Сценарий родительского собрания: Девочки и мальчики: два разных мира?

Цель собрания: раскрыть некоторые особенности в развитии детей разных полов, подвести к осознанию разных подходов в обучении и воспитании девочек и мальчиков.

В начале собрания родители рассаживаются группами: стол "Дочки", стол "Сыночки", стол "Дочки и сыночки". (см. иллюстрации)

Вместо предисловия

Ведущий 1. Вместо предисловия посмотрим фрагмент мультфильма (фрагмент "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти мальчишки…") Слайд 1

Вступительное слово

Ведущий 1. Конечно, все вы узнали эту детскую песенку и догадались, что говорить сегодня мы будем о мальчиках и девочках. (Слайд 2) Постараемся ответить на вопрос: "Девочки и мальчики: два разных мира?"

Ведущий 2. Прежде всего разберемся, зачем нам это надо знать. Понимание собственного пола у детей формируется примерно к двум годам. В этом возрасте ребенок уже четко понимает, мальчик он или девочка. В возрасте от двух с половиной до трех лет формируется понимание половых различий. В этот период дети на интуитивном уровне копируют поведение взрослых, особенно того пола, к которому принадлежат сами.

Психологи отмечают, что люди, в том числе родители, по-разному реагируют на мальчиков и девочек, по-разному с ними общаются.

Провели простой эксперимент: одели младенца в розовое и дали подержать незнакомому человеку. Тут же на кроху пролился поток "женских" прилагательных: "хорошенькая", "сладенькая", "миленькая", "симпатулечка" и т. п. Потом этого же ребенка одели в голубое. Реакция была уже сдержаннее и комплименты "мужскими": "какой серьезный", "ах ты, озорник".

Ведущий 1. Но вот девочки и мальчики приходят в школу, и мы – учителя и родители – предъявляем к ним одинаковые требования, применяем одинаковые методики и ждем одинаковых результатов и реакций. Потому что обучение ориентировано на среднего ученика – бесполое существо. Как следствие – недовольство ребенком, разочарование и раздражение.

А между тем в том, что взрослые испытывают трудности в воспитании и обучении детей часто виноваты сами взрослые, игнорирующие все то, что природа заложила в ребенке, создав его девочкой или мальчиком. Чтобы не игнорировать, нужно знать.

Анкетирование

Ведущий 1. Проверьте свои знания психологии мальчиков и девочек: ответьте на вопросы. На каждом столе свои вопросы, обсуждайте их. Выберите 1 человека, который будет записывать ответ ("Да" или "Нет") большинства родителей за столом. (родители отвечают на вопросы)

- А теперь послушаем мнение врачей и психологов. (Слайд 3)

Отличительные особенности развития мальчиков и девочек.

Ведущие читают.

 

Девочки

Мальчики

Физиология

Девочки рождаются более зрелыми на 3 - 4 недели, а к периоду половой зрелости эти различия достигают примерно двух лет. Созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. 

Девочки более чувствительны к шуму. В начальной школе у них выше кожная чувствительность,  они более отзывчивы на прикосновение.

В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год.

 

 

 

Мальчиков шум не раздражает, хотя острота слуха у  них до 8 лет острее, чем у девочек.  

Развитие речи

 

Речь у девочек более связная, более эмоциональная. Они  используют  правильно построенные фразы. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить, а не понять. В ответах стараются передать   множество подробностей. Гораздо лучше принимают подсказку, наводящие вопросы взрослых. 

Речь мальчиков менее связная, чем речь  девочек, потому что первые предпочитают не просто передать заученное содержание, а  понять его и выразить свое отношение. Мальчики склонны к выработке собственных формулировок, обобщений. 

Игры, интересы

 

Слайд 4. Круг интересов несколько уже, чем у мальчиков.  Играют в ограниченном пространстве. Они раскладывают перед собой свои "богатства" –  кукол, тряпочки –  и играют  в маленьком уголке. Они внимательны ко всему, что связано с бытом: посуда, утюг, пылесос и т.д.

 

Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам.Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все доступное  им пространство.Если мало  пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по деревьям, забираются на мебель.

Вместе с тем, в быту они часто  беспомощны, потому что многое из  непосредственного окружения ускользает от их внимания мальчиков.

Отношение к предметам и заданиям

 

Чаще, чем мальчики, используют предметы, в том числе игрушки, по назначению, руководствуясь требованиями взрослого делать  «как положено». Так как устройство игрушек их не особенно интересует, игрушки ломают реже.

 

 

 

 

Девочки  могут планировать действия, лучше справляются уже не с новыми, а с типичными, шаблонными задачами, но зато их требования к исполнительной части задания весьма велики. В результате этого производят впечатление более воспитанных и аккуратных.

Довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для различных целей, находят  им неожиданное применение. Им присущ исследовательский интерес, вследствие чего они стремятся разобраться в строении вещей, которые их окружают. Поэтому мальчики часто ломают игрушки не случайно, а специально – это проявление активного начала.

 

Не склонны к плановым действиям, предпочитают ориентироваться на ходу.  Любознательны, часто  выдвигают новые идеи. Но их требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления работы невысоки. Мальчики  нестандартно и интересно мыслят. Слайд 5. Вот почему большинство  выдающихся ученых, врачей, композиторов, конструкторов – мужчины, хотя при этом многие великие люди плохо учились в школе, где обычно требуется прилежность и аккуратность.

Поведение

Слайд 6. В непривычной обстановке девочки теряются, с трудом находят себе занятия.

 

Отвечая на уроках, девочка смотрит в лицо учительнице, ищет у нее в глазах подтверждения правильности ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. 

 

Ведут себя организованно. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения.

 

Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке.

Мальчики хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке

 

Мальчики, отвечая,  смотрят на парту, в сторону или перед собой и, если знают, отвечают уверенно. 

 

Проще относятся к требованиям выполнять правила общения. Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемыми ими самими или другими детьми.

 

Более активны, хотят руководить, вести за собой. Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место.

Эмоциональная сфера

Девочек отличает непрактичность, большая мечтательность и сентиментальность. Их уровень тревожности почти в 2 раза выше, чем у мальчиков. Девочки значительно чаще расстраиваются. Однако легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слёзы.

Мальчики обычно более раздражительны, возбудимы, несдержанны, нетерпеливы и агрессивны, чем девочки. Однако они  более оптимистичны. При

этом  не нужно недооценивать тревожность у мальчиков, так как им сложнее погасить эмоциональные срывы.

Отношение к быту и своей внешности

 

  Легко приучаются к самообслуживанию. Находят в обслуживающем труде удовольствие. Обычно выглядят более умелыми и ловкими, чем мальчики. 

     

С раннего детства проявляют повышенный интерес к своей внешности.

   Мальчиков  нелегко приучить к самообслуживанию: они неловко переодеваются, переобуваются, не знают, с чего начать. В быту более беспомощны, чем девочки. Неумело застилают постель.  

Обычно мало заботятся  о своей внешности, хотя в  подростковом возрасте ситуация может измениться.

Реакция на критику

Слайд 7.  Девочки ближе мальчиков принимают к сердцу похвалу и порицание. Легко расстраиваются. Но их нетрудно и  рассмешить. Более самолюбивы и обидчивы, чем мальчики. На тон замечания реагируют острее, чем на его содержание. Отрицательно относятся к  насмешливой форме выражения порицания.  

Мальчики спокойно относятся к похвале и порицанию. Их нелегко растрогать, заставить смеяться или плакать. Обычно менее самолюбивы и обидчивы. Реагируют, прежде всего, на содержание и справедливость  замечания, а не на тон его высказывания.  Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. При долгих нотациях его мозг как бы отключит слуховой канал и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

Заключение: закрепление и рефлексия

Ведущий 1. А если кратко, то девочки и мальчики отличаются друг от друга вот чем… (просмотр видеоролика). Слайд 8, 9.

Ведущий 2. Вернемся к вопросам анкеты: Может быть, по каким-то вопросам ваше мнение изменилось? Исправьте ответ. Остались какие-то сомнения? (выступление родителей).

Ведущий 1. Посмотрите внимательно на эти два рисунка. (Слайд 10) Какой из них, по-вашему, принадлежит мальчику, а какой – девочке? Почему? (Выступление родителей)
При необходимости пояснения ведущего: слева – рисунок девочки (на первом плане человек, хорошо прорисовано лицо, даже эмоции переданы, ракета на заднем плане), а справа – рисунок мальчика (крупных планом ракета, выражен интерес к технике, в то время как человек где-то на заднем плане и спиной к зрителю).

Ведущий 2. Из всего сказанного можно сделать вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. (Слайд 11) Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Воспитывать, обучать и даже любить девочек и мальчиков надо по-разному.

У них разное жизненное назначение. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и прекрасными, какими создала их природа (в помощь – памятки).

Спасибо за внимание и сотрудничество. 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!