Цель: научить школьников беречь родную природу.
Задачи:
Организационный момент
(звучит музыка леса: пение птиц, щебетание, свист и т.д.)
- Как прекрасна природа, посмотрите на ее красоту: на леса, поля, горы, реки. Прислушайтесь к своей планете, голосам зверей и птиц, цветов и деревьев… Это только в сказках они говорят на человеческом языке. Слушать и понимать природу можно сердцем.
- Видеть и понимать прекрасное – качество для человека очень важное. Только тот, кто может оценить неповторимость красоты окружающего мира, природы, способен дорожить этим чудом мироздания – нашей живой планетой.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
- Сегодня мы совершим путешествие в мир живой природы. Тема нашего занятия – "Удивительные животные". Проведем его в форме устного журнала.
- Каких только животных нет на нашей планете! Крошечные и огромные, красивые и невзрачные, пугливые и пугающие, ползающие и летающие – всех не перечислишь.
- Весь животный мир – называется фауна.
- Наука о животных называется зоология.
- Как называют ученых, которые занимаются изучением животных? (зоологи)
- Открываем свой журнал.
1 страница "Кто они такие?"
- Зоологам известно более двух миллионов видов животных. Они разделили животных на группы, по схожим признакам. С некоторыми из них мы уже знакомы.
- Вспомните, какие группы животных вы знаете? (Птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, млекопитающие)
- Сейчас мы проверим, знаете ли вы признаки той или иной группы.
Игра "Определи группу животных"
Задание: назвать группу животных, к которой относятся данные признаки.
2 страница "Невероятно, но факт"
Деловитая хозяйка
Пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком,
Угостит нас всех медком. (Пчела, насекомые)
Жизнь насекомых. Достоверные факты
(выходят дети и рассказывают)
Невероятно, но факт: на каждого живущего человека приходится около миллиона этих созданий!
3 страница "Удивительные птицы"
Проект Джаркенова М. (часть)
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев.
Птицы группа птицы
4 страница "Рыбы Астраханской области"
На дне речном хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
Кроссворд на тему:
Что за рыба изображена на картинке? (линь)
5 страница "Гиганты и карлики"
О земноводных (амфибии).
Загадка:
Родилась в воде,
А живет на земле.
Эта царевна
Поет так напевно,
Что все на суше
Затыкают уши.
Не ходит, не бегает, а только прыгает. (Лягушка земноводное животное)
Презентация
Крошечная лягушка кокоа достигает размеров 2-3 см, а ее вес немного более 1 грамма. Такая лягушка легко может поместиться в чайной ложке. Обитает она на территории Колумбии. Малейшее прикосновение крошечной лягушки вызывает мгновенную смерть. Эта крошка считается одним из самых ядовитых существ на Земле.
Лягушка – голиаф. (рассказ о ней)
6 страница "Загадочные рептилии"
Загадка:
- К этой группе относятся и другие животные, например ящерицы, змеи, черепахи. Догадались? Правильно, это пресмыкающиеся, а еще их называют рептилиями
- По какому признаку эти животные объединены в одну группу? (Тело покрыто чешуйками, а у некоторых и панцирем)
Агама Мванза – настоящий человек-паук мира рептилий.
Гадюка-носорог. (выступления детей с информацией)
7 страница "Наши близкие родственники"
Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех,
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны? (Медведь)
Млекопитающие — ближайшие родственники человека на Земле, ведь мы тоже принадлежим к классу млекопитающих. Все животные этого класса обладают достаточно высоким интеллектом по отношению к животным из других классов, поведение млекопитающих совсем непростое, и, что самое интересное, многие из них способны обучаться!
Послушайте, как медведица воспитывает своих детенышей. Медведица – мать внимательная. Иногда с ней ходят два медвежонка- прошлогодний и маленький. Старший "пестун" уже опытен – жизнь его где обласкала, где ущипнула. Многому он научился, наблюдая поведение матери. Мать этот опыт учитывает, поручая младшего медвежонка старшему, и тот обязан младшего опекать. Вот какую историю рассказал охотник из Сибири.
Однажды он наблюдал переправу медвежьей семьи через реку. "Вода была неглубокой, но быстрой. Мать- медведица перешла поток, уверенная, что старший поможет малышу его преодолеть. Но большой медвежонок перескочил воду, отряхнулся и побежал к матери.
А младший скулил на том берегу, испугавшись течения. Любопытно, что мать на помощь ему не бросилась. Подскочила она к старшему и отвалила ему по заду такую затрещину, что тот кубарем покатился с откоса! И понял он , за что получил наказание – вернулся к брату и увлек его в воду. Мать спокойно наблюдала с берега эту картину.
Учитель: То же самое наблюдается и у людей при обучении , например, музыке, плаванью, катанию на коньках или на велосипеде. Все, что легко и свободно прививается в раннем возрасте, очень трудно дается человеку, когда "поезд уже ушел". Закон этот универсален для всего сущего. Вот почему так строго выговаривает шаловливому медвежонку его многоопытная медведица-мама.
Игра "Найди лишнее"
- Ну а сейчас мы проверим, внимательными ли вы были на уроке и поиграем в игру "Найди лишнее". Вам нужно в каждой строке найти и зачеркнуть лишнее животное.
Итог урока
- Человек изучает природу, использует ее, но надо стремиться к тому, чтобы не причинить природе вреда. Нельзя забывать, что в природе все взаимосвязано. Прекрасен мир живой природы, а люди – часть ее.
- Что нам нужно делать, для того чтобы сохранить этот мир?
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!