Цель урока: Познакомиться и сформировать представление учащихся о развитии образов симфонии № 1 – 1 части В.С. Калинникова.
Предметные результаты:
Задачи:
- Сегодня урок мы начнем с игры. Посмотрите друг на друга, можем ли мы определить эмоциональное состояние класса?
- А с 1 звука мы можем считать такую же информацию?
- Теперь давайте попробуем считать информацию с отрывка музыкального произведения + определение жанра и фамилии композитора?
- Как вы думаете с каким жанром мы сегодня будем знакомиться?
- Ребята, какие задачи помогут нам достичь цели урока?
1 группа: Когда и где родился В. Калинников? Где учился?
На каких инструментах играл? Какая самая известная симфония Калинникова?
2 группа: В каком году Калинников создал симфонию №1? Какие особенности его дарования проявились в симфонии?
Какой композитор отрицательно отнесся к симфонии? Когда и где была премьера симфонии №1?
3 группа: Что такое симфония? Классическая симфония? Что такое сонатно-симфонический цикл?
Что такое сонатная форма? Как называются части сонатной формы?
Физминутка
Экспозиция
- Как прозвучала главная партия?
- Какой музыкальный образ раскрывает главная партия?
- Как прозвучала побочная партия?
- Какие особенности русской музыки использовал композитор?
Разработка
- Какой характер носит музыка разработки 1 части Симфонии В. Калинникова?
- Элементы какой из тем (главной или побочной) получают наибольшее развитие в разработке?
- Какой тип развития тематического материала преобладает в разработке 1 части – вариационный или полифонический?
Реприза
- Чем отличается реприза от экспозиции?
Кода
- Чем заканчивается произведение?
- Какую главную тему выводит на первый план композитор?
- Ребята, прочитайте в учебнике со стр. 126 отрывок из книги Г. Пожидаева "Василий Калинников. Симфония жизни в четырех частях" и прокомментируйте его.
Поем песню Юрия Тарана "Россия – ты моя звезда".