Урок посвящен 75-летию победы в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война! Эти слова знает и помнит каждый гражданин России. Они описывают самые тяжелые и в то же время героические периоды жизни Российского государства.
В 2020 году наша страна будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Президент РФ подписал указ о проведении в России Года памяти и славы. Я хотела бы представить фрагменты обобщающего урока в старших классах по теме Великая Отечественная война. Так же можно провести воспитательное мероприятие. (На экран проецируется фрагмент фильма, изображающего сцены довоенного мирного времени)
Представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Закончился учебный год, сданы все экзамены, лето, выпускной. И вдруг – война… (На экраны проецируются кадры кинохроники, с записью объявления войны)
Эта война стала всенародной, на защиту нашей Родины встала не только армия, но и весь народ. Добровольцы уходили на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.
Война против фашистской Германии длилась долгих 4 года. Закончилась она великой победой нашего народа в мае 1945 года. Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные на предыдущих уроках и пройдем квест по теме Великая Отечественная война.
Для этого я делю класс на 3 команды по 6 человек. В команде назначается эксперт, который будет определять правильность ответов учащихся. (это могут быть особо мотивированные ученики класса, хорошо усвоившие тему и планирующие сдавать ЕГЭ по истории. В классном кабинете у меня 3 ряда по 5 парт. Я приготовила по 5 комплектов - заданий для каждой команды, которые будут разложены на парты. Каждая команда самостоятельно определяет с какого задания она начнет проходить квест)
Заполните пустые ячейки таблицы. Дается таблица, в которой нужно заполнить пустые ячейки.
Отработка заданий ЕГЭ: систематизация исторической информации, работа с таблицей.
Названия |
Цель |
Время проведения |
"Тайфун" |
Наступление немецкой группы армий “Центр” на Москву. |
30 сентября – начало декабря 1941 г |
"Уран" |
Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом |
19 ноября1942 г. – 2 февраля 1943 г. |
"Цитадель" |
План немецкого командования – окружить и разгромить Красную Армию на Курском выступе |
5- 12 июля 1943 – оборонительный этап Красной Армии в ходе Курской битвы |
"Кутузов" и "Полководец Румянцев" |
Наступление Западного и Брянского фронтов с Орловского плацдарма на севере Курского выступа. Наступление Воронежского и Степного фронтов в южной части Курского выступа |
12 июля – 23 августа 1943 г. – наступательный и завершающий этап в ходе Курской битвы |
"Рельсовая война” и "Концерт" |
Действия партизан в тылу врага, нарушавшие подвоз вооружений для вермахта |
Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г. |
"Оверлорд" |
Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта |
6 июня 1944 г. |
"Багратион" |
Наступление 1-го, 2-го и 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов – освобождение Белоруссии, Литвы и части Латвии; выход советских войск на границу с Германией |
22 июня – 29 августа 1944 г. |
Берлинская операция |
Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии |
16 апреля – 8 мая 1945 г. |
Дается сетка таблицы, в которую нужно внести нужную информацию. Оценивается полнота ответа. (Анализ исторической ситуации , отработка заданий ЕГЭ, часть С 6)
Битва |
Факторы, обеспечившие успех в битве |
Значение битвы |
«Битва под Москвой» 30.09.1941-20.04.1942
Г.К. Жуков, И.С. Конев, С.К. Тимошенко
|
- внезапность наступления, - удалось подготовить резервы, - высокий боевой дух советских воинов |
- Битва под Москвой полностью развенчала миф о непобедимости немецкой армии; - Была всему миру доказана боеспособность Красной Армии; - Победа в сражении под Москвой стала причиной для создания почти тридцатью странами, включая Англию и США, антигитлеровской коалиции. |
«Сталинградская битва»
17.07.1942-2.02.1943
С.К. Тимошенко, В.Н. Гордов, А.И. Еременко, В.И. Чуйков, Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский,
|
- военное искусство и талант военачальников; - активная роль партизанского движения; - высокий боевой дух советских воинов; - роль русской православной церкви, укреплявшей дух советских солдат |
- советские войска приобрели бесценный опыт окружения и уничтожения противника; - были налажены новые схемы военно-экономического снабжения войск; - советские войска активно препятствовали продвижению немецких группировок на Кавказе; - немецкое командование было вынуждено бросить дополнительные силы на реализацию проекта «Восточный вал»; - влияние Германии на союзников сильно ослабло, нейтральные страны начали вставать на позиции непринятия действий немцев; - Люфтваффе было сильно ослаблено после попыток снабжения 6-й армии; - Германия понесла значительные (частью невосполнимые) потери |
«Курская битва»
5.07-23.08.1943
Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский
|
- советское командование имело представление о планах вермахта и сумело точно определить время и место нанесения главных ударов противника; - строительство оборонительных рубежей; - военное искусство и талант военачальников;
|
- Невиданной силы, мощнейшее в истории танковое сражение, явилось ключевым в развитии дальнейших наступательных действий в Великой Отечественной войне; - Курское сражение основная часть стратегических задач Генерального штаба Красной Армии в планах кампании 1943 года; - В результате реализации плана «Кутузов» и операции «Полководец Румянцев» разгромлены части гитлеровских войск в районе городов Орёл, Белгород и Харьков. - Завершение сражения означало полный переход стратегических инициатив в руки Советской Армии, которая продолжала продвигаться на Запад, освобождая города и поселки. |
Определите, о каких героях идет речь в тексте. (анализ исторического источника)
"Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука" Велика Россия, а отступать некуда". Назовите его имя. (Клочков Василий Георгиевич)
"Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбежек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нем.
Фашисты обстреливали дом из пулеметов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчетное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошел". Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали называть этот дом? (Павлов Яков Федотьевич, "Дом Павлова")
"В марте 1942 г. самолет летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь летчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу "Повесть о настоящем человеке". Назовите имя героя. (Маресьев Алексей Петрович)
(отрабатывается задание ЕГЭ, часть С)
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: "СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути".
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.
Ответ запишите в следующем виде:
После прохождения квеста эксперты подводят итоги, выбирают лучшего игрока а учитель, проводит викторину по вопросам темы. Эксперты объявляют результаты, обосновывают свой выбор, анализируют работу на уроке.
Домашнее задание: написать эссе на тему "Почему Я должен знать историю Великой Отечественной войны".