Конституция РФ – основной закон страны

Цель: воспитать осознанное уважение к Конституции РФ - основному закону страны.

Планируемые результаты:

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
  • Сохранение мотивации к учебной деятельности; проявление интереса к учебному материалу.
  • Развитие правового сознания и компетентности в решении различных проблем.

Учебник: Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев М.: Просвещение, 2020.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, Конституция РФ (2020 г.)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный момент

Приветствие. Выявление отсутствующих. Разделение детей на команды по 4-5 человек. Вступительное слово преподавателя.

 

Мотивация учебной деятельности

Учитель обращает внимание детей на слайд с цитатами: «Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон» (О. де Бальзак)

«Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл» (Цицерон)

«Пренебрежение Конституцией есть пренебрежение самими основами российской государственности» (Ф.М. Бурлацкий)

Предлагает определить учебную задачу урока. 

Высказывают и уточняют свои предположения. 

Участвуют в определении учебной задачи урока.

Актуализация знаний

Накануне референдума по поправкам к Конституции «Левада-центром» проводился опрос. Участие в нем приняли около 3 тыс. человек из 136 населенных пунктов 52 субъектов РФ. Результаты опроса представлены ниже. Большинство россиян (66%) выступает за изменение конституции страны, при этом половина признается 42%, что не знает положения нынешней. О том, что содержание  Конституции знакомо им хорошо, заявили лишь 9% респондентов.  (ответы респондентов показаны на слайде)

Все эти люди изучали в школе право, Конституцию России, но при этом опрос дал такие результаты.

Как вы думаете, почему люди так халатно относятся к правовому просвещению? Почему они считают для себя необязательным знать содержание основного закона нашей страны?

Конечно, 3 тыс. человек – это не все население страны, но скажите, чем опасна подобная ситуация?

Высказывают предположения, основанные на собственном опыте. Участвуют в дискуссии.

Возможные ответы детей:

- Люди не видят в этом практической значимости для себя. Не понимают, что правовое просвещение может принести пользу и решить многих проблем.

Возможные ответы детей:

- Незнание конституционных основ своей страны может привести к обесцениванию идеи правового государства в общественном мнении.

- Люди не в полной мере знают свои права и не готовы их отстаивать в высших судебных инстанциях. Однако такие обращения - это диалог с властью, который имеет значение для каждого конкретного гражданина.

- Если мы хотим жить в развитом правовом и гражданском обществе, то должны понимать, как устроено государство, какими правами и обязанностями мы наделены.

Особенно важно, чтобы Конституцию знала молодежь, потому что именно она будет вести страну вперед, творить перемены в будущем. Знание Конституции является правовым фундаментом для жизни не только государства, но и общества. 

Обобщение и систематизация знаний

Задание 1. Отгадай право

Учитель демонстрирует детям слайды с изображениями, иллюстрирующими права граждан РФ. Дети должны отгадать право и назвать ту группу прав, к которой оно принадлежит, определить значение данного права в жизни человека.

Слайд 1. Право на образование (ст. 43).

Слайд 2. Право на тайну переписки, телефонных переговоров… на неприкосновенность частной жизни (ст. 22)

Слайд 3. Свобода мысли и слова. Право собираться мирно, проводить митинги (ст.29, 31)

Слайд 4. Право свободно передвигаться, свободно выезжать за пределы РФ (ст. 27)

Слайд 5. Право на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, по потере кормильца, для воспитания детей (ст. 39)

Слайд 6. Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42)

Высказывают свою точку зрения, объясняют ее, определяют личностный смысл изучения темы.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Задание 2. Ситуация

Дети получают карточки с 6 жизненными ситуациями, к которым необходимо дать правовой комментарий, основанный на знании Конституции РФ. 

Обсуждение ситуаций в группах.

Контроль усвоения

Задание 3. Верю – не верю

Детям даются индивидуальные карточки с заданиями на знание содержания Конституции РФ. 

Каждый ученик работает самостоятельно с утверждениями.

Необходимо отметить верные.

Рефлексия. Подведение итогов занятия

Устное подведение итогов урока в форме беседы.

Вопросы: Как знания о Конституции  могут пригодиться вам в будущем? Считаете ли вы, что того, что вы уже знаете, будет достаточно для дальнейшей жизни?

Учитель завершает урок притчей:

Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне», - спросил юноша, - «Почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом, имея великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?»

В раздумье мудрец начертил посохом перед собой два круга: большой и маленький.

«Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Всё, что осталось вне этих кругов – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. И впредь, чем больше станешь ты узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

Не забывайте эту притчу. Не останавливайтесь на изученном,  не терпите зло, боритесь с несправедливостью только мирными и законными методами. Наше занятие окончено.

Отвечая на вопросы, высказывают предположения, мысли. Приходят к выводу о том, что знание основ Конституции – это фундамент для дальнейшего правового просвещения.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!