Конспект урока музыки 7 класс "Музыка Средневековья"

Цель урока:

  • формирование представлений о музыкальной культуре Средневековья ее отличительных особенностях;
  • погружение в музыкальную культуру Средневековья – церковную и народную музыку, посредством прослушивания музыкальных произведений.

Задачи:

  • формировать представления обучающихся о существенных чертах эпохи Средневековья на основе осмысления образного содержания и особенностей развития музыки;
  • познакомить с достижениями музыкального искусства Средних веков;
  • познакомить со средневековыми музыкальными инструментами;
  • воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.

Оборудование урока и методическое обеспечение: музыкальный центр, изображение музыкальных инструментов, аудиозаписи ("Зеленые рукава", Григорианский хорал, мадригала Орландо Лассо, "Песня вагантов" (муз. Д. Тухманова), Agnus Dei ("Агнец Божий"), Антонио Кабесон "Вариации на тему песни кабальеро", средневековый танец (лютня), картине Караваджо "Лютнист", текст гимна "Гаудеамус".

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

- Сегодня мы начинаем знакомиться с зарубежной музыки. А вот речь о какой именно эпохе будет идти речь, попробуйте определить, послушав следующее музыкальное произведение.

Слушание песни "Зеленые рукава"

(Обучающиеся определяют эпоху, тему урока)

Работа по теме урока "Музыка Средневековья"

Вводное слово об эпохе Средневековья

Эпоха Средневековья (V – нач. XVI в. - основной временной период в истории, который и принято считать Средневековьем) вошла в мировую историю как эпоха тяжелого гнета, войн, крестовых походов и всевластия римско-католической церкви, оказавшей огромное воздействие на все сферы общественного развития. Сегодня мы узнаем, какое место занимала музыка в Средние века.

В музыке Средневековья господствовал одноголосный склад. В середине XV века музыка нового типа, как и живопись, только начинала развиваться. В это время возник стиль, много позже названный "строгий". В "строгом" стиле звуки соединялись в мягкие, уже приятные для нашего слуха созвучия. Музыка была преимущественно анонимной, т. е. имена авторов были неизвестны. Кто же сочинял музыку в тот период? Какие композиторы?

Обычно композиторы в те времена сами были певчими или регентами (руководителями) церковных хоров; церквей во всех европейских странах насчитывалось огромное количество, и в каждой обязательно присутствовал небольшой хор из семи – девяти певцов. Что же сочиняли эти композиторы?

Все что угодно. Музыку для церковных служб и придворных увеселений, для домашних вечеров и городских карнавалов. Но их главным делом все-таки оставались непосредственно служебные обязанности – сочинение музыки для служб, которые в своем большинстве имели полифонический характер. В период средних веков в музыке развивается два направления: церковная музыкальная культура и народное творчество.

Церковная музыка

В средние века именно храмы и монастыри были центрами образования и искусства. Монахи и священники были грамотными людьми. Все службы в католической церкви велись на латинском языке. Так же было и с музыкой. Первые музыкальные произведения, которые исполнялись в церкви, были на латыни. И до сих пор в католических храмах богослужение часто проводят на латыни.

Именно в монастырях и храмах происходит становление церковного пения. Для записи музыки постепенно появляются особые знаки – ноты. Они сильно отличались от современных нот (картинка). В этот период появляются такие произведения как мотеты и мессы.

Мотет (от старофранц. mot - слово) - вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья (V - XIII) и Возрождения. (этот период длился 300 лет с XIII по XVI век)

Мотеты были очень популярны в эпоху Возрождения: они сочинялись даже не десятками, а сотнями! Сама форма мотета главенствовала в музыке Возрождения.

Слушание мотета

На основе мотета сочинялись и другие произведения. Самыми крупными были мессы. Название "месса" происходит от латинского выражения "Ite, missa est ecclesia" – "Идите, собрание распущено". Этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание; в церкви могли оставаться только принятые в общину.

Месса – многочастное произведение церковной музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах

Мессы бывают:

  • обиходные (Ordinarium)
  • заупокойные (Requiem)
  • торжественные (Solemnis)

Месса имеет 6 частей:

  1. Кyrie eleison ("Господи, помилуй")
  2. Gloria ("Слава в вышних")
  3. Сredo ("Верую")
  4. Sanctus ("Свят")
  5. Benedictus ("Благословен")
  6. Agnus Dei ("Агнец Божий")

Слушание 6 части мессы Agnus Dei ("Агнец Божий")

Но все-таки лавным жанром средневековой церковной музыки становится Григорианский хорал. Григорианский хорал - религиозные песнопения, составляющие основу католической музыки. Термин "григорианское пение" происходит от имени Григория I Великого (папы Римского).

Следующее направление в средневековой музыке -светская музыка. Светская музыка – это любая музыка, которую не используют для религиозных служб или ритуалов. То есть "Металлика" или Джастин Бибер (канадский музыкант – самородок, знаменитый поп-R&B – певец, музыкант, автор песен и актер) – это светская музыка, а вот "Божественная литургия" С. В. Рахманинова – это церковная музыка. Церковную музыку можно исполнять и на концертах, а вот светскую в церкви – не положено.

Иная сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным сословием народных музыкантов. Народное творчество представлено в двух направлениях. Первое направление – народное творчество странствующих музыкантов.

Странствующие музыканты бродили по дорогам и пели песни о том, что видели в разных уголках своей страны. Народ любил таких музыкантов. Часто это были люди, которые не только играли на музыкальных инструментах и исполняли песни, но и устраивали целые представления.

Их еще называли бродячими артистами. Главная особенность их творчества – это антицерковная направленность. Песни и куплеты таких музыкантов часто носили сатирический характер: высмеивали власть и церковь. За что они часто подвергались гонениям со стороны церкви.

В разных странах городских музыкантов звали по-разному: шпильманы (Германия), гистрионы – музыканты – циркачи (Франция), голиарды – беглые монахи, менестрели-придворные музыканты, ваганты – бродячие студенты университетов.

Ваганты (от лат. clerici vagantes - странствующие клирики) - "бродячие люди" в средние века (XI-XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений

Первыми вагантами и были клирики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определенной церковной должности; со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой.

Лишь позднее - уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов - в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского. В семью вагантов вливаются бродячие школяры (студенты). Пик развития движения вагантов приходился на XII –первую половину XIII вв., хотя началось все раньше - в XI в с созданием и развитием университетов.

Университет - совершенно новое явление средневековья – это было "объединение, спаянное взаимной клятвой". Ваганты были студентами, они учились и бродяжничали, они жили. Естественно, что их жизнь очень интересна нам теперешним: мы хотим найти отличия и сходства, понять, насколько и что изменилось за эти века

Слушание песни вагантов "Во французской стороне, на чужой планете" Песенка хорошо известна российскому студенчеству, хотя пришла к нам из далекой средневековой Европы.

Второе направление народного творчества – светская музыка. В те сказочные времена у композиторов не было недостатка в публике. Люди не только любили слушать музыку, но и с превеликим удовольствием пели сами. Пели аристократы и торговцы, богатые и бедные, ученые и безграмотные, мужчины и женщины. Конечно, не вся светская музыка Ренессанса была простой и всем доступной; кое – что создавалось, как и во все времена для избранной публики (интеллектуальной элиты).

В эпоху Возрождения при дворах многих государей и знатных вельмож собирались общества, напоминающие будущие клубы по интересам. Обычно хозяин более или менее регулярно, скажем, раз в неделю приглашал к обеду или ужину группу людей, которых мы назвали бы сейчас "творческой интеллигенцией". Не все они были профессионалами, но все разбирались в искусстве: писали стихи, ваяли скульптуры, сочиняли музыку или пели, рисовали картины, создавали научные трактаты.

Для этих обществ, называемых "академиями", поэты и композиторы сочиняли тексты и музыкальные произведения особой сложности. Как правило, это были мадригалы. Это была простая любовная песня с каким-нибудь аккомпанементом. Особого внимания заслуживают мадригалы Орландо Лассо.

Слушание мадригала Орландо Лассо

Светская музыка в Средние века на западе Европы возникла позже церковной и проявилась наиболее ярко в рыцарском музыкально-поэтическом искусстве ХII – ХIII вв. Песенное творчество трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии, во многом близкое народному искусству, было прогрессивным явлением, оказавшим значительное влияние на развитие городской культуры последующих эпох – рыцарское музыкально-поэтическое искусство.

Слушание рыцарской песни

Знакомство с музыкальными инструментами эпохи Средневековья

В эпоху Средневековья появляются новые инструменты, которые представляют уж особые группы: ударные инструменты, духовые, струнные, смычковые. Особенно распространены органиструм, виола, лира, лютня.

Несколько особняком в семье духовых инструментов стоит орган. Этот клавишно-педальный инструмент с набором нескольких десятков труб (регистров), приводимых в звучание нагнетаемым мехами воздухом, ассоциируется в настоящее время только с большими стационарными органами - церковными и концертными. Однако в средние века, пожалуй, большее распространение имел другой тип этого инструмента - ручной орган.

Ручные органы получили большое распространение у странствующих музыкантов, которые могли петь, аккомпанируя себе на инструменте. Звучали они на городских площадях, на деревенских праздниках, но никогда - в церквах. Орган, естественно, был вне конкуренции. Познакомиться с возможностями органа можно на примере пьесы испанского органиста XVI века Антонио Кабесона "Вариации на тему песни кабальеро".

Странно, что в то время публика и даже некоторые музыканты не ценили самого тембра органа и при случае заменяли его другими инструментами, например, арфой или лютней. Внешний вид лютни (это щипковый инструмент) представлен на картине Караваджо "Лютнист" (демонстрация картины). В репертуаре лютнистов впервые появляются многие танцы, вошедшие в следующую эпоху в танцевальную сюиту.

Слушание средневекового танца (лютня)

Вокально-хоровая работа

  1. Распевка.
  2. Знакомство с гимном "Гаудеамус".
  3. История создания гимна "Гаудеамус".

"Гаудеа́мус" (gaudeamus, в переводе с латыни - возрадуемся) - студенческая песня, а теперь уже и всемирный гимн студентов на латинском языке

Песня появилась в XIII веке. По жанру "Гаудеамус" относится к застольным песням вагантов - средневековых бродячих поэтов и певцов, среди которых были и студенты.

Работа над текстом. Разучивание гимна "Гаудеамус"

Итог урока

- Итог урока мы подведем с помощью небольшой викторины "Выбери правильный ответ".

1. Эпоха Средневековья:
а) V – нач. XVI в.;
б) X – XII в.

2. Название какого произведения в переводе звучит как "слово":
а) месса;
б) мотет.

3. Название какого музыкального произведения происходит от латинского выражения "Идите, собрание распущено"
а) хорал;
б) месса.

4. Светская музыка – это:
а) любая музыка, которую не используют для религиозных служб или ритуалов;
б) музыка для церковных служб.

5. Как назывались "бродячие студенты" университетов:
а) шпильманы;
б) менестрели;
в) ваганты;
г) голиарды.

Выводы

Музыкальное искусство Средних веков – первый этап синтеза многих музыкальных традиций. Поскольку музыка Средневековья имеет два направления, то в связи с этим оформляются и основные жанры: для церкви – это месса, хорал и литургия; для народного творчества – песни, танцы, шванки (сатирические куплеты).

На контрасте полуязыческой светской музыки и христианской строилось разнообразие музыкальных переживаний людей того времени. Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей.

Дух вольности противостоял тяготам жизни. Средневековый период внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры не только духовной, но и светской. На протяжении нескольких веков музыка активно развивалась.

Музыкальная культура Средневековья, несмотря на относительную ограниченность средств, представляла более высокую ступень по сравнению с музыкой Древнего мира и содержала предпосылки для пышного расцвета музыкального искусства в эпоху Ренессанса.

Рефлексия

  • Я вспомнил…
  • Я узнал…
  • Я задумался…
Размер:
22.31 Kb
Скачали:
26

Метки к статье: конспект урока, музыка, 7 класс