Форма проведения: музыкально-игровая программа на тему "Осень".
Цель: Повторить букву ь и его фонематические особенности.
Задачи:
Звучит музыка.
Учитель: Здравствуйте, ребята, родители и коллеги! Ребята отгадайте загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью)
Беседа по вопросам
– Какое сейчас время года? Какой месяц?
– Какие еще осенние месяцы вы знаете?
Сентябрь, октябрь, ноябрь - на доску слова.
Учитель: Осень очень красивое, но немного грустное время года...
Нет, грустить нам не годится,
Давайте будем веселиться!
И осень к нам мы позовем,
Станцуем, весело споем,
Для Осени стихи расскажем
И в играх все себя покажем!
Сегодня мы с вами повторим букву ь, составим звуковые схемы, почитаем стихи, будет отгадывать загадки, споем песни об этом чудесном времени года. Ребята, давайте разберем первое слово и составим звуковую схему к слову ОСЕНЬ.
Давайте узнаем сколько в слове "Осень" звуков.
Осень - слово из 2 слогов: о-сень. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [ос’ин’]
о — [о] — гласный, ударный.
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий.
е — [и] — гласный, безударный.
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий.
ь — не обозначает звука.
- Сколько в слове букв, сколько в слове слогов?
- Сколько согласных, сколько гласных?
В слове 6 букв, 5 звуков.
Составление схемы слова на доске.
Мягкий знак – это буква, но не звук. Ь знак не имеет звука.
Сентябрь - слово из 2 слогов: сен-тябрь. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [с’ин’т’абр’]
с — [с’] — согласный, глухой парный, мягкий.
е — [и] — гласный, безударный.
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий.
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий.
я — [а] — гласный, ударный.
б — [б] — согласный, звонкий парный, твердый.
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий.
ь — не обозначает звука.
В слове 8 букв и 7 звуков.
Составление схемы слова на доске.
Исполнение песни.
Читает ученица:
Солнышко не хочет землю согревать,
Листья пожелтели, стали опадать,
Часто дождик льется, птицы улетают,
Урожай в саду и в поле собирают.
Учитель: Каждое время года, по-своему прекрасно! Закончилось лето, наступила Золотая осень! Закончится осень, наступит зима! Как красиво осенью в лесу, парке! Воздух свежий и чистый, ярко светит солнце; осенью улетают на юг перелетные птицы, машут нам на прощанье крылом, и прокричат, вдалеке протяжно… "До встречи!!!" В огородах, в садах, на полях убирают урожай овощей и фруктов, урожай хлеба. Это происходит в 1 месяце осени – в сентябре.
Загадки про овощи и фрукты
1. Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет... (банан)
2. Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (груша)
3. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи. (капуста)
4. Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. (лимон)
5. Чесноку любимый брат,
И никто не виноват,
Что его кто тронет,
Вмиг слезу обронит. (лук)
6. Апельсина брат меньшой,
Потому как небольшой. (мандарин)
7. Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)
8. Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (редиска)
9.Пригрев на солнышке бока,
Висит на дереве пока,
Душистым соком налилось,
И видно семечки насквозь. (яблоко)
10. Запеканки, драники,
Оладьи и пюре,
Зразы и вареники,
Печенки в кожуре,
И отличную окрошку
Можно сделать из… (картошки)
Учитель: Молодцы! Вот и все загадки вы отгадали. Я знала, что вы справитесь.
Исполнение песни.
2-й месяц осени – октябрь. Октябрь славится первыми утренними заморозками, долгими протяжными дождями, землица на зиму должна вдоволь напиться водицы. Давайте прочитаем стихи про осень.
Дети читают стихи про осень:
1. Соберем из листьев веер
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер
Легкий и игривый.
2. Осень – славная пора,
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
3. И арбуз увидев важный,
Оживится детвора –
И радушно скажет каждый:
Здравствуй, осени пора!
4. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… -
5. Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
6. В палитре у осени разные краски,
И даже зверюшки меняют окраску.
Цвет рыжий на серый лисице менять,
И белым всю зиму зайчишке скакать.
7. Будто рыжая лиса,
Бродит осень по лесам.
Где махнет хвостом пушистым,
Золотыми станут листья.
Октябрь - слово из 2 слогов: о-ктябрь. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [акт’абр’]
о — [а] — гласный, безударный.
к — [к] — согласный, глухой парный, твердый.
т — [т’] — согласный, глухой парный, мягкий.
я — [а] — гласный, ударный.
б — [б] — согласный, звонкий парный, твердый.
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий.
ь — не обозначает звука.
В слове 7 букв, 6 звуков.
Составление схемы слова на доске.
Учитель: А на пороге – зима! Она торопиться к нам, борется с осенью и хочет как можно быстрее вступить в свои права! 3 месяц осени ноябрь – первый снег выпадает в ноябре. Морозец, но ярко светит солнце и может нас порадовать еще своим тепло
А сейчас мы поиграем в игру "Да или нет!". Дайте правильный ответ:
Ноябрь — слово из 2 слогов: но-ябрь. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [най’абр’]
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твердый.
о — [а] — гласный, безударный.
я — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий(непарный, всегда произносится мягко).
[а] — гласный, ударный.
б — [б] — согласный, звонкий парный, твердый.
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий.
ь — не обозначает звука.
В слове 6 букв, 6 звуков.
Составление схемы слова на доске.
Исполнение песни.
Учитель: Сегодня мы с вами вспомнили осенние месяцы, повторили букву ь, составили звуковые схемы к словам: ОСЕНЬ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ, отгадывали загадки, пели песни, читали стихи. Осень, прекрасная пора.
- Спасибо за внимание! До свидания!
В заключении исполнение песни.