Реферативное исследование с элементами рассуждения на тему "Англицизмы в речи современных подростков"

Английский язык с недавних пор стал неотъемлемой частью нашей жизни, так как является средством международного общения. Ежедневно в русском языке появляются новые заимствованные слова – англицизмы.

Заимствование слов из других языков – естественный и закономерный процесс. Интерес к данной проблеме с течением времени не уменьшается. Исследования данной темы в основном охватывают общие вопросы, но в нашей работе мы хотели бы акцентировать внимание на степени влияния англицизмов на современных подростков.

Молодежь наиболее активно пользуется интернетом, телевидением, где встречается наибольшее количество заимствованных слов. Выбор данной темы определен актуальностью проблемы для подростков нынешнего поколения. Именно современное поколение тянется за всем необычным и оригинальным, тем самым использует в своей речи слова, значение которых не знает.

Нам предстоит исследовать в какой сфере в большей степени закрепились англицизмы у молодого поколения, а также сделать выводы о благоприятном или негативном влиянии данного процесса.

Предмет исследования: использование слов английского происхождения в речи подростков.

Объект исследования: заимствованные слова.

Гипотеза исследования: предположение о том, что во многих ситуациях использование англицизмов оправдано.

Цель исследования: доказать, что подростки часто используют в своей речи англицизмы, иногда и не задумываясь об их значении.

Задачи проекта:

  • найти и изучить теоретические основы исследования;
  • рассмотреть причины употребления англицизмов среди школьников;
  • пределить сферы заимствования иноязычной лексики;
  • создать глоссарий слов англоязычного происхождени;
  • обобщить полученные данные (анкетирование учащихся);
  • Англицизмы и причины их возникновения.

Что такое англицизм

Англицизм - слово или оборот речи в каком-нибудь языке, заимствованные из английского языка или созданные по образцу английского слова или выражения. (словарь Ожегова)

Anglicism - an English word or phrase that is used in another language. (Cambridge Academic Content Dictionary) – английское слово или фраза, которая используется в другом языке.

С древних времен наш народ вступал в культурные, военные, торговые, политические связи с другими государствами и это не могло не привести к заимствованиям. Постепенно заимствованные слова стали употребляться все чаще и перестали восприниматься как иноязычные.

Причины возникновения англицизмов

Проанализировав теоретический материал, можно выделить основные причины возникновения англицизмов:

  1. Развитие деловых, торговых, культурных связей России с другими странами, туризма, участие россиян в олимпиадах, международных фестивалях. (шоп-тур, флэш-моб, ребрендинг)
  2. Развитие мирового рынка, экономики, информационных технологий привели к появлению новых терминов (е-mail, интернет, ноутбук, диск, лайк, байт, сайт) И нам проще употреблять существующие слова другого языка, чем изобретать новые.
  3. Модно и престижно: в наши дни знание английского языка считается в высшей степени престижным. Русские люди очень часто хотят выглядеть модно, завоевать уважение собеседника, поэтому используют заимствования. (ток-шоу, шоумен, подкаст, тайм-менеджмент, портфолио, топ, дресс-код)
  4. Экспрессивность новизны: многие фирмы применяют англицизмы, чтобы привлечь внимание новизной звучания. (Pathword, Skyline, Wear black, Блин Street, Фармленд, Магнит Косметик, Ecoline)
  5. Отсутствие более точного наименования, поэтому сегодня 15% новейших англицизмов закрепились в словаре делового человека. (deadline, ,бизнес-коучинг,feedback,девелопер, драфт)
  6. Необходимость конкретизации значения слова. (сэндвич – гамбургер, фишбургер, чизбургер, чикенбургер)

Способы образования англицизмов

При появлении в новой языковой среде англицизмы могут вести себя по-разному: часть адаптируется к грамматическим и словообразовательным правилам языка, часть не изменяются совсем, за исключением транскрипции или транслитерации.

На сегодняшний день можно выделить следующие способы заимствования англицизмов:

Прямые заимствования
Это слoва, которые сохраняют свое значение и вид в русском языке. Примерами таких заимствований могут быть следующие слова: стартап - start-up, буллинг - bulling)

Гибриды
Слова, которые образуются при помощи прибавления к иностранному корню русского суффикса, приставки или окончания (creative-творческий, check in – отметиться)

Калька
Слова, сохраняющие фонетически и грамматический облик в русском языке. Примерами служат такие слова: disk – диск, menu-меню, basketball - баскетбол)

Экзотизмы
Слова, характеризующие обычаи других народов, не имеют синонимов в русском языке (hamburger - гамбургер, IPhone - айфон)

Иноязычные вкрапления
Это слова, которые обычно имеют лексический эквивaлент, но стилистически отличaются. Закрепляются в разных сферах oбщения, как вырaзительное средство: (О’кей (ОК); вау (Wow!)

Жаргонизмы
Слова, которые пoявились вследствие искaжения кaких-либо звуков. Это такие слова как: crazy – сумасшедший.

Композиты
Слова, которые состоят из двух английских слов: supermarket - супермаркет, second-hand - секондхэнд)

Классификация англицизмов по сферам общения

В результате изменений, которые происходят в нашей жизни в течение уже мнoгих лет, в таких сферах как, социокультурная, политическая, техническая, мы нaчали открывать для себя иностранный мир.

Особое влияние этот мир оказывает на жизнь наших подростков. За счет заимствования лексики из разных источников происходит появление англицизмов в нашем родном языке. Изучив мнoгие aнглицизмы, мы клaссифицировали их по сферам упoтребления: интернет, спорт, индустрия моды, косметология, экономика, техника, сфера развлечений, профессии, политика.

  1. Интернет: онлайн, браузер, провайдер, интерфейс, эмэйл, сайт, интерактивный, мультимедийный.
  2. Спорт: армреслинг, маунтинбайк, байкер, кикбоксинг, серфинг, скейтборд, сноуборд.
  3. Индустрия моды: кардиган, стретч, дресс-код, гламурный, джинсы, секонд-хенд.
  4. Косметология: пилинг, хайлайтер, барбер шоп, стайл, праймер, шиммер, консилер, глиттер.
  5. Экономика: саммит, офшорный, промоутер, прайс-лист, фьючерсная база, бартер, дефолт, маркетинг.
  6. Техника: ноутбук, принтер, сканер, джойстик, винчестер.
  7. Сфера развлечений: аквапарк, шоппинг, анимация, ситком, экшн.
  8. Профессии: супервайзер, менеджер, мерчендайзер, дистрибьютер, супервайзер, маркетолог, дилер, секьюрити.
  9. Политика: вице-премьер, президиум, конференция, премьер-министр, парламент, лидер.

Практическая часть. Исследование

Целью нашей работы было не только изучить теоретический материал по теме, но и определить какое влияние он оказывает на речь подростков. Для достижения нашей цели мы провели исследование, которое позволяет получить более ясную картину по данной теме.

Объектом нашего исследования являлись учащиеся "Новосельской школы". На протяжении исследования мы наблюдали за тем, как общаются подростки между собой; для того чтобы иметь представление о том, как часто в своей повседневной речи они используют англицизмы.

Результаты опроса и анкетирования помогли нам узнать, откуда учащиеся узнают слова англоязычного происхождения, а также узнать, где и как часто ученики их употребляют, а также причины употребления заимствованных слов. В анкетировании приняли участие 30 человек, все участники - учащиеся 8 класса.

Вопросы анкетирования:

  1. Используете ли вы в своей речи заимствованные слова?
  2. Как часто вы используете заимствованные слова в своей речи?
  3. Почему вы используете заимствованные слова в своей речи?
  4. Где вы чаще всего встречаете заимствованные слова?
  5. Какие заимствованные слова вы чаще всего используете в своей речи?
  6. Знаете ли вы, что означают следующие заимствованные слова?
  7. Ваше отношение к использованию заимствованных слов в речи?

Результаты анкетирования

Проанализировав результаты анкетирования, мы получили следующие данные:

На вопрос "Используете ли вы в своей речи заимствованные слова?", 98% учащихся ответили, что используют, лишь 2% - не используют.

На вопрос "Как часто вы используете заимствованные слова в своей речи?", 70% ответили часто, 20% ответили иногда, 10% ответили, что не используют.

В ответе на третий вопрос хотелось выяснить, почему учащиеся используют заимствованные слова в речи. 42% учащихся ответили, что им легче выражать свои мысли при помощи заимствованных слов, 37% учащихся отметили, что заимствованные слова соответствуют молодежному сленгу, только 21% считает, что использование заимствованных слов способствует изучению иностранного языка.

На вопрос "Где вы чаще всего встречаете заимствованные слова?", 60% учащихся ответили - в интернете, 25% опрошенных используют заимствованные слова в школе, 15% - в общественных местах.

В ответе вопрос хотелось узнать, какие заимствованные слова учащиеся чаще всего используют в своей речи. Наиболее употребляемые слова в речи подростков: "окей" - 21%, "хай" - 20%, "интернет" - 18%, "онлайн" - 16%, "смартфон" - 14%, "селфи" - 11%.

В последнем вопросе хотелось выяснить, знают ли учащиеся значения некоторых англицизмов. Результаты представлены в таблицы.

Слово

Перевод

Да

Нет

Мейнстрим

Преобладающее направление в какой то области

79%

31%

Дедлайн

Краткий срок выполнения задачи или работы

55%

45%

Хайп

Шум в медиа или социальных сетях вокруг какой-либо темы

71%

29%

Гуглить

Заниматься поиском информации в поисковике google

83%

17%

Хилисы

Кроссовки со вставленными в них колесами

53%

47%

Шузы

Название обуви

67%

33%

Комьюнити

Сообщество людей, объединенных общими интересами

72%

28%

Респект

Уважение, почтение

81%

19%

Релакс

Расслабление, состояние покоя

89%

11%

Спикер

Человек, который выступает на конференции

42%

58%

Большинство подростков знают значения англицизмов, но не все могут объяснить их значение.

На последней вопрос анкетирования, как относятся подростки к использованию заимствованных слов в речи, мы получили следующие ответы: 69% учащихся нравится употреблять их в речи, 20% думают, что без них можно обойтись, 11% - считают, что лучше их не использовать.

Благодаря нашему наблюдению мы пришли к выводу, что процесс заимствования из английского языка усиливается в настоящее время, поскольку английский язык широко используется в молодежном сленге. Результат, который мы получили в результате работы над проектом - англицизмы прочно вошли в стиль общения подростков.

Заключение

Можно сделать вывод о том, что проникновение англицизмов в русский язык продолжается все активнее. Гипотеза об использование англицизмов в речи подростков подтвердилась частично: с одной стoроны, появление нoвых лексических единиц обогащает словарный запас подростков, а с другой – приводит к засорению языка.

В современное время подростки не могут избежать использования aнглийских слов в речи, поскольку некoторые из этих слов уже прочно проникли в русский язык.

В заключение нужно отметить, что англицизмы прочно проникли в речь подрoстков. Употребление aнглицизмов стaло модным.

Можно отметить, что во мнoгих ситуациях использование англицизмов оправдано, поскольку они помогают выразить подросткам свои мысли, а также спoсобствуют изучению английской лексики. Мы убедились в этом, проведя анкетирование среди учеников.

Размер:
33.8 Kb
Скачали:
9