Цель:
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: нетрадиционный (урок-игра).
Оборудование: карточки с вопросами, портреты ученых Ампера, Вольта, Ньютона, магнитные знаки, две емкости, вода, соленая вода, две картофелины, яйцо, черные ящики с содержимым, лупа, два подъемных столика.
Орг. момент
Группа делится на три команды (три ряда). Учащиеся отвечают по очереди, чтобы каждый принял участие в игре. Подсчет голосов проводится на доске с помощью магнитных знаков.
Разминка. Разгадывание кроссворда
Вопрос: Какое ключевое слово можно выделить по вертикали? (физики)
Сейчас идет урок физики. Сообщается тема урока и девиз, под которым он будет проходить.
На доске начерчен квадрат 10 х 10 клеток. Учитель играет против всех. Расположение кораблей (четырех палубных, трехпалубных, двухпалубных, однопалубных) отмечено на листе учителя. Объявляется ученикам, сколько каких кораблей на поле. Каждая клетка-цель оценивается в 1 балл.
Если ученик попадает в цель, то команде засчитывается 1 балл. Если попали мимо, то учитель задает вопрос, а ответ на него оценивается тоже в 1 балл. Ученики выбирают цель по очереди. Если ученик затрудняется ответить, то за него может ответить любой из команды. Если затрудняется с ответом команда, то это может сделать другая.
Вопросы к игре "Морской бой"
По ходу игра прерывается физическими паузами.
Физическая пауза 1
1. Раньше всех определить фамилию ученого, используя сведения о нем. Описание состоит из 5 пунктов. Если ученики угадывают по первому описанию, то получают 5 баллов и так далее.
Самый ученый рыцарь
1. Именно этот английский ученый, получивший за свою деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра I, крупному военачальнику Александру Даниловичу Меншикову извещение о том, что тот избран Членом Королевской Академии наук Великобритании; парадокс состоял в том, что Меншиков был неграмотным.
2. В 1695 году он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директора; ему была поручена чеканка всех монет страны.
3. Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религией. К концу жизни он написал сочинение о пророке Данииле и толкование Апокалипсиса. Тем не менее, богу, по словам Ф. Энгельса, он оставил только первый толчок, но запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему.
4. Это ученый-физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений.
5. Философ Г. Гегель шутил: три яблока сгубили мир - яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко. (Исаак Ньютон)
"Ученый-чудак"
1. Этот физик был скорее уродлив, чем некрасив, одевался плохо и был явно неряшлив, всегда ходил с огромным зонтом, был неуклюж и неловок.
2. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды с сосредоточенным видом он варил в воде свои часы, держа яйцо в руке.
3. Он был малоизвестен при жизни. Имя его сына-поэта знал, чуть ли не каждый.
4. Кроме физики он занимался математикой, ботаникой, химией и даже был членом комиссии по изданию классиков литературы.
5. Этот ученый сделал ряд важнейших открытий, известных теперь почти каждому: он по праву считается одним из создателей электродинамики. Его именем названа единица силы тока. (Андре Мари Ампер)
Физическая пауза 2
Занимательные опыты:
1. Перед вами две стеклянные банки с водой. В каждую из них опустить по клубню картофеля. В первой картофель тонет, во второй – плавает. Объяснить наблюдаемое явление.
Ответ: Во второй банке вода соленая, а она имеет большую плотность, чем картофель. Поэтому картофель в ней плавает. Чистая вода имеет меньшую плотность, поэтому картофель в ней тонет.
2. Поместить яйцо на горлышко стеклянной колбы. Предварительно в колбу опустить горящую бугу. Через время яйцо затянет в колбу . Почему?
Ответ: В сосуде "вакуум". А снаружи атмосферное давление.
Раскрытие тайн "черных ящиков"
(В ящике упрятан конкретный предмет, и надо раскрыть тайну ящика путем наводящих вопросов)
Черный ящик № 1
Вопрос: Заменитель футбольного мяча. Что это?
Выслушав ответы (надувной шар, картофелина, бумажная коробка и другие), извлекаем из "черного ящика" консервную банку.
Черный ящик № 2
И, наконец - изюминка нашего урока! Вызывается желающий распаковать "черный ящик". Учащийся сначала вынимает один, потом второй ящик. В нем - шкатулка, в которой лежит обыкновенная изюминка. (ребята из класса этого не видят)
Учитель предлагает ученику посмотреть на изюминку через двояковыпуклую линзу, предупреждая, чтобы он не говорил классу, что увидел. Затем из шкатулки извлекают изюминку и показывают всему классу. Это и есть изюминка нашего урока. Большего я вам не обещала. Чем богаты, тем и рады.
Подсчет баллов. Подведение итогов