Внеклассное мероприятие по физике: Знатоки астрономии

Внеклассное мероприятие для студентов 1-2 курсов с презентацией

Цели игры: Проверить и оценить знания учащихся по астрономии. Проверить умение учащихся применять теоретические знания на практике: планировать эксперимент, составлять краткий отчет, делать выводы о проделанной работе.

Технология игры: Данная игра проводится в виде соревнования между тремя командами (класс делят на три команды). В состав каждой команды входит 7 человек. Каждая команда выбирает своего капитана. Для оценки итогов конкурсов выбирается жюри. Результаты конкурсов жюри оценивает по пятибалльной системе. После каждого конкурса жюри объявляет результаты и общий счет команд.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня на этой сцене встречаются три команды, которые хотят помериться друг с другом силой ума, силой юмора и силой остроумия. Сейчас мы познакомимся с ними (команды представляются). Астрономия это наука, которой «все возрасты покорны». И не случайно. Ведь тайны Вселенной властно влекут к себе человека, будь он молод или стар. И тому не мало причин, а прежде всего это извечная любознательность. И вот сегодня мы выясним, какая же из команд самая увлеченная астрономией. Итак, начнем!

Ведущий: Мы переходим к первому этапу, который называется «Ученые − астрономы». (Разыгрывается 12 конверт, в которых зашифровано имя ученного − астронома. Каждая команда должна ответить на вопросы) 

Первый тур «Ученный − астроном» Слайд 2  

1 Конверт:

Кто разделил хвосты комет

По типам - дайте мне ответ? (Бредихин)

2 Конверт:

Кто параллакс у Веги рассчитал,

Тем самым расстояние узнал? (Струве)

3 Конверт:

Так кто же доказал всех краше,

Что центр Мира − Солнце наше? (Коперник)

4 конверт:

А кто науке истину принес,

В законы Кеплера поправки внес? (Ньютон)

5 Конверт:

А кто открыл нам спутник Ганимед,

Еще Европу и Каллисто, - дай ответ? (Галилей)

6 Конверт:

А кто движение Марса наблюдал

И три закона в астрономии создал? (Кеплер)

7 Конверт:

А кто создал систему Мира

Ту, где Земля являлась центром мира? (Птолемей)

8 Конверт:

Кто горы на Луне открыл

И весь мир наш удивил? (Галилей)

9 Конверт:

Кто в космогонии теорию создал

И знаменитым астрономом стал? (Шмидт)

10 Конверт:

А кем открыт Плутон -

Американцем, кто же он? (Томбо)

11 Конверт:

Нептун открыл немецкий астроном,

Что скажешь ты о нем? (Галле)

12 Конверт:

Открыл кто первый астероид,

Похожий на «земной геоид» (Пиацци) 

Второй тур «Астрономические термины» Слайд 3

(Каждая команда конкурса объясняет один из астрономических терминов, который

достался им при жеребьевке).

  1. Кульминация
  2. Конфигурация
  3. Надир
  4. Терминатор
  5. Эксцентриситет
  6. Азимут
  7. Противостояние
  8. Элонгация
  9. Параллакс
  10. Парсек
  11. Склонение
  12. Квазар

Ответы:

  1. Кульминация - явление прохождения светила через небесный меридиан.
  2. Конфигурация - некоторое характерное взаимное расположение планет, Земли и Солнца.
  3. Надир - точка, противоположная Зениту.
  4. Терминатор - граница дня и ночи на Луне и планетах.
  5. Эксцентриситет - степень вытянутости орбиты.
  6. Азимут - положение светила относительно сторон горизонта.
  7. Противостояние - одна из конфигураций, когда Земля окажется между планетой и Солнцем.
  8. Элонгация — видимый с Земли угол между планетой и Солнцем.
  9. Параллакс - кажущееся смещение рассматриваемого объекта, вызванное изменением точки наблюдения.
  10. Парсек - единица измерения расстояний до звезд и галактик.
  11. Склонение - угловое расстояние светила от небесного экватора.
  12. Квазар - чрезвычайно далекий космический объект, представляющий собой источник мощного излучения.

Третий тур.  Конкурс капитанов. Слайд 4

Ведущий: Третий конкурс - конкурс капитанов. Капитаны команд «вытягивают» у ведущего задания, они должны назвать основные точки, плоскости и линии небесной сферы. 

Четвертый тур «Астрономы» Слайд 5 

Ведущий: Сейчас команды должны будут определить положение звезд на небе с помощью подвижной карты звездного неба. Слайд 6

Задание первой команды: Определить экваториальные координаты следующих звезд: α-Орион, α-Лира. Слайд 7

Задание второй команды: Определить экваториальные координаты следующих звезд: α -Лев, α-Большой медведицы. Слайд 8

Задание третьей команды: Определить экваториальные координаты следующих звезд: β-Персей, α-Скорпион. 

Пятый тур Дуэль. Слайд 9 

Ведущий: Каждая команда имеет право задать соперникам вопросы. Отвечает тот, кто первый поднял руку. В случае неверного ответа дается попытка ответить следующей команде. 

Шестой тур Эстафета по решению задач. Слайд 10 

Ведущий: Командам одновременно вручают два листка: на одном условия 4 задач; другой чистый лист – контрольный. Командам необходимо решить задачи, используя одну из формул, записанных (для всех) в столбик на доске.

  1. φ = δ + (90° − h)
  2. D =  
  3. М = m + 5 −5·lgR                          
  4. Tn = T0 + n 
  5. hр =  φ  

Контрольный листок с получившейся буквенно-цифровой «шифрограммой» последний игрок сдает учителю.

На выполнение этого этапа отводится 7 минут. Команде  первой разобравшей все задачи правильно и быстро присуждается 4 балла. За решение всех задач правильно, но позже дают 3 балла. Если одна задача выполнена неправильно, команда получает 2 балла, если неверно разобраны 2 задачи – 1 балл.

Задание первой команды:

  1. Для наблюдателя, находящегося в г. Алматы, звезда в момент верхней кульминации находится на высоте 55°22´. Какого склонение этой звезды, если географическая широта этого места равна 50°22´?
  2. Видимая звездная величина Полярной звезды равна m1=2,02, Веги m2 = 0,03. Вычислить во сколько раз  Вега ярче Полярной звезды.
  3. На кокой высоте будет находиться Вега в момент верхней кульминации в Алматы (φ = 43°15´)?

Задание второй команды:

  1. Для наблюдателя, находящегося в г. Алматы, звезда в момент верхней кульминации находится на высоте 32°50´. Какого склонение этой звезды, если географическая широта этого места равна 50°22´?
  2. Видимая звездная величина Регула равна m1=1,35, а Сириуса m2= −1,58. Вычислить во сколько раз  Сириус ярче Регула.
  3. На какой высоте будет находиться Альтаир в момент верхней кульминации, если географическая широта места наблюдения равна φ = +8°52´?

Задание третьей команды:

  1. Для наблюдателя, находящегося в г. Кокшетау, звезда в момент верхней кульминации находится на высоте 59°10´. Какого склонение этой звезды, если географическая широта этого места равна 50°22´?
  2. На кокой высоте будет находиться Кастор в момент верхней кульминации, если географическая широта места наблюдения равна φ = −26°19´?
  3. Видимая звездная величина Алголя равна m1=1,12, а Ригеля m2=0,12. Вычислить во сколько раз Ригель ярче Алголя

Подведение итогов. Слайд 11 

Подсчитывается общее количество баллов за все туры. Команда, которая набрала максимальное количество баллов является победителем.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!