Цели урока:
Задачи:
Методы работы: беседа, игра, работа в группах, экспресс диагностическая методика, релаксация, творческие задания.
Возраст участников: обучающиеся 11-12 лет.
Учитель: Добрый день, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что наша встреча принесет вам удовлетворение от общения друг с другом.
- Давайте поприветствуем друг друга, а для этого встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки, почувствуйте тепло и поддержку друг друга.
- Спасибо, ребята, вы можете занять свои места.
Учитель: Мы готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
- Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать.
- Зеленый – вы спокойны, вам все равно, что будет происходить на уроке, а желтый - хотите узнать что-то новое.
- Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!
Учитель: Наша встреча сегодня будет посвящена теме, которая очень актуальна в современном мире. Но я вам эту тему не назову, какой – то шутник перепутал все буквы!
- Вы озвучите ее сами, если вспомните правила успешного взаимодействия в команде, начинающиеся с одной из букв.
Карточки с буквами толерантность
Т – терпение, тактичность, трудолюбие, творчество
О – общение, обсуждение, ответственность
Л – любознательность, любовь
Е – единство
Р – равноправие, расположенность
А – активность
Н – надежность
Т -
Н – независимость
О – ответственность
С – сплоченность, сопереживание, снисходительность
Т -
Ь
Учитель: Итак, в центре нашего внимания сегодня – толерантность. Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его.
- Мы с вами попытаемся дать определение этому понятию, определить насколько мы толерантны, сформулировать правила толерантного поведения в нашем классе. Согласны?
Учитель: Что же такое "толерантность"?
- Разобраться нам помогут герои мультфильмов, в каждом из отрывков, которые я предлагаю вам сейчас посмотреть, зашифрована одна из составляющих толерантности.
- Работая в группе, постарайтесь определить, какая и озвучить. (фиксировать на доске слова, озвученные детьми)
Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека
Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.
Учитель: Я предлагаю вам оценить степень своей толерантности, то есть определить какими чертами толерантной личности вы обладаете. Для этого вам необходимо заполнить бланк опросника.
№ п/п |
Черты толерантной личности |
"А" |
"B" |
1. |
Расположенность к другим |
|
|
2. |
Снисходительность |
|
|
3. |
Терпение |
|
|
4. |
Чувство юмора |
|
|
5. |
Чуткость, способность к сопереживанию |
|
|
6. |
Доверие |
|
|
7. |
Терпимость к различиям других |
|
|
8. |
Умение владеть собой |
|
|
9. |
Доброжелательность |
|
|
10. |
Умение не осуждать других |
|
|
11. |
Умение слушать |
|
|
Процедура проведения. Участники получают бланки опросника.
Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: "+" напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; "-" напротив тех черт, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке В поставьте: "-" напротив тех черт, которых, на Ваш взгляд, не достаточно в нашем классе. На обсуждение этого вопроса дается до 2-х минут.
Участники получают возможность:
Учитель: Скажите, ребята, сложилось ли у вам представление о толерантной личности.
- А каких качеств каждому из вас не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми? Вы увидели? (Ответы ребят)
Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Учитель: Сегодня у нас работает волшебная лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
- Напомню, что с этими качествами вы только, что встречались работая с бланком опросника.
- Я выступлю в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Каждый из вас может приобрести одну или несколько "вещей", которых у вас нет.
- Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены "О" в колонке А опросника.
- Например, покупатель просит у продавца "терпения". Продавец выясняет, сколько ему нужно "терпения", зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть "терпеливым".
- В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться "чувством юмора", которого у него с избытком.
Упражнение "Нарисуй себя"
Учащиеся получают шаблон человека. На этом шаблоне записывают качество, которое хотели бы приобрести и прикрепляют на лист ватмана.
Учитель: Ребята в игре мы смогли с вами приобрести недостающие вам качества толерантной личности, а как же быть в жизни?
- Сможете ли вы купить или обменять то или иное качество? (воспитывать эти качества, прислушиваться к мнению других, развивать, заниматься самовоспитание, саморегуляцией, учиться на ошибках)
Учитель: Мы с вами поговорили о толерантности, о толерантной личности. Обсудите, пожалуйста, в группе, какие качества нам необходимо развивать в себе, какие правила соблюдать, чтобы наш класс стал "Пространством толерантности".
- Попробуйте сформулировать правила толерантного общения и записать их на листочках бумаги.
- Обменяйтесь листочками. Добавьте к предложениям товарищей то, что считаете важным. Не повторяемся!
- Дополнительные записи делаем зеленой пастой. Сколько правил у вас получилось? У первой группы? У второй?
- Я предлагаю вам наши правила записать на кленовых листочках и прикрепить их к символическому дереву толерантности. Пусть оно распустится! (озвучиваем правило)
- Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Вывод: Зная, какие черты присущи толерантной личности попытаемся воплотить их в жизнь и будем смотреть на правила толерантного общения, которые мы с Вами разработали и оформили в виде дерева толерантности.
- Помните, что толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От нее исходит добро, тепло. Вокруг нее всегда есть друзья, царит счастье.
Учитель: Итак, наш час общения подходит к концу. Все ли вам было понятно, ребята?
- Что вам больше всего понравилось?
- А что показалось сложным?
- И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:
Только в этом спасенье,
Спасенье в одном:
Относиться друг к другу с добром и теплом.
Научиться свободно, с достоинством жить,
Но при этом к другим равнодушным не быть.
- Всего вам доброго, счастья, успехов!