Открытый урок обществознания 9 класс "Правонарушения и юридическая ответственность"

Цели урока:

  • создать условия для понимания обучающимися связи между различными видами правонарушений, ответственностью за них;
  • подвести обучающихся к пониманию необходимости быть юридически ответственным человеком и уметь предвидеть неблагоприятные последствия своих деяний;
  • углубить знания обучающихся о понятиях "правонарушение", "преступление", "проступок", "юридическая ответственность";
  • рассмотреть виды правонарушений и юридической ответственности, научиться определять виды юридической ответственности за совершенное правонарушение.

Оборудование урока: учебник "Обществознание 9 класс" Боголюбов Л.Н., раздаточный материал, рабочие листы, пазлы, презентация;

Ход урока

Организационный этап

- Добрый день, ребята!
- Сегодня у нас присутствуют гости, уверена, что наша совместная работа на уроке, подтвердит ваше высокое звание – выпускников 9 класса!

Мотивационный этап

- Самые необычные судебные процессы в истории. Предприимчивая старушка. Имя этой пожилой дамы неизвестно, но о ней наслышаны во всем мире.
- Американка вымыла своего кота, а потом решила высушить его в "микроволновке". Животное погибло, а старушка подала иск на производителя бытовой техники.

- В инструкции не было никаких ограничений насчет сушки животных, поэтому женщина выиграла процесс. В суде ее посчитали сумасшедшей, но иск удовлетворили. Компания-производитель микроволновки выплатила ей компенсацию.

- Какие качества и знания необходимо иметь человеку, чтобы достичь желаемого? (ответы учащихся)

Постановка проблемы

- А чтобы определить с каким разделом обществознания мы будем сегодня работать, я предлагаю необычное… пословицы.

- Что такое пословицы? Это часть народной культуры, устное народное творчество. Пословицы включают в себя огромное количество информации по определенной теме.
- Предлагаю, прослушав несколько пословиц, определить о каком разделе обществознания, у нас сегодня будет идти речь на уроке.

  • "Не пойман - не вор"
  • "Кто старое помянет, тому глаз долой"
  • "Закон суров, но это закон"
  • "От опьянения два шага до преступления"

Ответ: право.

- Какую проблему раскрывают эти пословицы? (взаимоотношений государства и личности, общества)

Повторение ранее усвоенных знаний

- Предлагаю вспомнить, что вы знаете о разделе право. (фронтальный опрос)

Определение темы, цели и задач урока

- Сегодня мы будем знакомиться с достаточно актуальной и интересной темой, с которой, я думаю, каждый из нас сталкивался.
- Возможно, кто-то из вас был лишь наблюдателем того, о чем мы сегодня поговорим, а кто-то был непосредственным участником.
- Как Вы относитесь к ребусам? Предлагаю определить тему нашего урока.

- Итак, мы определили тему урока: "Правонарушение и юридическая ответственность" (слайд)
- Скажите, это тема новая для вас, или вы уже встречались с этими понятиями?
- Какую цель вы бы сегодня хотели достигнуть? (Систематизировать знания по теме)

- Определите учебные задачи: сформулировать понятия, запомнить отличительные особенности проступка и преступления, запомнить виды юридической ответственности, подготовиться к ОГЭ.
- В первой и во второй части ОГЭ мы можем встретить задания по этой теме.
- Значит нужно не только хорошо знать теоретический материал, но и грамотно излагать свои мысли, помним об этом на уроке.

- С чего логично начать? Определить порядок выполнения задач, поставленных на занятие? Это будет планом нашей работы.

План урока:

  1. Правонарушение. Признаки правонарушения.
  2. Виды правонарушений.
  3. Преступление и проступок.
  4. Виды юридической ответственности.

Получения новых знаний

- Следующий этап нашего урока - вы работаете с рабочими листами.

- Как ты думаешь, почему люди нарушают закон?
- Предлагаю записать свой ответ. (Индивидуальная работа, заслушать несколько ответов)
- Пришла пора познакомиться с определением - что такое правонарушение? (слайд)

- Читаем определение, запоминаем. Ваша задача внимательно прочитать определение, распаковать его до уровня 5-7 слов, обсудить в паре и предложить признаки правонарушения.
- Зная определение, определяем основные признаки правонарушения.

- Переходим к следующему вопросу – виды правонарушения.
- Предлагаю вернуться к ребусам, и определить какие же виды правонарушений выделяют в праве?
- Определите "Проступок или преступление"?

Работа с учебником

Стр. 148, выпишите в рабочий лист примеры проступков и преступлений. (индивидуальная работа)
- Сделайте вывод - за что наступает более серьезное наказание?

Применения новых знаний на практике

Инсценизация правонарушения

- Определяем вид правонарушения. Выявляем наличие признаков правонарушения.
- Определяем алгоритм действий при таких ситуациях. Заслушиваем анализ действий класса и рекомендации учителя ОБЖ.

Проверяем полученные знания совместно, а для части ребят, сдающих ОГЭ по обществознанию – индивидуальная работа.
- Решите задание: проступок или преступление?

- Прошу показать ответ: правая рука преступление, левая – проступок.

  • грабеж
  • торговля с рук в неустановленных местах
  • кража
  • невыполнение договора
  • неоплаченный проезд в транспорте
  • вымогательство
  • повреждение телефона-автомата
  • O мошенничество

Юридическая ответственность

- Есть такая поговорка: "Каково твое деяние, таково и воздаяние".
- Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? (беседа)

В ходе беседы делается вывод о том, что строгость наказания должна зависеть от тяжести правонарушения, формулируется определение: "Юридическая ответственность – это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания".

Затем предлагается вспомнить, какие формы юридической ответственности выделяет законодательство, и каковы особенности наказания в каждой из них.

Обучающимся дается задание – на основе информации рабочего листа, определить особенности оснований для возникновения разных видов юридической ответственности, виды наказания, устанавливаемого в соответствии с данным видом ответственности.

Итог урока

- Ребята, достигли ли мы поставленных целей?

Рефлексия "Комплимент"

Похвала деловых качеств одноклассников. Выделяют вклад друг друга в урок, благодарят учителя за проведенный урок.

Подведение итогов, фиксация заработанных баллов в рабочем листе, самооценка своей деятельности.

Домашнее задание

- Повторить материал пар. 18, знать ответы на вопросы из рубрики "Проверим себя" стр. 151; для сдающих ОГЭ по обществознанию – решение индивидуальных заданий.
- Мне было интересно сегодня узнавать ваше мнение, видеть вас активными участниками нашего учебного процесса!
- Спасибо всем за работу!

Размер:
37.51 Kb
Скачали:
4