Классный час в 5 классе "Наш путь к толерантности"

Цели урока:

  • познакомить детей с понятиями "толерантность" и "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности;
  • показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах;
  • формировать толерантное отношение друг к другу, установку на принятие другого.

Задачи:

  1. Знакомство детей с понятием "толерантность".
  2. Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций.
  3. Экспресс диагностика различий среди участников тренинга.
  4. Формирование толерантных установок по отношению к друг к другу, основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Методы работы: беседа, игра, работа в группах, экспресс диагностическая методика, релаксация, творческие задания.

Возраст участников: обучающиеся 11-12 лет.

Ход классного часа

Приветствие

Учитель: Добрый день, мои дорогие! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что наша встреча принесет вам удовлетворение от общения друг с другом.
- Давайте поприветствуем друг друга, а для этого встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки, почувствуйте тепло и поддержку друг друга.

  • Сложите руки (как в "молитве") на уровне груди и поклонитесь (Япония);
  • Пожмите друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • Крепко обнимитесь (Россия).
  • Скажите друг другу: "Удачного тебе дня!"

- Спасибо, ребята, вы можете занять свои места.

Барометр настроения

Учитель: Мы готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

- Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать.
- Зеленый – вы спокойны, вам все равно, что будет происходить на уроке, а желтый - хотите узнать что-то новое.
- Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

Определение тематики классного часа

Учитель: Наша встреча сегодня будет посвящена теме, которая очень актуальна в современном мире. Но я вам эту тему не назову, какой – то шутник перепутал все буквы!
- Вы озвучите ее сами, если вспомните правила успешного взаимодействия в команде, начинающиеся с одной из букв.

Карточки с буквами толерантность

Т – терпение, тактичность, трудолюбие, творчество
О – общение, обсуждение, ответственность
Л – любознательность, любовь
Е – единство
Р – равноправие, расположенность
А – активность
Н – надежность
Т -
Н – независимость
О – ответственность
С – сплоченность, сопереживание, снисходительность
Т -
Ь

Определение цели предстоящей деятельности

Учитель: Итак, в центре нашего внимания сегодня – толерантность. Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его.
- Мы с вами попытаемся дать определение этому понятию, определить насколько мы толерантны, сформулировать правила толерантного поведения в нашем классе. Согласны?

Формулировка понятия "толерантность"

Учитель: Что же такое "толерантность"?
- Разобраться нам помогут герои мультфильмов, в каждом из отрывков, которые я предлагаю вам сейчас посмотреть, зашифрована одна из составляющих толерантности.

- Работая в группе, постарайтесь определить, какая и озвучить. (фиксировать на доске слова, озвученные детьми)

  1. Ролик ("Принятие другого".
  2. Ролик "Уважение прав других людей".
  3. Ролик "Милосердие, сострадание".
  4. Ролик "Прощение".
  5. Ролик "Сотрудничество".
  6. 6. Ролик "Терпимость".

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека

Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.

Самодиагностика "Оцениваем степень своей толерантности"

Учитель: Я предлагаю вам оценить степень своей толерантности, то есть определить какими чертами толерантной личности вы обладаете. Для этого вам необходимо заполнить бланк опросника.

№ п/п

Черты толерантной личности

"А"

"B"

1.

Расположенность к другим

 

 

2.

Снисходительность

 

 

3.

Терпение

 

 

4.

Чувство юмора

 

 

5.

Чуткость, способность к сопереживанию

 

 

6.

Доверие

 

 

7.

Терпимость к различиям других

 

 

8.

Умение владеть собой

 

 

9.

Доброжелательность

 

 

10.

Умение не осуждать других

 

 

11.

Умение слушать

 

 

Процедура проведения. Участники получают бланки опросника.

Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: "+" напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; "-" напротив тех черт, которые у Вас наименее выражены.
Затем в колонке В поставьте: "-" напротив тех черт, которых, на Ваш взгляд, не достаточно в нашем классе. На обсуждение этого вопроса дается до 2-х минут.

Участники получают возможность:

  • сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы обшегрупповым представлением;
  • сравнить представление о себе ("+" в колонке "А") с портретом.

Толерантной личности

Учитель: Скажите, ребята, сложилось ли у вам представление о толерантной личности.
- А каких качеств каждому из вас не хватает для того, чтобы считаться толерантными людьми? Вы увидели? (Ответы ребят)

Тренинг "Волшебная лавка"

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Учитель: Сегодня у нас работает волшебная лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

- Напомню, что с этими качествами вы только, что встречались работая с бланком опросника.
- Я выступлю в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Каждый из вас может приобрести одну или несколько "вещей", которых у вас нет.

- Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены "О" в колонке А опросника.
- Например, покупатель просит у продавца "терпения". Продавец выясняет, сколько ему нужно "терпения", зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть "терпеливым".
- В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться "чувством юмора", которого у него с избытком.

Упражнение "Нарисуй себя"

Учащиеся получают шаблон человека. На этом шаблоне записывают качество, которое хотели бы приобрести и прикрепляют на лист ватмана.
Учитель: Ребята в игре мы смогли с вами приобрести недостающие вам качества толерантной личности, а как же быть в жизни?
- Сможете ли вы купить или обменять то или иное качество? (воспитывать эти качества, прислушиваться к мнению других, развивать, заниматься самовоспитание, саморегуляцией, учиться на ошибках)

Творческая работа "Дерево толерантности"

Учитель: Мы с вами поговорили о толерантности, о толерантной личности. Обсудите, пожалуйста, в группе, какие качества нам необходимо развивать в себе, какие правила соблюдать, чтобы наш класс стал "Пространством толерантности".
- Попробуйте сформулировать правила толерантного общения и записать их на листочках бумаги.

- Обменяйтесь листочками. Добавьте к предложениям товарищей то, что считаете важным. Не повторяемся!
- Дополнительные записи делаем зеленой пастой. Сколько правил у вас получилось? У первой группы? У второй?
- Я предлагаю вам наши правила записать на кленовых листочках и прикрепить их к символическому дереву толерантности. Пусть оно распустится! (озвучиваем правило)

Правила толерантного поведения

  • Поставить цель и стремиться стать лучше.
  • Улучшить самоконтроль и относиться к себе критично.
  • Научиться ставить себя на место других.
  • Иметь чувство ответственности и не перекладывать ее на других.
  • Уважать собеседника.
  • Стараться понять то, о чем говорят другие.
  • Отстаивать свое мнение тактично.
  • Быть справедливым, готовым признать правоту другого.
  • Стремиться учитывать интересы других.
  • Прощать.
  • Уважать права другого и достоинство.
  • Принимать другого таким, каков он есть.
  • Сострадать, сопереживать.

- Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Вывод: Зная, какие черты присущи толерантной личности попытаемся воплотить их в жизнь и будем смотреть на правила толерантного общения, которые мы с Вами разработали и оформили в виде дерева толерантности.

- Помните, что толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От нее исходит добро, тепло. Вокруг нее всегда есть друзья, царит счастье.

Рефлексия

Учитель: Итак, наш час общения подходит к концу. Все ли вам было понятно, ребята?
- Что вам больше всего понравилось?
- А что показалось сложным?

- И закончить нашу встречу мне хочется такими словами:
Только в этом спасенье,
Спасенье в одном:

Относиться друг к другу с добром и теплом.
Научиться свободно, с достоинством жить,
Но при этом к другим равнодушным не быть.

- Всего вам доброго, счастья, успехов!

Размер:
29.43 Kb
Скачали:
25

Метки к статье: классный час, 5 класс