Цели урока:
Оборудование урока: учебник "Обществознание 9 класс" Боголюбов Л.Н., раздаточный материал, рабочие листы, пазлы, презентация;
- Добрый день, ребята!
- Сегодня у нас присутствуют гости, уверена, что наша совместная работа на уроке, подтвердит ваше высокое звание – выпускников 9 класса!
- Самые необычные судебные процессы в истории. Предприимчивая старушка. Имя этой пожилой дамы неизвестно, но о ней наслышаны во всем мире.
- Американка вымыла своего кота, а потом решила высушить его в "микроволновке". Животное погибло, а старушка подала иск на производителя бытовой техники.
- В инструкции не было никаких ограничений насчет сушки животных, поэтому женщина выиграла процесс. В суде ее посчитали сумасшедшей, но иск удовлетворили. Компания-производитель микроволновки выплатила ей компенсацию.
- Какие качества и знания необходимо иметь человеку, чтобы достичь желаемого? (ответы учащихся)
- А чтобы определить с каким разделом обществознания мы будем сегодня работать, я предлагаю необычное… пословицы.
- Что такое пословицы? Это часть народной культуры, устное народное творчество. Пословицы включают в себя огромное количество информации по определенной теме.
- Предлагаю, прослушав несколько пословиц, определить о каком разделе обществознания, у нас сегодня будет идти речь на уроке.
Ответ: право.
- Какую проблему раскрывают эти пословицы? (взаимоотношений государства и личности, общества)
Повторение ранее усвоенных знаний
- Предлагаю вспомнить, что вы знаете о разделе право. (фронтальный опрос)
- Сегодня мы будем знакомиться с достаточно актуальной и интересной темой, с которой, я думаю, каждый из нас сталкивался.
- Возможно, кто-то из вас был лишь наблюдателем того, о чем мы сегодня поговорим, а кто-то был непосредственным участником.
- Как Вы относитесь к ребусам? Предлагаю определить тему нашего урока.
- Итак, мы определили тему урока: "Правонарушение и юридическая ответственность" (слайд)
- Скажите, это тема новая для вас, или вы уже встречались с этими понятиями?
- Какую цель вы бы сегодня хотели достигнуть? (Систематизировать знания по теме)
- Определите учебные задачи: сформулировать понятия, запомнить отличительные особенности проступка и преступления, запомнить виды юридической ответственности, подготовиться к ОГЭ.
- В первой и во второй части ОГЭ мы можем встретить задания по этой теме.
- Значит нужно не только хорошо знать теоретический материал, но и грамотно излагать свои мысли, помним об этом на уроке.
- С чего логично начать? Определить порядок выполнения задач, поставленных на занятие? Это будет планом нашей работы.
План урока:
- Следующий этап нашего урока - вы работаете с рабочими листами.
- Как ты думаешь, почему люди нарушают закон?
- Предлагаю записать свой ответ. (Индивидуальная работа, заслушать несколько ответов)
- Пришла пора познакомиться с определением - что такое правонарушение? (слайд)
- Читаем определение, запоминаем. Ваша задача внимательно прочитать определение, распаковать его до уровня 5-7 слов, обсудить в паре и предложить признаки правонарушения.
- Зная определение, определяем основные признаки правонарушения.
- Переходим к следующему вопросу – виды правонарушения.
- Предлагаю вернуться к ребусам, и определить какие же виды правонарушений выделяют в праве?
- Определите "Проступок или преступление"?
Работа с учебником
Стр. 148, выпишите в рабочий лист примеры проступков и преступлений. (индивидуальная работа)
- Сделайте вывод - за что наступает более серьезное наказание?
Инсценизация правонарушения
- Определяем вид правонарушения. Выявляем наличие признаков правонарушения.
- Определяем алгоритм действий при таких ситуациях. Заслушиваем анализ действий класса и рекомендации учителя ОБЖ.
Проверяем полученные знания совместно, а для части ребят, сдающих ОГЭ по обществознанию – индивидуальная работа.
- Решите задание: проступок или преступление?
- Прошу показать ответ: правая рука преступление, левая – проступок.
Юридическая ответственность
- Есть такая поговорка: "Каково твое деяние, таково и воздаяние".
- Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? (беседа)
В ходе беседы делается вывод о том, что строгость наказания должна зависеть от тяжести правонарушения, формулируется определение: "Юридическая ответственность – это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания".
Затем предлагается вспомнить, какие формы юридической ответственности выделяет законодательство, и каковы особенности наказания в каждой из них.
Обучающимся дается задание – на основе информации рабочего листа, определить особенности оснований для возникновения разных видов юридической ответственности, виды наказания, устанавливаемого в соответствии с данным видом ответственности.
- Ребята, достигли ли мы поставленных целей?
Рефлексия "Комплимент"
Похвала деловых качеств одноклассников. Выделяют вклад друг друга в урок, благодарят учителя за проведенный урок.
Подведение итогов, фиксация заработанных баллов в рабочем листе, самооценка своей деятельности.
Домашнее задание
- Повторить материал пар. 18, знать ответы на вопросы из рубрики "Проверим себя" стр. 151; для сдающих ОГЭ по обществознанию – решение индивидуальных заданий.
- Мне было интересно сегодня узнавать ваше мнение, видеть вас активными участниками нашего учебного процесса!
- Спасибо всем за работу!