Внеурочное занятие по этнокультурологическому воспитанию "Жили - были дед и баба"

Трудно представить себе настоящее, наш сегодняшний день без знания дня вчерашнего. Мы должны учиться у прошлого хорошему и должны его знать.

Начало формирования любви к Родине, к тому уголку, где человек родился, живет и приобщается к историческому и культурному наследию отцов и дедов, начинается с посещения краеведческого музея малой Родины.

Цель: знакомство детей с традиционно - бытовой культурой русского народа: избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой.

Задачи:

  • Уточнить и обобщить знания детей о старинных предметах быта, их назначении, обогащать словарь.
  • Закрепить знания о времени года, о труде крестьян, вспомнить пословицы о труде.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать уважительное отношение к жизни предков.

Место проведения: краеведческий музей.

Оборудование: старинные предметы народного быта: чугун, ухват, кувшин, рушники, ложка, прялка, самовар, чашки для чаепития, травы для заваривания чая, клубки шерсти, пяльцы, лапти, корзина, старинная одежда.

Ход занятия

Педагог: Жили - были дед и баба. Так начинаются многие сказки. А как они жили? В каких домах? Какую одежду носили? Какие вещи их окружали?
Вот сейчас мы узнаем. А жили дед и баба в избе. Это - старинное название деревенского дома. Избы называли также срубами, потому что их рубили (строили) топорами. (Выходят дети в русских костюмах, переодетые в деда и бабу)
Дед: Здравствуйте, дорогие гости!
Баба: Милости просим в избу!
Наша изба тепла, заходите детвора! (дети входят)

Баба: Торопилась я убрать в своей избе к вашему приходу, да не успела, старая, видно, стала, устаю быстро. Вы мне поможете поставить вещи на свои места?
- Но сначала я вам загадаю загадку, а вы должны угадать, найти этот предмет и поставить на место.

Дед и баба - герои русских сказокДед и баба - герои русских сказок

Игра "Отгадай загадки"

1. Не бык, а бодает,
Не ест, а хватает,
Что схватит - отдает,
Сам в угол идет!
- Что это? (ухват)
- А как он выглядит? Из чего он сделан? (из железа)

- А для чего он нужен?

- А где он должен стоять в избе? (у печки)

- Давайте его поставим в угол, к печке.

2. Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь
Ни морщинки не видать!
- О чем эта загадка? (об утюге)
- Из чего он сделан? (из железа)
- Как вы думаете, для чего открывается крышка в утюге? (для угольков)
Дед: Правильно, для горящих угольков, так как раньше не было электричества, и утюг грелся от них.

3. Железный, низенький,
пузатенький,
В печке сидит,
Кашей пыхтит.
- О чем эта загадка? (о чугуне)
- Как его использовали? (варили щи, кашу)
- Куда мы его поставим? (в печь, на печь) Молодцы!

4. Высокий и пузатенький
На печке стоит,
Молочко кипятит.
- Что это? (кувшин)
- Из чего он сделан? (из глины)
- Правильно. Раньше вся посуда была глиняная. Для чего он нужен? (молочко кипятить, квас хранить)

5. Мать толста,
Дочь красна,
Сын сокол
В потолок ушел!
- Что это? (печка)
- А почему вы так думаете?
- А кто такая мать? (печь)
- А дочь? (огонь)
- А сын сокол? (труба)
- А зачем нужна была печка в избе? (ответы детей)

Баба: Правильно, ребята. В старину печь из кирпича была главная: она и согревала избу, в ней готовили пищу, на ней спали, лечились, когда заболеют: залезут на горячие кирпичи, погреются - боль и прошла.
- Чем раньше печку топили? Какое сейчас время года?

- В старину до поздней осени трудились люди в поле, на лугу, в огороде.
- Что они делали в поле? (пахали, сеяли)
- А в огороде? (убирали овощи)
- А на лугу? (сено косили, убирали, сушили его для домашних животных)

Дед: Наступала зима, и оставалась только работа на дому. Долгим вечерами люди занимались любимыми занятиями: мужчины плели из прутьев лозы и вербы корзины разных размеров (показывает), лапти из липовой да березовой коры (показ лаптей), чинили свою старую поношенную одежду, обувь. Молодые девушки готовили себе приданое для замужества: вышивали наволочки, покрывала, скатерти, рушники, рубахи, сарафаны.

Баба: А бабушки садились у печки к прялке, пряли пряжу, сматывали в клубки, затем из нее вязали носки, рукавицы. (показывает)

- Ой, кто же это мои клубки размотал?
Ребята, помогите мне намотать клубки, а я буду носок вязать, да песню вам спою о тяжелой жизни простого народа. (дети сматывают нитки в клубки, а баба поет песню)
- Понравилась вам песня? Вот так в избе вечерами собирались люди, чтобы было веселее - пели песни, шутили, рассказывали былины, сказки, так и работа незаметно двигалась.

Дед: Ребята, а вы знаете пословицы о труде? (ответы детей)
Делу время - потехе час.
Долог день до вечера - коли делать нечего.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
- Молодцы, много знаете пословиц. А о чем эта загадка?

Сверху дыра,
Снизу дыра,
А по середине
Огонь да вода. (самовар)

- Правильно о самоваре. В старину самовары были не электрические, а грели чай в самоваре угольками. Мы сейчас тоже нальем воды в самовар, да согреем чаю. Чем же наш чай заварить? Какие полезные травы вы знаете? (душица, мята, зверобой). Раньше не было заварки, и люди заваривали только травами, специально собирали их на лугу, в лесу, в поле.

Баба: А теперь я угощу вас сладким крендельком, да душистым чайком. Зимой чай, ой, как полезен. Приятного вам аппетита!
Педагог: Раньше прощание было долгим: хозяева благодарили гостей, что они их навестили, не забыли, а гости благодарили хозяев за угощение, желали им и впредь жить счастливо.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: внеклассное занятие