Олимпиадная работа по русскому языку для учащихся 6 класса состоит из 4 частей: А, Б, С, Д. В конце работы даны правильные ответы к заданиям.
А1. Найдите слова, в которых все согласные звуки твердые.
1) сыщик;
2) вода;
3) Урал;
4) кроткий.
А2. Расставьте ударение в словах.
Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.
А3. Найдите "лишние" слова:
1) шинель, академия, гантели, библиотека;
2) кафе, майонез, кофе, тент;
3) мелочный , нарочный, Ильинична, конечно;
4) кое-что, что-то, нечто, ничто.
А4. Какое существительное во множественном числе имеет окончание -а?
1) торт;
2) офицер;
3) шофер;
4) окно.
А5. Укажите существительное с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
1) циркуль;
2) трактор;
3) помидор;
4) погон;
5) килограмм.
А6. В каком слове допущена ошибка?
1) приморский;
2) присутствовать;
3) знаки припинания ;
4) приветливый.
А7. Какое прилагательное в словосочетании можно употребить в роли существительного?
1) собачья миска;
2) песочные часы;
3) грибной дождь;
4) столовая посуда.
А8. Отметьте предложения, в которых знаки препинания поставлены неверно.
1. Медленно выплыла луна, и осветила местность.
2. Ты, Катя, подготовила доклад?
3. Капитан приказал: "Поднять паруса!"
4. Письменность это память человечества.
А9. Найдите ошибку в именах прилагательных.
1. Кружевная тюль;
2. Новый рояль;
3. Вкусный картофель;
5. Детский шампунь.
А10. Какое слово написано с ошибкой?
1) бреют;
2) клеют;
3) реют;
4) сеют;
5) тлеют.
В1. Выпишите слово, в котором есть суффикс –ОЧК-:
а) обточка;
б) строчка;
в) карточка;
г) почка;
д) дочка;
е) примочка.
В2. Одинаков ли состав и способ образования слов?
мЕлок и мелОк, стрЕлок и стрЕлок, хлОпок и хлопОк
В3. Выпишите заимствованное слово.
1) лето;
2) полотер;
3) праздник;
4) акварель;
5) земля.
В4. Определите исконно русские слова. Какие признаки заимствованных слов можно назвать?
Авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.
В5. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.
Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уст, уповать, чета, чадо.
С1. Продолжи пословицы.
1. Красна птица перьем, ...
2. Встречают по одежке ...
3. Рыба ищет где глубже, ...
4. С миру по нитке ...
5. Сколько волка не корми ...
6. Не плюй в колодец ...
7. Не родись красивой ...
8. Слово - серебро, …
С2. В каждой группе фразеологизмов найдите "лишний". Объясните, почему он "лишний". Составьте с ним предложение.
А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплет.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ет одни только языки жареные с..леные.
– Что это значит?
– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете.
На следу..щий день Эзоп опять под..ет одни только языки.
– Что это значит?
– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!
2. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
3. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
Часть А
А1 - 2,3 (2 балла)
А2 - КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд – 3 балла – нет ошибок; 1-2 ош – 2 балла; 3-4 ош- (1 балл)
А3: 1) гантели, 2) кофе, 3)мелочный, 4) нечто (4 балла)
А4 - 4 (1 балл)
А5 - 4 (1 балл)
А6 - 3 (1 балл)
А7 - 4 (1 балл)
А8 - 1,4 (2 балла)
А9 - 1 (1 балл)
А10 - 2 (1 балл)
Часть В
В1: в) карточка (1 балл)
В2: слово мЕлок- краткое прилагательное, образовано от полного прилагательного мелкий; мелк-ий, мЕлок (нулевое окончание). МелОк – существ., образованное от слова мел с помощью суффикса –ок.
СтрелОк – существ., образовано от глагола стрелять с помощью суффикса - ок . СтрЕлок - сущест. В форме род. пад. множес. числа (нач. форма - стрелки); стрел-ок.
ХлОпок – сущест. в имен.пад., состоит из корня и нулевого окончания. ХлопОк- существ., образованное от глагола хлопать с помощью суффикса –ок. (6 баллов)
В3 - 4 акварель (1 балл)
В4. Исконно русские слова: озеро, свеча, помещение, борщ. Заимствованные слова: авеню, фонарь, цех, эстамп. Их можно отличить по нескольким признакам: начинаются с букв а,ф, ц, э, имеют сочетание шт, хт, кс, пс, мп, вп. (2 балла+ 2 балла = 4 балла)
В5. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребенок. (3 балла – нет ошибок; 1-2 ош – 2 балла; 3-4 ош - 1 балл)
Часть С
С1.
1. Красна птица перьем, а человек уменьем.
2. Встречают по одежке, а провожают по уму.
3. Рыба ищет где глубже, а человек где лучше.
4. С миру по нитке - голому рубашка.
5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.
6. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
7. Не родись красивой, а родись счастливой.
8. Слово - серебро, молчание - золото. (8 баллов)
С2.
а) Кот наплакал. Кот наплакал кого-чего - очень мало. ... Из года в год засуха, неурожаи, а земли - кот наплакал!
б) Черепашьим шагом. Черепашьим шагом идти (или двигаться) вперед - очень медленно развиваться, делать в чем-л. незначительные успехи.
в) Попасть на седьмое небо. Испытывать чувство восторга, блаженства, безграничного счастья и т. п. от чего-либо. - Ах, как хорошо, что вы приехали! С вашим приездом я прямо на седьмое небо попала! (9 баллов: 3 раза по 1 балл - указал + 1 балл объяснил + 1 балл составил предложение)
Часть Д
1. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: "Купи нам всего лучшего, что есть на свете!" Пришли гости – Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые.
– Что это значит?
– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!
– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять подает одни только языки.
– Что это значит?
– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)
2. На омонимии. (1 балл)
3. В оригинале: "языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах", "языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну". (2 балла)