь­ся. Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев. Печей-то, наверно, на всех нас не хватало в Германии.

М. Шолохов

 

День войны

Весь день работали зенитки,

А бомбы — вестницы войны,

Как зло, спрессованное в слитки,

Взрывая жизнь, и все пожитки,

Летели с черной вышины.

 

И занялись кругом пожары,

Горел вокзал, дымился дом,

Истлели скверы, тротуары,

А дыма серые стожары

Застлали гарью все кругом.

Петро Глебка 

 

Под защитой настоящей Конвенции состоят лица, которые в какой-то момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами, которой они являются.

Женевская концепция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны, статья 4 

Война и дети

Дети пользуются особым уважением, и им обеспечивается защита от любого рода непристойных посягательств. Сторо­ны, находящиеся в конфликте, обеспечи­вают им защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по лю­бой другой причине...

Дополнительный протокол 1 1977 года к Женевским конвенциям 1949 г., статья 77

 

Майор привез мальчишку на лафете

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

 

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Константин Симонов 

Вопрос:

Почему дети становятся участниками вооруженных конфликтов? Как этого избежать?

Кодекс поведения участников боевых действий

С учетом этих и других правил можно определить Ко­декс поведения участников боевых действий:

  • Воевать можно с теми, у кого в руках оружие.
  • Нападать можно только на военные объекты.
  • Нельзя наносить больший урон, чем это требуется для выполнения боевой задачи.
  • Уважать знаки Красного Креста и Красного Полумесяца. Они защищают раненых и больных, медицинский персонал обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
  • Подбирать раненых на поле боя противников. Помогать им. Передавать их своему командиру или ближайше­му медицинскому посту. Уважительно относиться к меди­цинскому персоналу, медицинским запасам и амуниции.
  • Брать под свою защиту раненых, больных, потерпев­ших кораблекрушение, в том числе и экипажи самолетов. Отыскивать их после каждого боя. Брать под защиту граж­данские плавучие средства, которые занимаются спасением раненых и потерпевших кораблекрушение. Относиться с ува­жением к госпитальным суднам и медицинским летательным аппаратам с эмблемой Красного Креста и Красного Полу­месяца.
  • Уважайте военнопленных. Разоружать их. Обращать­ся с ними гуманно. О тех, кто попал в плен, необходимо со­общить их семьям.
  • Относиться с уважением к гражданскому населению. Обращаться гуманно с теми, кто находится в вашей влас­ти. Акты мщения и взятие заложников запрещаются.
  • Уважать имущество гражданского населения. Не при­носить ему урона, не присваивать его путем насилия или обмана.

Вопрос:

  • Всегда ли соблюдается данный кодекс?
  • Что побуждает солдат вести себя гуманно? Негуманно? 

Война – зло и безумство

Война –  сумасброднейшее из безумств человечества.

Леонардо да Винчи, итальянский живописец, скульптор

***

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Юлия Друнина

1943

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Александр Твардовский

1944 

Нарушение права войны

- Серьезные нарушения права войны квалифицируются как военные преступ­ления; в отношении их установлены санк­ции уголовного характера (I ДП, ст. 85).

- Как серьезные нарушения квалифи­цируют следующие действия:

а) преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное отношение;

б) преднамеренное причинение страданий или нанесение серьезного физи­ческого увечья, нанесение ущерба здоровью;

в) взятие заложников, незаконное лишение свободы;

г) принуждение к службе в вооружен­ных силах противника;

д) осуществляемое в значительных масштабах уничтожение имущества;

е) нападения на лиц, о которых изве­стно, что они прекратили принимать участие в боевых действиях,

ж) нападения на гражданское население или гражданских лиц;

з) удары неизбирательного характера, затрагивающие гражданское население или гражданское имущество, — когда известно, что такое нападение вызовет чрезмерные потери среди гражданского населения и нанесет чрезмерный ущерб гражданским объектам;

и) нападения на объекты, представ­ляющие собой культурные ценности;

к) нападение на объекты и сооруже­ния повышенной опасности. 

История развития международного гуманитарного права

Идея защиты человека от бед войны возникла на заре че­ловечества. Она развивалась вместе с цивилизацией на про­тяжении длительного исторического периода и приобретала все новых сторонников. Со временем был создан фундамент того мощного международного гуманитарного права, кото­рым владеет сегодня человечество.

На ранних этапах развития человечества господствова­ло право сильного, право победителя, которое мы часто на­зываем «законом джунглей». Войны первобытных людей со­провождались страшной бойней и неимоверными зверствами. Однако у ряда народов существовали правила, которые ог­раничивали разрушительный характер войны.

В Папуа, где племена беспрерывно воевали между собой, противника пре­дупреждали о начале военных действий, и война не начина­лась, пока противные стороны не были готовы к поединку. Наконечники стрел не имели зазубрин, чтобы не причинять противнику излишнего вреда. Война прекращалась на 15 дней, если убивали или тяжело ранили человека.

У древних шумеров, обитавших в Двуречье (между ре­ками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака), военные действия сопровождались объявлением войны, примирениями, мирными договорами. Вавилонский царь Хамурапи ввел свод законов, начинавшихся словами: «Я устанавливаю эти законы, чтобы не дать сильным поко­рить слабых...».

В культуре Древнего Египта существовали гуманисти­ческие подходы к человеку. «Семь деяний истинного мило­сердия» призывают «накормить голодного, напоить жажду­щего, одеть раздетого, дать приют страннику, освободить пленника, вылечить больного, похоронить мертвого». Одна из заповедей, датированная вторым тысячелетием, учит: «Накорми врага своего». Нельзя было причинить вред гос­тю, даже если это враг.

В цивилизации древних хеттов, живших на территории центральной части Малой Азии, существовали гуманные правила ведения войн. В культуре хеттов действовал свод законов, основанных на принципах справедливости. Хетты объявляли войну и заключали мирные договоры. При капи­туляции вражеских городов их население обычно не страда­ло. С городами, оказавшими сопротивление, обходились более жестоко, но и в этом случае редко практиковались резня или обращение населения в рабство.

Древнегреческий поэт Гомер в поэме «Илиада» расска­зывает о войне, которая велась по правилам честной игры, о войне с перемириями, в которой с уважением относились к мертвому врагу.

На развитие гуманитарного права оказали значительное влияние христианство, ислам и рыцарство. Христианская религия проповедовала, что все люди созданы по образу и подобию божьему, что все мы – дети Бога. Если все люди братья, то убийство – преступление. Человеческая любовь распространяется на всех, даже на врагов.

Свой вклад в развитие международного права внесли и рыцарские правила: объявление войны, неприкосновенность парламентера с белым флагом, запрет использовать отдель­ные виды оружия, наличие в ведении войны определенных законов и правил. В 1027 г. церковь предложила миру так называемое «божье перемирие», которое запрещало военные действия в воскресенье, точнее, с вечера субботы до утра понедельника. Несколько позже «военный выходной» был продлен, сначала он начинался в пятницу вечером, а потом даже в четверг вечером.

В ХIV-ХVIII вв. гуманизация войны шла более быстры­ми темпами в Европе. Это была война профессиональных армий с меньшим количеством солдат. Гражданское населе­ние в основном не привлекалось к военным действиям, гра­беж и жестокость были запрещены. В договорах между пол­ководцами заранее обсуждались условия обращения с жер­твами войны.

Наиболее интересным документом здравого ума тех времен был «Договор о дружбе и мире», подписанный прус­ским королем Фридрихом Великим и Бенджамином Франк­лином в 1785 г., который содержал положение о том, что «две стороны берут на себя обязательства перед всем ми­ром» и что цель договора – «защита индивида».

В догово­ре предусматривалось, что в случае конфликта обе сторо­ны воздержатся от блокады и гражданское население смо­жет оставить каждую из стран по окончании определенного времени, а военнопленных будут содержать и кормить, как и солдат своего государства. К тому же человек, пользую­щийся доверием, сможет посещать военнопленных, чтобы облегчить их судьбу.

В 1762 г. французский философ-просветитель Ж.-Ж.Рус­со так писал в своей книге «Об общественном договоре»: «Война – это не отношения между людьми, а между госу­дарствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа, и даже не как граждане, а как сол­даты; не как жители своей страны, а как ее защитники...

Если цель войны – уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, пока они держат в руках оружие, но, как только они бросают его и сдаются, – они перестают быть врагами или инструментом в руках врагов и вновь становятся просто людьми, чьи жизни не позволено никому отнимать...». Таким образом, Руссо принадлежит честь первой четкой формулировки основного современного правила войны, международного гуманитарного права.

В 1859 г. во время войны между Австрией с одной стороны и Францией и Италией – с другой произошло одно и: самых кровавых сражений при Сольферино (Италия). С наступлением ночи 24 июня 1859 г. на поле сражения осталось 6000 убитых и 36 000 раненых. Многие из раненых могли бы остаться живыми, но они не получили медицинской помощи на протяжении нескольких дней.

Молодой швейцарец Анри Дюнан стал свидетелем страданий раненых, умирающих от ран и инфекций. В результате потери австрийцев составили 22 тысячи, французов – 17 тысяч человек. Под впечатлением увиденной военной катастрофы Анри Дюнан написал книгу «Воспоминание о Сольферино», в которой предложил создать в каждой стране общества помощи раненым и созвать международную конференцию.

В 1863 г. комитет в составе Анри Дюнана, генерала Гийома Анри Дюфура, врачей Луи Аппия и Теодора Монуара, председателя женевского общества поощрения общественного блага Густава Муанье стал инициатором создания общества Красного Креста, которое в 1880 г. начало называться Международным комитетом Красного Креста.

В 1864 г. в Женеве подписана Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя. Этот небольшой по объему (10 статей) документ, принятый участниками 16 государств мира, стал началом международного гуманитарного права. В 1867 г. почти все крупные государства мира ратифицировали конвенцию.

В 1899 г. на Гаагской конференции мира была принята Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. В конвенции определен статус воюющего (комбатанта).

Размер:
73 Kb
Скачали:
65