Отображение исторической темы холокоста в графическом романе "Томас Кулька"

В настоящий момент тема ненависти и нетерпения имеет актуальный характер. И как оказалось, мирное время не является показателем отсутствия всего того зла, с чем боролось человечество в XX веке.

Наиболее важным сейчас является сохранение памяти об ужасах трагедии холокоста, а также привлечения внимания молодого поколения к проблеме угнетения людей из-за иной этнической, расовой и культурной принадлежности.

Тема детства в период войны всегда вызывала неподдельный ужас, а в сознании не укладывается мысль о том, что могли пережить беззащитные дети. Воспоминания в дневниках, интервью и фотодокументах послужили доказательством кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

Есть поговорка: "На войне детей не бывает". Это верно, поскольку противоестественно сближение самих этих понятий. Те, которые попали в войну, должны были расстаться с детством .

Современная наука рассматривает причины холокоста, например, Иосиф Кременецкий приводит следующую классификацию причин:

  1. Социологическая - причиной является попытка насильственной модернизации и переориентации Восточной Европы, а так же борьба за еврейскую собственность.
  2. Политическая - стремление освободить современный мир от остатков ближневосточной цивилизации.
  3. Психологическая - объяснялась вековой пропагандой ненависти к евреям.
  4. Расовая - евреи носили другое мировоззрения и религии.
  5. Стратегическая - гитлеровский нацизм являлся реакцией на революционные движения в России и в других странах Восточной Европы.
  6. 6Реакция на действия противников - после принятия ограничительных законов руководители и видные деятели мирового еврейства активно протестовали против этого.

Автор графического романа обозначает основных ученых, которые прямо или косвенно рассматривают проблему холокоста: Иосиф Кременецкий, Подавылова Ирина Александровна, Рязанский Валерий Владимирович.

Объектом данной работы является изучения темы холокоста и привлечения внимания к ней молодого поколения через графический роман.

Предмет исследования: графический роман "Томас Кулька".

Целью работы является показать важность проблемы холокост, а также заинтересовать молодое поколение.
Задачи:

  • изучить источники по теме холокост;
  • сформировать у молодого поколения представление о понятии холокост на основе художественных произведений и исторических сведений;
  • рассмотреть проблему холокоста в современном мире;
  • 4сформировать толерантное отношение к людям разных национальностей и вероисповеданий.

Автором были изучены следующие источники:

  • Киберленинка.
  • Энциклопедия холокоста.
  • Сайт Совета Российской Федерации.

В работе были использованы методы: изучение исторических источников, анализ полученных сведений, сравнение, графическая интерпретация.

В период холокоста в первую очередь под огромной угрозой находились дети. Фашисты уничтожили более 1,5 млн. детей. В гетто еврейские дети умирали от недостатка жизненно важных условий: их часто избивали, лишали еды, у них не было крыши над головой и не хватало одежды.

Дети обычно не могли быть на принудительных работах из-за маленького возраста, немецкие власти часто отбирали их наряду с пожилыми, больными и нетрудоспособными людьми для депортаций в лагеря смерти или в качестве первых жертв в местах массовых расстрелов.

По прибытии в лагеря смерти большинство детей отправлялось прямо в газовые камеры. В концлагерях врачи использовали детей для проведения медицинских экспериментов, которые часто приводили к гибели детей. Немцы безжалостно убивали даже самых маленьких детей.

С 1938 по 1940 год начал действовать "Киндертранспорт" (нем. - "Детский транспорт") - кампания по спасению еврейских детей-беженцев. Тысячи таких детей были переправлены из нацистской Германии и оккупированной Европы в Великобританию . В ряде стран Европы некоторые не евреи прятали еврейских детей. Тысячи осиротевших детей жили в лагерях перемещенных лиц.

В современном мире по-прежнему остается актуальной проблема геноцида, и к этой теме важно привлечь внимание подрастающего поколения.

Сюжет для графического романа основан на реальных событиях, но автором были внесены некоторые художественные корректировки для более ясного понимания ужасов того времени.

Родители Томаса были евреями. Его отец, Роберт Кулька, был предпринимателем из моравского города Оломоуц. Мать Томаса, Эльза Скутецка, была модисткой из Брно, столицы Моравии. Супруги образованы и разговаривали как по-чешски, так и по-немецки. Они поженились в 1933 году и поселились в родном городе Роберта Оломоуце.

1933-39: Томас родился через год и один день после свадьбы родителей. Когда Томасу было три года, умер его дед, и семья переехала в Брно, родной город Эльзы. 15 марта 1939 года, за несколько недель до того, как Томасу исполнилось пять лет, немцы оккупировали Богемию и Моравию и заняли Брно.

1940-42: 2 января 1940 года Томас, его родители и бабушка были выселены гитлеровцами из дома. Надеясь спасти семейный бизнес, отец Томаса решил остаться в Брно. Поскольку Томас был евреем, ему не разрешили ходить в школу.

Год спустя родителей Томаса заставили продать свое дело немцу за символическую сумму в 200 чехословацких крон, то есть меньше чем за 10 долларов. 31 марта 1942 года семья Кулька была депортирована в Терезиенштадтское гетто в западной Чехословакии .

9 мая 1942 года Томаса депортировали в лагерь смерти Собибор, где его отравили газом. Ему было всего семь лет.

Это реальная история о мальчике Томасе Кульке послужила основой идеи для создания графического романа Томас Кулька. События разворачиваются в 1941 году, когда Томасу исполнилось 7 лет. Однажды гуляя, он услышал крики и решил остановиться посмотреть.

Человек в немецком обмундировании с красной повязкой на руке, стоял направив оружие на родителей мальчика. Роберт пытался защитить свою супругу, но прозвучал выстрел. Томас увидел, как его мать держала мертвого отца. Парень пытался заступиться за мать, однако у него ничего не вышло.

Их с матерью депортировали в Трезиенштадское гетто в Западной Чехословакии. Это место выглядело ужасающе и угнетающе. Мама успокаивала своего ребенка как могла, сама при этом чувствовала страх и ужас. Это место выглядело, как тюрьма, там было много людей: мужчин, женщин, стариков и детей. Все выглядели истощенными.

У Томаса и его матери забрали одежду и дали старые тряпки, кому-то из присутствующих одежды вовсе не хватало. Еды почти не было, систематические пытки, угнетения и избиения сводили сума. Томас познакомился с осиротевшей девочкой, они старались держаться друг друга.

Однажды дети услышали крик, мальчик испугался за свою маму и решил бежать к ней, ему надо было защитить ее. Детей забирали у их родителей и отвозили в Собибор, лагерь смерти.

Их вели как стадо на забой, заставляли раздеться, кого-то избивали, но сопротивляться сил уже не было, всех заставили поднять руки и войти в небольшую комнату, где почти не было места и вскоре пустили газ. Томасу Кульке было всего семь лет, когда ему пришлось распрощаться с детством, принять жестокость жизни. Его убили.

Нет ничего более чудовищного, чем издевательства и убийства безвинных детей. Те, которым удалось выжить в период холокоста, пострадали ментально. Их психика была подорвана. Многие из них стали страдать депрессиями, их мучили кошмары. Некоторые лишались рассудка. Мало кто сумел создать семью и родить детей. Это огромная трагедия для целого поколения людей.

В качестве научной новизны выступает метод графической интерпретации на примере истории Томаса Кульки. Автором были приложены все усилия, чтобы создать такой продукт, который сможет наглядно показать и заинтересовать молодое поколение в такой непростой теме, как детство в период войны и холокоста.

Размер:
24.35 Kb
Скачали:
2

Метки к статье: СПО, литература