Цель: Познакомить учащихся с назначением и видами напильников. Научить безопасным приемам работы напильниками и самоконтролю качества выполняемых операций. Способствовать развитию технического мышления, умению правильно подбирать форму и вид напильника. Воспитывать аккуратность и точность в работе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: устный и письменный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, показ, практическая работа.
Оборудование, приспособления, инструменты: верстак слесарный, чертилка, линейка, слесарный угольник, набор напильников, штангенциркуль.
Наглядные пособия: презентация по теме, стенды «Слесарный инструмент, металлы, слесарные операции», «Виды проката»,
Межпредметные связи: математика, ИЗО.
Материалы: листовая сталь.
Время: 90 минут.
Ход занятия
1. Организация учащихся 3 мин.
2. Сообщение темы и цели занятия 2 мин.
3. Повторение пройденного материала 8 мин.
- Письменный контроль.
Заполнить кроссворд (применяется для повторения предыдущих тем, а также связан с вопросами, изучаемыми в данной теме, например, напильник должен быть тверже заготовки, прокатные профили – профили напильников и т.д.
По горизонтали. 1. Свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твердого материала. 6. Прокатный профиль. 7 Сплав меди с оловом, свинцом, алюминием, желто-красного цвета.
По вертикали. 2. Металл красного цвета, пластичный, хорошо проводящий электрический ток. 3. Сплав железа с углеродом до 2%. 5. Что входит в состав чугуна кроме железа?
- Устный контроль:
- какие инструменты применяют для разметки и контроля при изготовлении деталей из металла?
- нарисовать прокатные профили (ученик рисует на доске)
(После выполнения письменного и устного контроля открыть стенды: слесарный инструмент, металлы прокатные профили; ученики сделают самоанализ своих ответов).
4. Изложение нового учебного материала с демонстрацией приемов работы 12 мин.
Посмотрим на стенды № 1, на нем показан слесарный инструмент, с некоторыми инструментами вы уже знакомы, а с большинством других мы познакомимся на ближайших занятиях. Некоторые из этих инструментов изготовлены учениками в учебной мастерской (слесарный угольник, циркуль, слесарная ножовка и др.). Для их изготовления необходим такой инструмент, как напильник. На стенде № 3 вы видите изделия из металла изготовленные учащимися, напильник для их изготовления также нужен.
В умелых руках напильник поможет изготовить красивые, качественные изделия, а это искусство.
Опиливанием детали придают требуемую форму и размеры, производят подгонку деталей друг к другу при сборке и выполняют другие работы. Напильниками обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия различной формы, поверхности, расположенные под разными углами.
Напильники изготовляют из инструментальной стали У 13, У 13А. После насечки зубьев напильники подвергают термической обработке /подробно о марках стали и термической обработке, мы узнаем в 7 классе/.
Одним из основных производителей напильников в нашей стране является завод «Металлист» расположенный в нашем поселке, он выпускает практически все виды существующих напильников (слайд 4)
Классификация напильников:
(записать в тетрадь классификацию напильников – коротко)
/Показываю/
Напильник перемещают равномерно и плавно на всю длину. Движение напильника вперед является рабочим ходом. Обратный ход – вспомогательный, его выполняют без нажима. /Показываю/.
В процессе опиливания необходимо следить за соотношением сил нажима на напильник – балансировку.
При опиливании параллельных плоскостей сначала обрабатывают базовую поверхность, а от нее размечают другую плоскость.
Приемы работы напильником. /Показываю/
1. Поперечное опиливание – позволяет снимать большие припуски. Недостаток –поверхность заготовки неровная после обработки. Поэтому нужно чередовать с другими приемами опиливания.
2. Продольное опиливание - позволяет обеспечить прямолинейность обрабатываемой плоскости, но снимает небольшой слой металла.
3. Перекрестное опиливание – позволяет обрабатывать ровно длинные поверхности.
4. Круговое опиливание применяют для доводки широкой поверхности, снимает небольшие припуски.
5. Закрепление учебного материала 8 мин.
Вопросы:
- Классификация напильников? (спросить 2 учеников)
- Правила безопасной работы при опиливании?
- Способы работы напильником? (ученики демонстрируют приемы опиливания- 2-3 ученика, при небольшой группе желательно, чтобы каждый ученик попробовал).
- Как правильно выполнять контроль обрабатываемой поверхности?
- Очистка и хранение напильников.
Учитель должен корректировать ответы учеников и показ рабочих действий.
6. Вводный инструктаж 5 мин.
Сегодня мы будем изготовлять заготовку для значка. На последующих занятиях, изучая операции: распиливание отверстий, пиление слесарной ножовкой и др., мы изготовим значок. /Представлен значок частично сделанный./
Назначение изделия - брелок – значок ( 6 А, можно соединить с ключами, как брелок и вешать на грудь, как значок)
- Характеристика материала изделия - сталь конструкционная, листовая. Толщина 2 мм.
- Разбор чертежа детали (дать ученикам самостоятельно прочесть чертеж и дополнить ответ).
- Подробный разбор технологии изготовления:
1. Измерить заготовку (проверить на соответствие необходимых размеров).
2. Опилить базовую поверхность (контроль линейкой).
3. Разметить деталь по чертежу и опилить согласно разметке (контроль линейкой и сл. угольником).
- Правила пользования оборудованием и инструментом (изучено выше, при необходимости напомнить работу с тисками - придерживать ручку тисок, чтобы не прищемить пальцы).
- Показ наиболее рациональных приемов изготовления.
- Правила техники безопасности (приведены и изучены выше, напомнить про острые края металла, работу с чертилкой).
- Организация рабочего места (обратить внимание на организацию рабочего места, размещение напильников, контрольно-разметочного инструмента).
- Критерии оценки качества изделия (точность, отклонения от размеров +_1-1,5 мм, допускается опилить 3 поверхности из 4).
- Проверка усвоения изложенного материала.
- закрепить заготовку;
- показать правильную стойку при опиливании (ученик);
- дать выполнить 2-3 ученикам (несколько пересекается с закреплением учебного материала, применять в зависимости от готовности группы), отметить какие допустили ошибки,
и объяснить, как их избежать.
7. Практическая работа
8. Текущий инструктаж 4 мин.
- Рассказать учащимся об их успехах и недостатках при выполнении практической работы, какие меры нужно предпринять, чтобы не допускать брака при опиливании.
- Обратить внимание на соблюдение правил Т/Б.
- Контроль размеров и формы.
Особое внимание уделить отстающим, оказать помощь (задать наводящие вопросы, подсказать, как лучше устранить неровности и т.д.)
9. Практическая работа.
/Межпредметные связи – математика. Прямая линия, параллельные и перпендикулярные линии/.
10. Заключительный инструктаж 5 мин.
- Как достигнута цель урока?
- Как группа справилась с заданием?
- Кто отличился?
- Показ лучшей работы.
- Анализ общих и индивидуальных ошибок. (Рефлексия. Самоанализ деятельности учащихся и ее результатов).
- Правильность заполнения кроссворда (особое внимание уделить часто встречающимся ошибкам. Для корректировки ответов показать представленный материал на стендах).
Домашнее задание.
Прочитать параграф 22. Разработать форму буквы А для значка. /Межпредметные связи –ИЗО. При разработке, необходимо нарисовать различные по форме и отделке буквы/.
Выставление оценок в журнал и дневники.
11. Уборка на рабочих мест и в мастерской 5 мин.
Скачать полную версию