Цель классного часа: воспитание ценностного отношения к семье; формирование стремления быть хорошим семьянином во взрослой жизни.
Задачи:
- Заходите, ребята. Встаньте все в круг.
- Здравствуйте, ребята.
- Чтобы стало нам всем хорошо, уютно, как дома, давайте зажжем свечу. (учитель, зажигает свечу, и обносит внутри круга детей, поднося к каждому)
- Посмотрите на огонек свечи, протяните к нему ладошки. Что вы чувствуете? (Тепло)
- Тепло от огонька согревает руки, а что может согреть душу человека? (Любовь, внимание, забота, доброта)
"Доброта – это солнце, которое согревает душу. Все хорошее в человеке от солнца, а все лучшее в жизни от человека и его доброты". (М. Пришвин)
- Я рада приветствовать вас на нашем классном часе, а чему он будет посвящен, мы узнаем с помощью притчи, послушайте внимательно.
Притча
Шел по дороге паренек. Смотрит - копейка лежит. "Что же, - подумал он, - и копейка - деньги!" Взял ее и положил в кошель.
И стал дальше думать: "А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!"
Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там - тысяча рублей.
"Странное дело! - подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей!
А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!"
Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! "Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел?
Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!" Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей!
Тут его раздумье взяло: "Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся?
Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие..." И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь - а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
- Ребята как вы думаете о чем идет речь? (о семье)
- Правильно, речь идет о семье и семейных ценностях.
- "Мой дом - моя крепость", - гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение.
- Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники...
- Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья. 2024 год объявлен годом семьи, цель - популяризация государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей, и мы с вами в том числе наш классный час посвятили этой теме.
- А что такое семья? (Составить определение слово семья)
Участники в течение 1 мин выполняют задания и предлагают самостоятельно составленные группы слов, ассоциирующиеся со словом "семья", давая краткие определения данного понятия.
- Вы, все молодцы определения даны были правильно, а теперь давайте заглянем глубже в это понятие и для этого мне нужно по 1 представителю ваших групп.
- Перед вами ребус 7Я - Почему именно семьЯ, не восемьЯ, не шесть Я, а именно семьЯ?
Возможные ответы детей:
Вывод: Семья – это Я семь раз, 7 самых близких родных людей для меня, семь меня. Версий много, но вот одна из них в стихотворении Марка Шварца.
Стихотворение "Семья"
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, "Я" – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается Семь "Я"!
- А какие функции есть у семьи? (составляем кластер)
- На доске представлено слово семья, подумайте, какие функции есть у семьи.
- В продолжении ваших ответов, я хочу подытожить, семья, дом - это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Каждая группа должна построить сейчас свой дом.
- Итак, ознакомимся с заданием. Вам необходимо построить дом, а строительство начинается с фундамента.
Первое задание
- Найдите на "розовых" кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется у вас со словом "дом". Для меня это слово – "кров".
- А для вас? (Дом – это… начало начал, крепость, кров, очаг, причал)
- Каждая бригада прикрепит кирпичик к эскизу дома. Продолжим строительство фундамента.
Второе задание
- Написать на пустых кирпичиках слово, которое ассоциируется со словом "семья". (Семья – это…я и родственники; мама, папа, сестра и я.)
Семья – группа живущих вместе близких родственников
- Молодцы! Фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться семейные отношения.
Третье задание
- Из "зеленых" кирпичиков выберите только четыре, самых важных на ваш взгляд. При затруднениях обращайтесь к словарикам.
- Не забывайте, чтобы всем в доме было уютно и тепло.
- Итак, слушаем представителей первой бригады.
- Дом готов. Молодцы! Вы выбрали прочный строительный материал.
- Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.(прикрепляют дома к доске).
- А теперь давайте "оживим" дома, которые вы заселили.
- Каждый дом уникален, там живет своя атмосфера, есть свои секреты, давайте заглянем в такие дома (2 сценки).
Сценка 1 (2 человека)
После обеда мама идет на кухню, а сын кричит ей вслед:
- Мама, а ты куда?
- Да, сынок, посуду надо помыть!
– Мамочка, дорогая, я не хочу, чтобы ты мыла посуду отдохни, это неправильно!
- Какой у меня сын заботливый!
- Оставь ее на завтра! Мама, завтра и помоешь, куда она денется!
Сценка 2 (1 человек)
Мама спит, она устала.
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но, мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, шептал он будто, -
Посидим и в тишине. (Комментарии детей)
Комментарий учителя
- Все дома разные, но, чтобы все жили дружно, нужно заботиться друг о друге и тогда вы обретете истинное счастье. Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. Поэтому старайтесь жить так, чтобы в семье у вас не было разногласий, окружайте заботой друг друга.
- Так, что нужно для создания теплых семейных отношений? (Ответы детей)
- Правильно, а сейчас ребята, я хочу, представить вам рассказ вашего одноклассника Дурасова Леонида со своим братом, в рамках нашего классного часа они подготовили рассказ о своей семье и составили генеалогическое древо.
- Спасибо, ребятам за рассказ. Я надеюсь, что в будущем многие из вас заинтересуются историей своей семьи и мы продолжим делится рассказами на наших классных часах.
- Сегодня мы много говорим о семье, сейчас я предлагаю вам составить правила дружной и крепкой семьи и прикрепим их на доску.
- Сейчас вы вытащите записку и прочтете правила, те правила, которые необходимы прикрепляем на доску, если не нужны отдаем мне.
- Молодцы, ребята, посмотрите на вашу работу в течение классного часа, перед вами и дома и правила дружной семьи, так давайте зажжем семейный очаг и прочитаем послание, которое заготовлено для каждого из вас.