Цель: показать как изменяется социально – возрастной ракурс взгляда на жизнь человека, поскольку в группе 7-8 акцент перемещается на «личность» как другую социальную роль человека.
Задачи:
- развитие осмысленного отношения школьника к жизни, деятельности и самому себе;
- развитие и формирование способностей каждого ученика быть субъектом в собственной жизнедеятельности;
- обратить внимание на непосредственную проблемную ситуацию и способы решения и формы разрешения этого вопроса;
- приобщить учащихся к рассмотрению данного вопроса, как достаточно актуального в наше время.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
Вспомним определение ч е л о в е к а: тот, кто постоянно решает проблемы жизни. Но не всегда и не всякий может справиться с решением жизненных проблем. Тогда ему нужна помощь.
Выпишем слово «помощь». При взгляде на слово, выявляется его значение: помочь – оказать содействие тому, у кого «мочи» нет для исполнения дела или преодоление обстоятельств.
Дополните такую фразу: «Однажды у одного человека не хватило «мочи», и я…….»
Их примеры дают основание для утверждения следующего:
- Способен оказать помощь тот, кто сильный. Оказывая помощь, человек выражает отношение к трудной ситуации, в которой оказался Другой человек.
Признаемся, что некоторые люди предпочитают занимать иную позицию. Её отразил в своих иронических стихах Григорий Остер:
- Если что-нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке,
А потом иди домой.
И про то, что видел это, Никому не говори. (Вредные советы)
Выделим лица, которым, безусловно, нужна помощь:
*старики
*малыши
*инвалиды и больные
*оказавшиеся в сложной ситуации
*обиженные кем-то
*попавшие в экстремальную ситуацию
*животные, оказавшиеся в опасности или беде.
Сильный может подчеркнуть свою добрую силу, если оказывается рядом с менее сильным человеком: мужчина оказывает помощь даме часто просто потому, что проявляет знак внимания и заботы.
Выделим три правила для «сильного»
1. Не оказывай помощь без разрешения того, того, кому ты решил оказать помощь
2. Старайся никого и никогда не просить о помощи, если хочешь быть сильным
3. В экстремальной ситуации соберись и немедленно найди способ помочь человеку.
Тренинг в умении оказывать помощь.
5 форм выражения просьбы, проиграем их использование в ролевых ситуациях.
- Помоги!
- Помоги, пожалуйста!
- вот если бы мне кто –то помог…
- Ты не мог бы… (сделать то- то и то-то)
- Хотелось бы… Я был счастлив, если…
Класс делится на подгруппы и проверим все формы просьбы о помощи.
Но следует поупражняться и в умении предлагать помощь («разрешите», «можно ли мне помочь вам», « могу ли я предложить вам свою помощь»).
Анкета:
1. Как часто ты предлагаешь свою помощь друзьям, родственникам?
2. Оказывал ли ты какую- либо помощь совсем незнакомым людям?
3. Хотел бы ты, чтоб тебе предлагали помощь?
Резюме занятий: сила человека не в кулаке, но в умении помогать людям.
Взаимная помощь – основа достойного общества.
Рефлексия: игра «Репка»
Вспомним сюжет и героев сказки.
Сюжет сказки остаётся без изменений, только должно выполняться следующее условие: бабушка, внучка, Жучка, кошка и мышка не спешат на помощь дедушке, при этом объясняя причину, почему так поступают. А ему необходимо их уговорить. Чтобы они помогли в его работе, аргументируя свою просьбу о помощи. При этом он не должен забывать, что в данном случае он единственный представитель сильной половины человечества, он мужчина, зовёт на помощь представителей женского пола.
Таким образом, мы выясняем в ходе игры представление детей, каким должно быть поведение мужчины в тех случаях, когда ему (сильному, главному в семье) требуется помощь, а его окружают в такой момент только женщины и дети.