Экскурсия для 3-4 классов "Хвойные и лиственные растения тайги"

Форма проведения: образовательная экскурсия.

Цель: формирование у ребенка широкой целостной, научной картины мира, через систематизацию и расширение имеющихся у детей представлений о многообразии природы родного края.

Задачи:

  • иметь представление об основных представителях деревьев и кустарников тайги, уметь отличать хвойные и лиственные деревья по внешним характеристикам;
  • рассказывать о деревьях и кустарниках родного края;
  • формировать личностный целостный взгляд на мир в его органичном единстве.

Ход мероприятия

Орг. момент

- Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на уроке окружающего мира.
- Сегодня нам представилась возможность провести урок на территории заповедника "Хакасский".
- Угадайте тему сегодняшнего урока.

Где на Севере у нас,
Полосой широкой,
Скоростных нет автотрасс
В далях синеоких?

Что за хвойный густой лес,
Труднопроходимый,
Вырос прямо до небес,
Весь необозримый?

Где в Сибири нет полей,
И коротко лето,
Что считают на земле

Легкими планеты?
Где метет зимой пурга
Как зовется лес?

- Сегодня мы поговорим о хвойных и лиственных растениях тайги.

Мотивационный момент

- Прежде чем начать урок, предлагаю познакомиться. Встаньте в большой круг.
- Каждый из вас назовет свое имя и на букву имени - название растения тайги, я начну: Марина – морошка. (Выслушиваем ответы)

Введение в тему

- Когда вы знакомились с темой, то обратили внимание, что говорить мы будем не только о деревьях, но и других растениях тайги
- А о каких именно, вы узнаете, выполнив задание.

Работа по теме урока

- Посмотрите вокруг. Все растения нужно разделить на 2 группы. Дети устно распределяют. (Деревья и кустарники)
- Теперь каждую из этих групп, нужно еще поделить на 2 подгруппы. (Хвойные и лиственные)
- Выберете растения, которые вас заинтересовали и о которых вы знаете мало. (Можжевельник)

- Перед нами 2 незнакомых нам вида растений, с одним мы познакомимся лично, а со вторым по фотографии. Почему? (ответы учащихся)
- Правильно, потому что в сибирской тайге он не растет.

- Можжевельник – мелкий кустарник, повсеместно произрастающий в тайге. Образует плоды, в виде шишкоягод, содержащих сахара, кислоты, микроэлементы, а также значительное количество фитонцидов. Широко используется в народной медицине.

- Микробиота перекрестнопарная, произрастает в естественных условиях только на Дальнем Востоке.
- Микробиота - хвойный кустарник высотой около 1-1,5 м ветвистый с распростертыми и стелющимися ветвями, приподнимающимися над почвой лишь своими концами.
- Флора побегов красноватая, слегка шелушащаяся. Побеги тонкие, ветвящиеся в одной плоскости.

- Хвоя микробиоты на плодущих ветвях черепитчатая, плоская, мелкая, плотно прижатая к побегам. На неплодущих же ветвях, особенно в затененных нижних частях и на молодых растениях, хвоя бывает и игольчатая, оттопыренная.

- Хвоя и древесина микробиоты сильно пахнут. Мужские соцветия в виде бледно-желтых овальных колосков, сидят на концах побегов. Шишки очень мелкие, сухие, почти сидячие, раскрывающиеся двумя или четырьмя створками - чешуями.

- Длина раскрывшейся зрелой шишки около 5 мм, а ширина ее - 3 мм. Единственное семя прикреплено в центре шишки.
- Вы знаете, что предметы могут много рассказать о себе, ну а живые предметы, тем более.

- Сейчас мы с вами послушаем и почувствуем, что расскажут нам о себе деревья. (Обнимаем деревья с закрытыми глазами, слушаем, трогаем ветки, кору)
- Поделитесь впечатлениями и по ощущениям расскажите о дереве.
- Вы спросили у дерева его имя? (Если дети затрудняются, называю дерево)

- Перед нами образцы частей деревьев. (кора, ветки, шишки, листья, семена растений)
- Рассмотрите ветки растений, что вы можете рассказать о креплении хвои у разных деревьев? (ель и сосна)
- Посчитайте количество хвоинок в пучке у сосны и кедра.

- Можно ли сказать, что хвоя – это листья?
- Хвоя - это тоже листья, только особой формы - длинные и узкие. Они способны пережить зиму, так как достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть.

- Зимой они обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья - хвоинки живут несколько лет. Затем они становятся бурыми и опадают.
- Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название "вечнозеленые".
- Что вы можете сказать о размерах и форме шишек разных хвойных деревьев?

- Расскажите о строении дерева. Можно ли сказать, что у хвойных и лиственных деревьев строение одинаковое?
- Рассмотрите строение кустарника, назовите его основные отличия от дерева. (Высота, несколько стволов)

- Какие деревья преобладают в тайге? (Хвойные)
- Очень темные леса – еловые. Рассмотрите ветви ели, сравните их с сосной. У сосны ветви находятся в верхней части дерева, так как сосна – светолюбивое растение
- А у ели ветки опускаются почти до земли. Ветви ели и пихты называют лапками.

Итог. Рефлексия

- Сегодня на уроке мы познакомились с основными представителями растительного мира тайги
- Расскажите, что вам запомнилось больше всего?
- Теперь я предлагаю пройти в игровую зону, где можно поиграть в игры с шишками, угадать, что лежит в тайничке, и рассмотреть охотничью избушку.

Размер:
20.36 Kb
Скачали:
2