Цели:
Форма: беседа с элементами дискуссии.
Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека являются право на жизнь и право на личную безопасность. Для того чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют правоохранительные органы (или милиция), служба спасения и пр.
Но не все зависит только от этих служб. Очень многое зависит от самого человека. От того, как люди соблюдают законы, от стремления не причинять друг другу вред, от ответственности, умения предвидеть, и распознавать опасности, а также от того, как люди соблюдают несложные правила безопасности.
Ваша жизнь, ребята, и безопасность во многом зависит от ответственного отношения к себе и окружающим. Соблюдение правил безопасности в школе, дома, на улице должны стать важной частью вашей жизни.
В словаре С.И. Ожегова дается определение слову «безопасность»:
Безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь
Ученые подразделяют опасности на 3 группы:
Человек может быть источником опасности, своими действиями или наоборот бездействием может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни.
Поэтому нужно уметь предугадывать возможные опасности и устранять причины, угрозы. Например:
– Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?
– Проверяете ли, когда уходите из дома, выключены или нет электроприборы, свет?
– Можете ли вы гулять без взрослых в незнакомых местах?
– Как проводите свободное время с друзьями?
– Можете ли на спор прогуляться по тонкому льду на реке или искупаться в незнакомом водоеме?
– Знаете ли вы телефоны тех служб, которые смогут прийти вам на помощь в минуту опасности?
Давайте запишем для себя телефоны и названия этих служб: (запись на карточках)
01 – пожарная служба;
02 – милиция;
03 – скорая помощь;
04 – служба газа;
350-911 – единая служба спасения.
А сейчас мы с вами попробуем продумать все опасности, которые встречаются на вашем пути, когда вы идете в школу.
На ваших столах лежат листы, переверните их. На каждом изображена схематично школа (голубого цвета) и ваш дом (зеленого цвета), дороги, которые вам приходится пересекать по пути в школу, изображены черным. Ваша задача: нужно взять красный фломастер и изобразить линией ваш путь из дома в школу так, как вы идете (рисуют). А теперь возьмите черный фломастер и отметьте те места, где вам нужно максимально сосредоточиться, чтобы не оказаться в неприятности.
Где могут они возникнуть? (перед дорогой)
Что нужно выполнять, чтобы не оказаться в опасности? (соблюдать правила дорожного движения).
Итак, сегодня мы с вами обсуждали важные права человека – это право на жизнь и безопасность.
Отчего же в большей степени зависит, окажется ли человек в опасности или нет? (От самого человека)
Что нужно делать, чтобы этого не произошло? (Соблюдать правила безопасности)
Карточки вложить в дневник, по возможности с родителями проделать путь из дома в школу и еще раз обратить внимание на опасности.
Обязательно нужно планировать маршрут, уходя из дома. Даже если дорога окажется длиннее и займет больше времени, она может быть безопаснее.
Беседу можно дополнить другими вопросами, касающимися этой же темы.