Цель мероприятия "Своя игра": вызвать познавательный интерес к географии, желание учащихся расширять свой кругозор.
В игре-викторине принимают участие учащиеся 8-9 классов. От каждого класса представлена команда, состоящая из 6-7 человек. Команда выбирает капитана. В жюри приглашены учащиеся старших классов.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов-жетонов.
Ведущий: Мы с вами живем в России, стране которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни.
- Я предлагаю вам отправиться в воображаемое путешествие по необъятным просторам России. Посетим разные станции, на которых вы покажете свои знания, смекалку, фантазию, эрудицию.
- Итак, мы начинаем наше путешествие.
Ведущий задает каждой команде вопросы-загадки о природе, природных явлениях и географических объектах. Правильный ответ оценивается 1 баллом.
В географии чертеж
На ковер большой похож.
И на нем моя страна
Из конца в конец видна. (карта)
На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
Карты в нем одна к одной
Сшиты в типографии.
Он теперь всегда с тобой –
Гид по географии. (атлас)
Ну, а в этой части света
Проживает полпланеты,
И, конечно, здесь, без спора,
Самые большие горы.
Только здесь, поверьте мне,
Люди ездят на слоне. (Азия)
У тебя, краса-река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Женское, девичье. (река Лена)
Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспию убегая. (река Волга)
Известно всем: есть мыс Лопатка
На полуострове… (Камчатка)
Я - город-герой,
Стою над Невой. (Санкт-Петербург)
Музыка в первом приятно играет,
Соки и пиво народ попивает.
Титул монгольский дает нам второе,
В сказках встречаем его мы порою.
Целое видят в пустынях верблюды,
Это песка нанесенного груды. (бар + хан = бархан)
Слог первый – в Англии нальют,
Его пьют гномы, люди пьют.
Второй – в строительстве найдете:
Дом без него не возведете.
А в целом – гордая гора,
Что на Кавказе, детвора. (эль + брус = Эльбрус)
Две первые буквы найдете в "бору",
Четыре последних составят игру.
По целому трудно бывает пройти,
Вам лучше его обойти. (бо + лото = болото)
Ведущий задает географические вопросы. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.
Вопросы:
Командам предлагается по очереди вытягивать карточки с номерами вопросов. За каждый правильный ответ начисляют по 2 балла.
1. Все мы любим поэзию А.С. Пушкина, и стихи, которые я вам прочту, вам известны.
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет как дитя…
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит.
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
О каких атмосферных процессах в них идет речь? (1, 2 отрывки – циклон, 3 антициклон)
2. Один автор писал: "Был новогодний день праздничный. Середина лета". Возможно ли это? (да, в тропических странах южного полушария)
3. Полюс холода в южном полушарии на станции "Восток" (-88,50С). Где полюс холода в северном полушарии? (Оймякон)
4. Писатель и географ Н.Н.Михайлов в своей книге "Иду по меридиану" пишет, что день длится 180 суток. "Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг" О каком месте пишет автор? (о широте 900)
5. Какому городу С.Я. Маршак посвятил свои строки?
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский…" (г. Санкт-Петербург)
6. К острову Котлин, на котором расположен город, примыкает дамба. Основное ее назначение – защита город-героя от наводнения. Петр I исключительно высоко оценил стратегическое положение города-крепости: "Оборонй флота и сего места держать до последней силы и живота яко наиглавнейшее дело". (из Указа, 18 мая 1720 г.)
Здесь находится знаменитый футшток, от которого начинается балтийская система измерения высот. Назовите этот город. (Кронштадт)
7. Недалеко от границ Рязанской области на оке стоит село Карачарово, в котором устное народное творчество "прописало" богатыря Илью Муромца. Какой город считается родиной другого богатыря – Добрыни Никитича? В одной из былин встречаем:
Доселе Рязань селом слыла,
А нынче Рязань слывет городом,
И жил в Рязани богатый гость,
Что по имени Никита, сын Романович.
Девяносто лет жил Никита, не состарился…
Остается у Никиты чадо милое,
Молодой ... (Добрыня Никитич)
8. Река Волга дала свое имя многим городам, поселкам и деревням, стоящим на ее берегах. Названия каких населенных пунктов, связанных с именем великой русской реки вы знаете? (Волгоград, Волжский, Приволжск, с. Волго-Верховье)
- Ребята вам понравилось занятие?
- Что привлекло ваше внимание?
- Что вызвало у вас трудность?
- На столах каждой команды разложены листы бумаги разных цветов, на которых ребятам предлагается изобразить "смайлики".
Если понравилось мероприятие, оно вызвало интерес и желание продолжить изучение географии на уроках, то надо нарисовать "смайлика" на красном листочке.
Если нет – то "смайлик" черного цвета. Листки прикрепить на доске. (Учитель сразу может сделать вывод о результативности данного мероприятия)
Награждение победителей