Внеклассное мероприятие осенний праздник «Огород чудес» с презентацией для учащихся начальной школы
Цель: обобщение и закрепление знаний детей об овощных культурах.
Задачи:
- показать уникальность и значимость осенних даров для человека, познакомить детей с историей происхождения основных овощных культур;
- развивать мышление, логику, память, внимание, творческие и коммуникативные способности учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к труду и прославлять человеческие руки, вырастившие богатый урожай.
Действующие лица (взрослые): Ведущий - учитель.
Действующие лица (дети): Ученики Овощи (Капуста, Тыква, Морковь, Томат, Огурец, Картофель, Чеснок, Горох, Лук).
Девочки – помощницы ведущего (3 человека)
Ученики – чтецы 6 человек
Песни: «Огородная», песня – переделка «Огород Чудес», Овощные частушки,
Игра: «Сто одежек»
Инсценировка: Федорин огород
Необходимое оборудование и материалы для праздника: компьютер для учителя, экран, проектор, авторский медиапродукт, родниковая вода, воздушный шарик, пакетик с удобрением для моркови, колышек-опору, почетное удостоверение старейшего овоща, сетка, приспособление для измельчения чеснока, ветка, стакан, сувениры для победителей викторины, черный ящик, костюм овощевода.
Ход праздника
Ведущий. Добрый день! Сегодня мы с вами встречаемся, чтобы поближе познакомиться с овощами, растущими в нашем огороде чудес, узнать о них много нового и, может быть, даже подружиться. Смотрите и слушайте внимательно наших героев, чтобы в конце программы поучаствовать в конкурсе. А сейчас жители овощной страны приветствуют вас.
Стихи каждого овоща (в полной версии)
Песня Огородная (см. Приложение 2)
Ведущий. Мы приглашаем первую тройку жителей Огорода чудес, а кто придет к нам вы узнаете, отгадав загадки. (слайд 2)
Выходят Капуста, Тыква, Морковь.
Капуста. Родилась я в странах Средиземноморья, и говорят обо мне так: «Сто одежек, и все без застежек». Мой сок содержит витамина С не меньше, чем лимонный! А этот витамин не дает людям заболеть цингой, ускоряет заживление ран. Поэтому если вы внезапно порежете себе палец, приложите к нему мой лист. Ещё я очень полезна для пищеварения, и в течение всей зимы в квашеной капусте сохраняются нужные человеку витамины. Выращивая меня, не забудьте, что я очень люблю пить, ведь мои сто одёжек за день испаряют полведра воды. А можно мне передать привет?.. Передаю привет моим близким родственникам. (Показывают картинки на слайдах.) Это цветная капуста, краснокочанная, брокколи, брюссельская, пекинская, кольраби, савойская. Все они мои сестры. А вот мои тетки: репа, брюква, редька, сурепка. Всем привет! Вот сколько у меня родственников! (слайды 3, 4)
Тыква. Я Тыква. Мои сестры в Азии и Африке имеют различные формы: вытянутую, плоскую, как тарелка, и, шарообразную. (слайд 5) В Средней Азии из нас делают посуду: бутылки, ведра, ложки, а также украшения жилища, игрушки. Индейцы когда-то мастерили из плодов тыквы скворечники.
Ведущий. А здесь, у нас?
Тыква. А у нас тыкву варят, парят и с удовольствием едят, а также используют как корм для скота. Сок из моей мякоти применяют при заболеваниях почек, печени.
Морковь. Все вы любите меня, сладкую и сочную, ведь мой корень содержит до 10процентов крахмала и сахара, а также железо и витамины. Но когда-то я была длинной, с тощим, жестким и невкусным корнем. В средние века существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром найдёшь в ней слиток золота, так как гномы ночью съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Я улучшаю пищеварение, помогаю при ожогах и обморожениях, а мой сок дают маленьким детям как витаминное средство.
Игра «Сто одежек»
Ведущий. Овощи предлагают разгадать слово, как на поле чудес.
Вопрос: С чего начинается выращивание овощей? (посев) (слайд 6)
Девочка 1. Капусте – родниковая вода, ведь она любит пить.
Девочка 2. Тыкве – воздух, чтоб дышали её корни.
Девочка 3.Моркови-угощение-удобрение!
Капуста. «Уходи болезнь!» - скажите и капусту положите.
Тыква. Не сразит тебе недуг: Тыква почкам- лучший друг.
Морковь. Узнает меня с пеленок даже маленький ребенок.
Капуста, Тыква и Морковь. Ешьте овощи, друзья! Все мы дружная семья!
Ведущий. Мы отгадываем вторую тройку жителей Огорода чудес (слайд 7)
Выходят Томат, Огурец, Картофель.
Томат. Здравствуйте, я томат. Родом я из Южной Америки, поэтому мне очень нравятся тепло и свет. Томаты долгое время были декоративными растениями, а наши плоды не употребляли в пищу, потому что считали их ядовитыми.
Ведущий. Где же вы растете?
Томат. В России нас впервые стали выращивать в Одессе, а теперь мы растем везде. Даже на Крайнем Севере. А сейчас я подарю подарок Ведущему. Это костюм овощевода. Перчатки – чтобы не повредить руки, фартук – чтобы не пачкаться, шляпа чтобы не получить солнечный удар, и конечно, орудие труда- мотыга.
Огурец. Меня зовут огурец. Родина моя – Индия и Китай. Я не сытен и витаминами беден, но когда, нарезанный дольками, лежу на тарелке – свежий. Прохладный, сочный – от одного моего запаха повышается аппетит! А также я улучшаю деятельность нервной системы и пищеварения. Я – хороший источник йода. Больше всего питательных веществ содержится не в мякоти, а в моей кожуре.
Картофель. Меня называют «вторым хлебом». Моя родина – высокогорья Анд, берега Чили и Перу. В Россию меня прислал из Голландии Петр 1.А с тех пор, как из моих клубней научились получать крахмал, патоку, глюкозу, фруктовый сахар, я стал нужен медикам, кондитерам текстильщикам и многим другим людям. Я – друг каждого дома, каждой семьи. Из меня можно приготовить примерно двести различных блюд.
Ведущий. Овощи предлагают разгадать слово, как на поле чудес.
Вопрос: Назовите одно из важных свойств почвы. Плодородие (слайд)
Музыкальный подарок Овощные частушки (см. Приложение 1)
Девочка 1: Томату-колышек-опору для подвязывания стебля.
Девочка 2: Огурцу–почетное удостоверение старейшего овоща, так как он был известен еще за триста лет до нашей эры.
Девочка 3: Картофелю – сетка. В сетке клубни будут прекрасно смотреться и дольше сохраняться.
Томат: Если пьешь томатный сок.
Будешь крепок и высок!
Огурец: Йода мало? Не грусти.
Огурчиком похрусти.
Картофель: Я – картофель, хлеб второй.
Сытный, вкусный я такой!
Томат, огурец и картофель: Ешьте овощи, друзья!
Все мы – дружная семья!
Ведущий. Итак, нам предстоит отгадать третью тройку жителей Огорода чудес (слайд)
Выходят Чеснок, Горох, Лук.
Чеснок: Я обладаю целебными свойствами, которых нет ни у одного растения. В Древнем Египте мной лечили все болезни: от насморка и зубной боли до чумы. Ни одна из известных человеку бактерий не может устоять передо мной. Но я не только лекарство. Меня кладут в колбасу, консервы, маринады. Я самый сухой и лежкий из овощей, меня можно купить в любое время года. Я привез вам подарок. Это – ладанка – зашитый в ткань зубчик чеснока. В Древнем Риме каждая мать вешала своим детям такие ладанки, так как считалось, что они предохраняют от болезни и беды.
Горох: Здравствуйте! Я – Горох. Я прославился на весь мир тем, что даю силы. Недаром есть такая поговорка: «С тобой надо говорить, гороху поевши». Моя родина – Иран, Афганистан. После меня земля не беднеет, а становится богатой азотом. Я богаче всех растений по содержанию растительных белков.
Лук: Без меня не обходится приготовление любого супа, закуски. Еще в древности философы, разрезая луковицу поперек, объясняли на ней своим ученикам строение Вселенной. В армиях Древней Греции и Рима в пищу солдатам добавляли большое количество лука, считая, что он дает энергию и храбрость. Я помогаю при многих заболеваниях, «ведь лук от семи недуг». Достаточно пожевать меня в течение трех минут, чтобы убить во рту все бактерии.
Ведущий. Овощи предлагают разгадать слово, как на поле чудес.
Вопрос: Самый плодородный слой почвы. (слайд)
Театральный подарок. Федорин огород
Девочка 1: Чесноку – приспособление для измельчения.
Девочка 2: Гороху – ветка, ведь для защиты от птиц посадки гороха укрывают ветками.
Девочка 3: Луку-стакан для сбора слез
Ведущий: А сейчас рекламная пауза!
Чеснок: Я Чеснок и не шучу: все болезни излечу
Горох: Хочешь силы накопить? Тогда надо со мной дружить
Лук: Чтоб бактерии изгнать, Нужно лук всегда жевать
Чеснок, горох. Лук: Ешьте овощи друзья! Все мы – дружная семья!
Ведущий: Предлагаем всем присутствующим поучаствовать в викторине. Сейчас мы узнаем, кто из вас слушал внимательно наших участников. Правильно ответивших на вопросы ждет сюрприз.
1. Корень какого овоща содержит до 10% сахара. (Морковь)
2. Какой овощ – хороший источник йода? (Огурец)
3. Какой овощ богаче всех растений по содержанию растительных белков? (горох)
4. Какой овощ испаряет за день полведра воды? (Капуста)
5. Из какого овоща делают посуду, скворечники? (тыква)
6. Какой овощ долгое время был декоративным растением? (Томат)
7. На каком овоще в древности объясняли строение Вселенной? (Лук)
8. Какой овощ мать привязывала ребенку на шею в Древнем Риме? (Чеснок)
9. Сок какого овоща применяют при заболеваниях почек и печени? (Тыква)
Ведущий: Я приглашаю всех получивших жетоны за правильные ответы для вручения сувениров и розыгрыша главного приза. Он достанется победителю игры «Что в черном ящике?»
Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча на «Огороде чудес». Но чудеса не кончаются. Мы будем продолжать путешествовать по овощной стране, узнавать новое, беречь нашу землю. И на прощание все наши герои споют песню о любви к природе
Овощи. (на мотив Настоящий друг)
Были мы с тобой в сказке овощной,
«огород чудес» тайны нам открыл.
Вместе отдыхали, многое узнали,
Каждый овощ нас приятно удивил.
Нас природа-мать учит понимать,
Знать, заботиться, всё беречь вокруг.
Стали с овощами добрыми друзьями.
В жизни важен настоящий, добрый друг!