Сравнение как выразительное средство в речи учащихся

Преподавание литературы как вида искусства требует поиска навык методических путей проведения занятий на уроках литературного чтения в начальной школе, так как здесь учащиеся знакомятся с высокохудожественными образцами русской, советской и мировой литературы.

Идеи и чувства авторами выражаются с помощью различных языковых средств.

Следовательно, знакомя учащихся с содержанием произведении, учитель должен показать школьникам, как писателю с помощью слова удалось выразить свои мысли и чувства.

В статье поставлена задача определить, какие выразительные средства языка доступны пониманию учащихся начальной школы, какими приемами работы можно школьников ознакомить с ними. Среди языковых изобразительных средств ярко выделяются сравнения. Образные сравнения - это один из ярких способов выражения авторской мысли. Сравнение помогает воспринять любое отвлеченное понятие через более конкретное, неизвестное через известное.

Поэтому важно не только обращать внимание учащихся на сравнения, встречающиеся в речи писателя, но и вырабатывать умение употреблять сравнения в своей речи. Но, знакомя детей с сравнениями, учителю надо помнить, что сравнения отражают личность писателя, зависят от его жизненного опыта, мировоззрения. Образные, поэтические сравнения индивидуальны. Поэтому нельзя бездумно насаждать сравнения в речь учащихся.

Путь работы состоит прежде всего в том, чтобы обратить внимание детей на это явление, научить их воспроизводить сравнения, а затем осторожно приступить к выполнению более сложной задачи - формированию индивидуального стиля речи учащихся. В сравнительной конструкции определенный смысл (сравнение) всегда выражается точно фиксированной речевой формой.

Сравнение выражается или синтаксически, т.е. с помощью сравнительного придаточного предложения, иногда выступающего в виде сравнительного оборота, или путем одного слова - имени существительного в творительном падеже со значением сравнения. Все эти языковые конструкции многократно встречаются в текстах учебников литературного чтения 1-4 класса.

В рассказе В. Бианки "Книга зимы" встречается такой поэтический сравнительный оборот: "Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги". А в стихотворении А. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." имеются примеры употребления творительного падежа имен существительных со значением сравнения.

"Зима... клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полек, вокруг холмов..."

При чтении и анализе рассказа М. Пришвина "Деревья в лесу" нельзя пропустить то, что скрыто в сравнении "кружевными арками" в предложении: "Березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками". Здесь, в составе сказуемого творительный падеж со значением сравнения использован для словесного рисования, которое создает в воображении прекрасные, близкие к сказочным картины природы на земле нашей страны.

Березы склонились "кружевными арками"Березы склонились "кружевными арками"

Изучение сравнений ценно и в другом отношении. Раскрытие сущности сравнений дает возможность осознать, по каким сходным признакам сравниваются предметы или явления. Такая работа способствует развитию логического мышления учащихся. Но так как речь идет о сравнениях поэтических, то раскрытие картин, выявление чувств, вложенных в эти части произведений писателями, будет способствовать развитию эстетической отзывчивости учащихся, воспитанию их нравственности.

С рассматриваемой языковой категорией познакомить школьников надо так, чтобы они могли обнаружить ее в тексте, понять ее смысл и рассказать о своем понимании. Учителем эта работа может быть выполнена при словарном анализе изучаемого произведения. В этом случае учащиеся получают сведения о сравнении, о его значении для выражения мысли и чувств. О способах выражения, о языковых конструкциях учитель пока не сообщает детям; потому что такой анализ далеко отходит от целей изучения художественного произведения.

Но изучение литературы всегда целесообразно соединять с изучением языка: оно помогает эффективнее решать образовательно-воспитательные задачи. В четвертых классах Белгородской гимназии была проведена следующая работа, направленная на то, чтобы ученики овладели умением осмысленно употреблять сравнения в самостоятельной письменной речи, сочинениях. Работа была проведена в три этапа.

На первом этапе учащиеся познакомились с ролью и значением сравнений на уроках чтения при анализе языка и смысла произведений. На втором этапе были разработаны и предложены учащимся на уроках русского языка специально составленные упражнения, способствовавшие выработке навыка строить словосочетания и предложения с разными видами сравнений.

На третьем этапе учащимся была предложена возможность самостоятельно употребить в письменной речи те или иные виды сравнений, которые окажутся, с точки зрения пишущего ученика, наиболее выразительными. При чтении произведений о зиме было обсуждено на уроках свыше двадцати сравнений разных типов. Приведем некоторые из них в сокращенном виде, выписав лишь понятие, которое сравнивается, и само сравнение: "Снежинки… скатывались на землю, как бисер". (Паустовский К. "Однажды ночью я проснулся")

"Все одел белый мрак , непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! ...Земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который... обвивался, как змей, и душил все..." (Аксаков С. "Буран")
Как белые постели, легли снега. (Асеев Н. "Лыжи")
Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. (Есенин С. "Поет зима - аукает...")

Сущность сравнений вскрывается в классной беседе с помощью вопросов: что с чем сравнивает автор? Почему он сравнивает снежинки с бисером? (Можно показать ученикам изделие из бисера для объяснения значения слова.) Какую мысль (или чувство) автор желает усилить с помощью этого сравнения?

Такие вопросы вызывали живой отклик учеников, побуждали их высказывать то, что они думают о художественном образе. На уроках чтения эта работа совмещалась с упражнениями, способствовавшими повышению выразительности чтения. Мы сообщили детям, что на слова, обозначающие сравниваемое понятие, и на то слово, с которым это понятие сравнивается, падают логические ударения. Затем переходили к анализу предложений со сравнениями и упражнениями в их выразительном чтении. На одном из уроков русского языка учащиеся после объяснения выполнили следующие упражнения.(письменно)

Упражнение 1. Спишите. Подчеркните слова, которые обозначают, что с чем сравнивается.
Пуговицы блестели, как огоньки. Снег летел, как пыль. Весна улыбалась, как красавица. Голодные волчата плакали, как малые дети. Вишни в цвету, как в молоке.

Упражнение 2. Спишите. Подчеркните слова, которыми выражено сравнение. Заяц стоял столбиком. Каждый дом выглядел крепостью. Вода сверкала огнем. Река изогнулась подковой. Солнечное зарево отливало золотом. Переделайте эти предложения (устно), вставьте в них слова как, словно, будто.

Упражнение З. Допишите эти предложения так, чтобы в них оказались сравнения.
Пустая бочка стучала, ... (как, словно, будто)
Комары облепили его, ... (как, словно, будто)
Жучка плакала в колодце, ...
Старая Прасковья шла медленно, ...

Это упражнение преследовало цель научить грамматически правильно строить предложения с наиболее часто встречающимися видами сравнительных конструкции. Анализ выполненных учащимися упражнений показал, что четвероклассники справляются с грамматической стороной этих заданий. Что же касается смысловой и эмоциональной значимости сравнении, то здесь она находится лишь в самом начале формирования.

Качество сравнений будет улучшаться по мере сознательного употребления их учащимися в новых работах, письменных и устных. Самое же главное состоит в том, чтобы дети прониклись необходимостью использования этих конструкций и овладели умением правильно употреблять их. Наблюдения показали, что после выполнения целенаправленных упражнений количество сравнений в сочинениях четвероклассников увеличилось.

Увеличение этой конструкции в письменной речи младших школьников объяснялось тем, что дети поняли ее смысловое значение и познакомились на практике с ее основными речевыми формами.

Рассмотрим качественную сторону некоторых сравнений, использованных учащимися в сочинениях. Сочинения были проведены на основе репродукций с картин К. Юона "Конец зимы", С. Куприянова "Дед Мазай и зайцы", И. Левитана "Март".

Дед Мазай и зайцыДед Мазай и зайцы

В процессе подготовки к сочинению мы не ставили вопросов для анализа содержания изображенного, смысл картин не раскрывали, сочинения не пересказывались одним из лучших учеников. Это позволило получить более самостоятельные работы. Перед классом была поставлена такая задача: самостоятельно написать о том, что художник изобразил на этой картине, какие чувства и мысли он хотел выразить, о чем он хотел нам сказать своей картиной.

В заключение было замечено, что в этом сочинении дети могут использовать сравнения, которые им известны по выполнявшимся ранее упражнениям, при этом сравнения надо употребить так, чтобы текст сочинения стал лучше, яснее и ярче, чтобы читателю было понятно, что вам нравится или не нравится. В качестве примера приведем сочинение четвероклассницы, написанное по картине С. Куприянова "Дед Мазай и зайцы". В нем употреблено наибольшее количество сравнений. Орфография исправлена нами, стиль сохранен.

Полную версию статьи вы можете скачать по ссылке ниже.

Размер:
20.71 Kb
Скачали:
7