Цель собрания: раскрыть некоторые особенности в развитии детей разных полов, подвести к осознанию разных подходов в обучении и воспитании девочек и мальчиков.
В начале собрания родители рассаживаются группами: стол "Дочки", стол "Сыночки", стол "Дочки и сыночки". (см. иллюстрации)
Ведущий 1. Вместо предисловия посмотрим фрагмент мультфильма (фрагмент "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны эти мальчишки…") Слайд 1
Ведущий 1. Конечно, все вы узнали эту детскую песенку и догадались, что говорить сегодня мы будем о мальчиках и девочках. (Слайд 2) Постараемся ответить на вопрос: "Девочки и мальчики: два разных мира?"
Ведущий 2. Прежде всего разберемся, зачем нам это надо знать. Понимание собственного пола у детей формируется примерно к двум годам. В этом возрасте ребенок уже четко понимает, мальчик он или девочка. В возрасте от двух с половиной до трех лет формируется понимание половых различий. В этот период дети на интуитивном уровне копируют поведение взрослых, особенно того пола, к которому принадлежат сами.
Психологи отмечают, что люди, в том числе родители, по-разному реагируют на мальчиков и девочек, по-разному с ними общаются.
Провели простой эксперимент: одели младенца в розовое и дали подержать незнакомому человеку. Тут же на кроху пролился поток "женских" прилагательных: "хорошенькая", "сладенькая", "миленькая", "симпатулечка" и т. п. Потом этого же ребенка одели в голубое. Реакция была уже сдержаннее и комплименты "мужскими": "какой серьезный", "ах ты, озорник".
Ведущий 1. Но вот девочки и мальчики приходят в школу, и мы – учителя и родители – предъявляем к ним одинаковые требования, применяем одинаковые методики и ждем одинаковых результатов и реакций. Потому что обучение ориентировано на среднего ученика – бесполое существо. Как следствие – недовольство ребенком, разочарование и раздражение.
А между тем в том, что взрослые испытывают трудности в воспитании и обучении детей часто виноваты сами взрослые, игнорирующие все то, что природа заложила в ребенке, создав его девочкой или мальчиком. Чтобы не игнорировать, нужно знать.
Ведущий 1. Проверьте свои знания психологии мальчиков и девочек: ответьте на вопросы. На каждом столе свои вопросы, обсуждайте их. Выберите 1 человека, который будет записывать ответ ("Да" или "Нет") большинства родителей за столом. (родители отвечают на вопросы)
- А теперь послушаем мнение врачей и психологов. (Слайд 3)
Отличительные особенности развития мальчиков и девочек.
Ведущие читают.
|
Девочки |
Мальчики |
Физиология |
Девочки рождаются более зрелыми на 3 - 4 недели, а к периоду половой зрелости эти различия достигают примерно двух лет. Созревание головного мозга, особенно его левого полушария, у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Девочки более чувствительны к шуму. В начальной школе у них выше кожная чувствительность, они более отзывчивы на прикосновение. |
В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
Мальчиков шум не раздражает, хотя острота слуха у них до 8 лет острее, чем у девочек. |
Развитие речи
|
Речь у девочек более связная, более эмоциональная. Они используют правильно построенные фразы. Хорошо удерживают в памяти заученное. Предпочитают запомнить, а не понять. В ответах стараются передать множество подробностей. Гораздо лучше принимают подсказку, наводящие вопросы взрослых. |
Речь мальчиков менее связная, чем речь девочек, потому что первые предпочитают не просто передать заученное содержание, а понять его и выразить свое отношение. Мальчики склонны к выработке собственных формулировок, обобщений. |
Игры, интересы
|
Слайд 4. Круг интересов несколько уже, чем у мальчиков. Играют в ограниченном пространстве. Они раскладывают перед собой свои "богатства" – кукол, тряпочки – и играют в маленьком уголке. Они внимательны ко всему, что связано с бытом: посуда, утюг, пылесос и т.д.
|
Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам.Они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все доступное им пространство.Если мало пространства в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по деревьям, забираются на мебель. Вместе с тем, в быту они часто беспомощны, потому что многое из непосредственного окружения ускользает от их внимания мальчиков. |
Отношение к предметам и заданиям
|
Чаще, чем мальчики, используют предметы, в том числе игрушки, по назначению, руководствуясь требованиями взрослого делать «как положено». Так как устройство игрушек их не особенно интересует, игрушки ломают реже.
Девочки могут планировать действия, лучше справляются уже не с новыми, а с типичными, шаблонными задачами, но зато их требования к исполнительной части задания весьма велики. В результате этого производят впечатление более воспитанных и аккуратных. |
Довольно часто приспосабливают предметы и игрушки для различных целей, находят им неожиданное применение. Им присущ исследовательский интерес, вследствие чего они стремятся разобраться в строении вещей, которые их окружают. Поэтому мальчики часто ломают игрушки не случайно, а специально – это проявление активного начала.
Не склонны к плановым действиям, предпочитают ориентироваться на ходу. Любознательны, часто выдвигают новые идеи. Но их требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления работы невысоки. Мальчики нестандартно и интересно мыслят. Слайд 5. Вот почему большинство выдающихся ученых, врачей, композиторов, конструкторов – мужчины, хотя при этом многие великие люди плохо учились в школе, где обычно требуется прилежность и аккуратность. |
Поведение |
Слайд 6. В непривычной обстановке девочки теряются, с трудом находят себе занятия.
Отвечая на уроках, девочка смотрит в лицо учительнице, ищет у нее в глазах подтверждения правильности ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.
Ведут себя организованно. Стараются следовать образцу поведения. Болезненно переживают допущенные нарушения.
Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Очень нуждаются в эмоциональной поддержке. |
Мальчики хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке
Мальчики, отвечая, смотрят на парту, в сторону или перед собой и, если знают, отвечают уверенно.
Проще относятся к требованиям выполнять правила общения. Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемыми ими самими или другими детьми.
Более активны, хотят руководить, вести за собой. Вопросы взаимоотношений с окружающими занимают в их жизни небольшое место. |
Эмоциональная сфера |
Девочек отличает непрактичность, большая мечтательность и сентиментальность. Их уровень тревожности почти в 2 раза выше, чем у мальчиков. Девочки значительно чаще расстраиваются. Однако легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слёзы. |
Мальчики обычно более раздражительны, возбудимы, несдержанны, нетерпеливы и агрессивны, чем девочки. Однако они более оптимистичны. При этом не нужно недооценивать тревожность у мальчиков, так как им сложнее погасить эмоциональные срывы. |
Отношение к быту и своей внешности
|
Легко приучаются к самообслуживанию. Находят в обслуживающем труде удовольствие. Обычно выглядят более умелыми и ловкими, чем мальчики.
С раннего детства проявляют повышенный интерес к своей внешности. |
Мальчиков нелегко приучить к самообслуживанию: они неловко переодеваются, переобуваются, не знают, с чего начать. В быту более беспомощны, чем девочки. Неумело застилают постель. Обычно мало заботятся о своей внешности, хотя в подростковом возрасте ситуация может измениться. |
Реакция на критику |
Слайд 7. Девочки ближе мальчиков принимают к сердцу похвалу и порицание. Легко расстраиваются. Но их нетрудно и рассмешить. Более самолюбивы и обидчивы, чем мальчики. На тон замечания реагируют острее, чем на его содержание. Отрицательно относятся к насмешливой форме выражения порицания. |
Мальчики спокойно относятся к похвале и порицанию. Их нелегко растрогать, заставить смеяться или плакать. Обычно менее самолюбивы и обидчивы. Реагируют, прежде всего, на содержание и справедливость замечания, а не на тон его высказывания. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. При долгих нотациях его мозг как бы отключит слуховой канал и ребенок перестанет вас слушать и слышать. |
Ведущий 1. А если кратко, то девочки и мальчики отличаются друг от друга вот чем… (просмотр видеоролика). Слайд 8, 9.
Ведущий 2. Вернемся к вопросам анкеты: Может быть, по каким-то вопросам ваше мнение изменилось? Исправьте ответ. Остались какие-то сомнения? (выступление родителей).
Ведущий 1. Посмотрите внимательно на эти два рисунка. (Слайд 10) Какой из них, по-вашему, принадлежит мальчику, а какой – девочке? Почему? (Выступление родителей)
При необходимости пояснения ведущего: слева – рисунок девочки (на первом плане человек, хорошо прорисовано лицо, даже эмоции переданы, ракета на заднем плане), а справа – рисунок мальчика (крупных планом ракета, выражен интерес к технике, в то время как человек где-то на заднем плане и спиной к зрителю).
Ведущий 2. Из всего сказанного можно сделать вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. (Слайд 11) Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Воспитывать, обучать и даже любить девочек и мальчиков надо по-разному.
У них разное жизненное назначение. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и прекрасными, какими создала их природа (в помощь – памятки).
Спасибо за внимание и сотрудничество.