Внеклассное занятие для 7 класса "Знатоки этикета"

Форма проведения: занятие-презентация.

Цель:

  • формирование у учащихся знаний о нравственно–этических нормах поведения в обществе, осознанной мотивации к выполнению правил культуры поведения и общения;
  • развитие познавательной активности учащихся.

Задачи:

  • продолжить знакомить учащихся с правилами этикета, закреплять знания о нормах и правилах поведения;
  • формировать навыки культурного поведения в обществе в повседневной жизни, общественных местах;
  • учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель приветствует обучающихся. Организует самоконтроль готовности к занятию.

Мотивационно-целевой этап

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие на важную тему, пожалуйста, прочитайте, как оно называется? (Дети читают: "Знатоки этикета")
- Это означает, что на нашем занятии мы с вами повторим основные правила этикета общения. Это слово вам уже знакомо, и я хочу услышать от вас ваши рассуждения. (Ответы учащихся)

- Молодцы! Вы правильно думаете и отвечаете.
- И сегодня на занятии мы с вами вспомним происхождение слова "этикет", виды этикета, правила поведения человека в обществе и узнаем об этапах развития этикета на
Руси.

Основной этап

- Слово "этикет" - французского происхождения, от названия карточек – "этикеток". Их раздавали придворным. В этих карточках были написаны правила поведения придворных во дворце при короле.
- Прочитайте, что означает термин "этикет"?

Этикет – это набор правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды

- Свод правил поведения, обхождения, принятых в обществе, правил учтивости, вежливости, хороших манер.

- Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов.
- Ребята, скажите, как вы понимаете смысл фразы – хорошие манеры?

- Что означает слово – деликатность?
- Что означает слово – такт, тактичность?

Деликатность – мягкость в обращении, вежливость.

Хорошие манеры – внешние формы поведения, определенный образ действий.

Такт – чувство меры в поведении.

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем о том, как устанавливались нормы и правила поведения на Руси каждого человека в обществе.
- Кто их устанавливал и в каких книгах они были записаны?

Этапы развития этикета на Руси

Х в. – "Домострой" (Свод правил для руководства в своем поведении к светской власти, церкви, семье, слугам)

XII в. – "Поучение" Владимира Мономаха.

1717 – учебник "Юности честное зерцало, или показания к житейскому общежитию". (по указу Петра I)

ХVIII в. – издание "Приятное с полезным"

1804 – сборник "Нравственная энциклопедия".

1813 – книга "Об обращении женщин с мужчинами"

ХIХ в. – книга Л.И. Соколова "Светский человек, или руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом".

- Давйте вспомним, какие существуют виды этикета?
- Они определяются характером ситуации, в которой находится человек.

Этикет общения (знакомства, приветствия, прощания)

  • Речевой этикет
  • Этикет несловесных форм общения (жестов, мимики, телодвижений)
  • Этикет школьника
  • Этикет телефонного разговора
  • Этикет в Интернете

Воспитатель: Ребята, давайте повторим правила поведения, относящиеся к видам этикета.

Этикет общения

- Людей одинакового возраста знакомят, говоря: "Знакомьтесь!" - называя имя и отчество или имена (зависит от возраста). При знакомстве молодых людей со старшими, сначала представляют молодых: "Разрешите Вам представить…".

- Если один из собеседников женщина, представляют незнакомца ей.

Приветствие. Словесное

- "Здравствуйте", "Добрый день". Сопровождается наклоном головы. (не делайте вид, что Вы не заметили человека)
- Приветствие выполняют первыми мужчины. Девушки и юноши первыми приветствуют старших по возрасту. Пришедший в компанию приветствует всех первым. (сначала женщин, затем мужчин)

Рукопожатие

- Право первым пожать руку принадлежит старшему по возрасту, службе, при равенстве – женщине. Является формой более дружелюбной, чем словесная, но не обязательной.
- При рукопожатии необходимо посмотреть в глаза.

Телодвижения

- Всегда встают мужчины, здороваясь с женщиной, друг с другом; женщины – с людьми, явно старшими по возрасту; все, здороваясь с начальником.
- Пожилые люди, здороваясь друг с другом, могут не вставать.

- Ребята, давайте, повторим правила школьного этикета.
- В школу надо приходить без опозданий. В общении употребляйте вежливые слова. Надевайте в школу деловую, ученическую одежду.
- Учащийся поддерживает чистоту и порядок на своем рабочем месте.

- Нельзя мешать другим на уроке, громко разговаривать. Когда уходите из класса, заканчивая учебный день, попрощайтесь с учителем и учениками.

  1. Внешний вид. Ежедневный деловой форменный стиль одежды. Входя в школу, обязательно переодеть сменную обувь. Прическа должна соответствовать деловому стилю одежды.
  2. Доброжелательность. Мы доброжелательно относимся друг к другу. Здороваемся. Здороваемся со всеми взрослыми, независимо от того, учат они нас или нет. Улыбаемся. Обращаемся друг к другу по имени.
  3. Поведение и дисциплина. В школе не мусорим. Бережно относимся к школьному имуществу. Не опаздываем и не прогуливаем уроки. В столовой убираем за собой посуду. Не пользуемся во время уроков телефонами и плеерами.
  4. Наша речь. Не повышаем голос и не кричим. Вежливо разговариваем со взрослыми и между собой. Не говорим друг другу плохие слова.
  5. Общественные места. В актовый зал и столовую входим без портфелей и верхней одежды. Не трогаем и не портим чужие вещи. На урок физкультуры в спортзал входим в спортивной форме и спортивной обуви.
  6. Наши школьные традиции. Обязательно посещаем общешкольные линейки, классные часы и внеурочные мероприятия. Любим, дорожим и поддерживаем школьные традиции. Всегда добросовестно выполнять все ученические обязанности.

- Теперь повторим мобильный и интернет этикет.
- Мобильный телефон и выход в Интернет должны быть выключены, если это может нанести вред другим людям. (в самолетах, больницах и в тех местах, где этого требуют)
- В кинотеатре, в театре, в музеях необходимо переводить телефон в беззвучный режим.

- По телефону нужно разговаривать спокойно и в полголоса. Недопустимо сообщать номер мобильного телефона своего товарища без его согласия.
- Соблюдайте правила этикета при общении в сети Интернет. Не публикуйте информацию из писем без согласия их отправителей, не проникайте в чужие почтовые ящики и в компьютеры!

- Не рассылайте свои письма одновременно на сотни адресов — люди ненавидят спамы. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников!
- Не экономьте свое время на условностях типа правил хорошего тона. Общаясь, называйте своего собеседника на "вы".

- Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств, даже если вас сознательно провоцирует на это.
- Общаясь в Сети, следуйте тем же правилам межличностного общения, которым вы следуете в реальной жизни.

- Ребята, повторим правила этикета в гостях и за столом.
- Ценность подарка определяется не его денежной стоимостью. Отправляясь в гости, уместно взять с собой коробку конфет или книгу, цветы хозяйке, сладости детям.
- Подарок лучше всего оформить, красиво упаковать. Цветы дарят, сняв упаковку. Воспитатель Ребята, мы закрепили наши знания об этикете.

Рефлексия

- Закончите данные фразы.

  • Сегодня на занятии я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…

- Занятие закончено, спасибо за внимание.

Размер:
16.63 Kb
Скачали:
9