К сценарию мероприятия прилагается самоанализ и презентация
Цели:
- Воспитывать чувство уважения к родной культуре; обычаям и традициям предков; способность отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее в дискуссиях и спорах;
- Повысить познавательный интерес учащихся к истории древних славян, повысить уверенность в себе, своих знаниях, даже для слабоуспевающих учащихся.
- Развивать навыки общения и коммуникабельности, умение аргументировано высказывать свою точку зрения.
1. Организационный момент.
Парты в классе поставлены полукругом.
Здравствуйте ребята! Тема нашей сегодняшней беседы «Славянские истоки». Предположите, исходя из названия, о чем мы сегодня будем говорить?
Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о истоках, то есть о начале начал. Как вы видите из темы занятия, это будут истоки славян. А кто скажет кто такие славяне?
Как вы понимаете, изучить начало-начал славянского народа за одном занятия невозможно. Поэтому мы с вами будем говорить о небольшой ячейке славянского общества – славянской семье. Эту сторону жизни славян мы взяли не случайно. Вы знаете, что этот год в России и Татарстане объявлен годом семьи. На сильной, дружной, верной, милосердной семье держится наше общество, наше государство.
На такой же семье держалось и славянское общество. Сегодня мы попытаемся сравнить две семьи, семью современную и семью славянскую. Но даже на это сравнение у нас не хватит времени. Поэтому мы будем сравнивать то, что скрепляет семью, объединяет её, сохраняет духовное наследие семьи. Догадались, о чем идет речь?
Верно, предметом нашего сравнения будут традиции и обычаи семьи. А кто знает, что такое традиции и обычаи?
Слово «традиция» с латинского переводится как передача, передача от поколения к поколению норм поведения, определенных ценностей. Понятие «обычай» означает привычный способ поведения в определенном обществе в определенных ситуациях.
2. Беседа с учащимися по материалу занятия.
Человек, частичка семьи, а с чего начинается жизнь человека?
Верно с рождения. Кто знает, какие обычаи, традиции сопровождают рождение ребенка в настоящее время?
А теперь послушайте, как это происходило в славянской семье.
Когда дитя благополучно родилось, то начиналась большая серия обрядов, призванных защитить ребенка от злых духов, приобщить к природе и отдать под ее покровительство нового человека, чтобы ему сопутствовала удача в делах и жизни.
Если это был мальчик, пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым. Если девочка - на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. «Привязать» - по-древнерусски «повить»; вот откуда «повитухи», «повивальные бабки» - женщины, принимавшие роды.
Первой пелёнкой сыну служила отцовская рубаха, дочери - материнская.
Сразу после рождения бабка-повитуха брала младенца на руки и обходила баню, где обычно происходили роды. Одновременно она произносила заговор: .
Чтобы, мой внучок
Велик рос, здоров был,
Отца, мать почитал,
И всех старших,
И меня, бабушку.
Чтоб его князи-бояре любили.
В высокий терем, водили,
За дубовый стоя садили,
Чаем, кофеем поили,
Золотым перстнем дарили.
Красной девицей.
Чего желала бабка повитуха новорожденному, произнося заговор? Можно ли эти пожелания произносить в настоящее время, при рождении ребенка?
Можно и нужно.
Затем отец - глава семьи - торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и Солнцу, не садящемуся, но обязательно восходящему - на долгую жизнь! Огню очага, Месяцу (опять-таки растущему, чтобы дитя хорошо росло), прикладывал к Земле-Матери и, наконец, окунал в Воду. Таким образом, малыша «представляли» всем Божествам Вселенной, всем ее стихиям, отдавая под их покровительство.
Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Оно совершалось в церкви или дома. Крестили младенца не в день его рождения, а на третий или на сороковой день жизни. Родители на обряде не присутствовали. Их заменяли крестная мать и крестный отец. Крестная мать обычно дарила крестнику первую рубашку, а крестный отец - нательный крестик.
Обряд состоял в том, что священник погружал малыша в сосуд с водой, при этом ребенку давалось второе имя.
А кто из вас видел, как происходит обряд крещения в настоящее время?
К самому обряду выбора, и наречения имени относились очень серьезно. У многих народов, в том числе у славян, бытовал обычай хранить в тайне присвоенное младенцу имя. Ведь оно было своеобразным «ключом» к здоровью и благополучию человека, служил охранительным талисманом.
Славяне считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи. Поэтому в древности настоящее имя человека обычно было известно только родителям и нескольким самым близким людям.
Славяне ни под каким, видом не должны были говорить «Я - такой-то». Они отвечал уклончиво: «МЕНЯ называют...» А ещё лучше» если даже и это произносил не он сам, а кто-то другой. Всем известно, что по правилам хорошего тона до сих пор считается предпочтительным, чтобы двоих незнакомых людей представлял друг другу кто-нибудь третий. Вот из какой дали времён пришёл этот обычай.
А вам приходилось использовать этот обычай на практике, при знакомстве?
Следующий, важный обряд, который происходил с ребенком носил название «Постриги». Постриги - славянский обряд, состоящий в пострижении волос ребёнка-мальчика десяти лет от роду, в знак перехода из под опеки матери под опеку отца.
Проведение постриг. Инсценировка. Действующие лица: старейшина; воевода, отец; мать; сын, гудковцы (музыканты) и певцы ну и естественно гости.
Все участники стоят. Мальчик в белой рубахе садится на табурет вблизи горящего Огня. Старейшина, произносит слова, а именно: «Прадавным предков наших обычаем, по требованию здесь присутствующего отца, приступаю к святому обряду пострижения сына его, тут сидящего, и сотворяю то способом, установленным старейшими общины».
Старейшина приближается к посвящаемому, который, на его знак рукой, встаёт по стойке смирно и задаёт ему вопросы, на которые тот отвечает определенными словами:
Кто ты будешь? - Юнак смелый
Какой знак твой? - Орёл белый.
Где живёшь ты? - Между вами
В каком крае? - В земле славянской
Что земля та? - Моя отчизна
Чем добыта? - Кровью и шрамом
Кто ты ей? - Дитя.
Что ты должен? - Отдать жизнь.
Во что веришь? – В богов наших.
Так учили меня родители
Так я мыслю, тем горжусь.
Мальчик садится на табурет, старейшина берёт ножницы с подноса, срезает ими пучок волос и предаёт их Огню.
Юнак встаёт, старейшина объявляет, что ему дано имя и вручает оберег. По знаку старейшины все встают и под музыку поют гимн:
В праздник любви к любимой стране
Службу несём мы, как на войне
От лет наимладших до седины
Мы охраняем покой страны
Старейшина отходит в сторону, к постриженному юнаку подходят родители, целуя сына, и отец вручает ему нож, лук и стрелы. Мать приглашает собравшихся на честной пир. Под звуки труб гости отходят от Огня и садятся за стол. Первое слово на пиру говорит отец. Произносит здравицы за виновника торжества - сына.
После пира, собравшиеся усаживают мальчика на колени на ветки, обводят это место замкнутым кругом. Омывают голову юноши водой и срывают с него старую ненужную рубаху. Топчут её и, с приговорами: «Прощай жизнь старая, здрава буди жизнь новая!», сжигают.
Как вы думаете, в чем смысл этого обряда, и что означает последняя фраза?
Следующим важным шагом в жизни человека становилась свадьба.
А что вам известно о современном свадебном обряде? Как проходит свадьба сегодня?
В древности каждый человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. (Именно поэтому замуж «выходят» - в смысле, выходят из своего рода, покидают его.) Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней женщиной. Вот какие сложные превращения происходили с невестой. Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия - это знак рода. Отсюда и сохранившееся кое-где обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат, хотя, откуда взялся такой обычай, объяснить толком не могут.
Теперь нам ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог - это граница миров, и невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою».
А что означает цвет белого платья?
Иногда приходится слышать, будто оно, символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый - цвет траура. Да, именно так. С древнейших времён белый цвет был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. А другим - траурно свадебным цветом был красный, как он еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест. Есть даже народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» - песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям - замуж. Итак, белое (или красно-белое) платье - это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода. Вот какой смысл придавали белому цвету славяне.
За невесту жених платил свадебный выкуп. Свадебный выкуп назывался в Древней Руси «вено», и это слово родственно словам «венок» и «венец» - девичий головной убор...
Какое понятие, производное от слова «венец» можно встретить и в настоящее время при свадебных обрядах? (венчание).
По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении. Затем отцу невесты жених давал вено.
Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к капищу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли каравай, на котором лежали сребреники. Позади молодых несли чашу с зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей.
Венчал жрец, брал невесту за руку, поручал жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща, в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочерёдно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал на жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая:
«Пусть так под ногами будут потоптаны те,
Кто будет сеять меж нами раздоры.»
Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье.
А какой похожий свадебный обычай можно встретить в настоящее время?
По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости непременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать.
Очень важным шагом для молодой семьи было строительство своего дома. Начало строительства нового дома было связано с определенным обрядом, предупреждающим возможное противодействие со стороны нечистой силы. Выбирая безопасное для стройки место, нередко вначале выпускали корову и ждали, пока она ляжет на землю. Это место считалось удачным для будущего дома.
Перед закладкой нижних бревен под передним углом закапывали монету. После возведения сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла. Животное зарывали под дверью.
Как вы думаете, каков смысл этого обряда? (для богатства, отвадить «нечистую силу»).
Самым опасным периодом считался переезд в новую избу и начало жизни в ней. Предполагалось, что «нечистая сила» будет стремиться всеми силами помешать будущему благополучию.
Чтобы обмануть ее, первыми в дом пускали петуха или кошку, которые должны были принять на себя возможную опасность от нечистой силы. За животными входили с хлебом - солью все остальные члены семьи. Считалось, что безопаснее переходить в новый дом ночью, поскольку нечистая сила не предполагала, что в это время люди могут заселять дом.
А знаете ли вы какие-либо обычаи, происходящие во время новоселья?
Незадолго до новоселья или сразу после переезда хозяин обязательно приглашал перебраться на новое место домового: он ставил под печку угощение, клал рядом открытый мешок (чтобы домовой туда забрался) и просил его последовать за семьей.
Вводя в новый хлев скотину, хозяин также представлял ее домовому. В противном случае, считалось, скотина не приживется на новом месте.
Если одновременно с домом строили баню, то перед первой топкой приветствовали банника: брали черную курицу, душили ее и неощипанную закапывали в землю под порогом бани. В бане также оставляли ломоть ржаного хлеба, осыпанный солью.
Особые обряды у славян были связаны с гаданием. Их обычно проводили молодые, незамужние девушки.Для гаданий обычно выбирались места, которые считались нечистыми: нежилые помещения (баня, подвал, чердак), кладбища, перекрестки.
Считалось, что там обитает или встречается нечистая сила. Чаще всего гадания проводились в период зимних святок. Полагали, что в эти дни приходят с того света души умерших.
А знает, ли кто из вас какие либо способы гадания?
Способы гадания были самыми разнообразными. Так, в избу приносили петуха, Каждая девушка насыпала на полу по кучке зерна. Если петух подходил к кучке, то считалось, что насыпавшая кучку девушка первой выйдет замуж.
Широко распространен был следующий способ. На стол ставили сосуд с водой. Каждая девушка, участвующая в гадании, бросала туда какой-нибудь предмет - кольцо, сережку или просто металлическую ложку. Далее одна из девушек перемешивала все вещи на дне сосуда. Потом она с завязанными глазами поочередно доставала их. Считалось, что девушки выйдут замуж в той очередности, которая соответствовала порядку доставаемых вещей.
Нередко гадания с кольцами принимало форму своеобразной игры. Все присутствующие рассаживались вокруг стола, за который ставили тарелку или миску. Каждая из участниц кидала в нее принадлежащий ей предмет. Затем блюдо покрывали полотенцем или платком и встряхивали, перемешивая вещи. Одна из участниц поочередно доставала из под платка предметы, а присутствующие сопровождали каждый предмет куплетом песни:
Кому вынется - тому сбудется:
Тому сбудется, не минуется.
Кому поем - тому добро.
О чём пели девушки в момент вынимания предмета, должно было стать судьбой его обладательницы - пожелание добра или скорого замужества.
Многие гадания были основаны на истолковании поведения домашних животных. Завязав глаза, девушка входила в хлев, где содержались овцы, и ловила одну из них. Если она ловила белую овцу, то считалось, что жених будет блондином, черную - брюнетом.
Иногда во время гадания выпускали домашнее животное (собаку, кошку, петуха) на двор и следили, в какую сторону оно пойдет. Если животное шло к двери или к воротам, то ожидали скорую свадьбу. Если животное останавливалось или садилось, то девушке предстояло весь будущий год сидеть дома.
Как вы думаете каков смысл обряда гадания? (каждая девушка стремилась скорее выйти замуж и создать собственную семью, семья считалась одной из наивысших славянских ценностей)
3. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше занятие, сегодня с вами мы прикоснулись той части истории, которой очень мало уделяется места в учебниках. А в то же время, обычаи и традиции в нашей жизни очень важны, они являются тем самым цементом, который сплачивает, делает прочнее наши семьи, а через них и наше общество в целом. Обычаи и традиции, меняются от поколений к поколению, одни забывают, другие рождаются, одни пришли в ваши семьи от ваших предков, другим станете зачинатели вы, и передадите с ними вашим потомкам частичку себя, частичку духовного наследия ваших предков.
А мне бы хотелось спросить у вас, узнали ли вы чего-то нового из нашего занятия, взяли ли что-то для себя.
А что бы продолжить эту тему, я предлагаю вам к следующему вашему классному часу подготовить небольшое сообщение «Традиции и обычаи в моей семье», пообщайтесь с родителями, бабушками и дедушками по этому вопросу, я думаю им есть что вам рассказать, а вам будет о чем поделиться с друзьями.
Скачать полную версию