Цель урока: создание художественного образа русского народного праздника Масленица.
Задачи:
Оборудование: презентация "Масленица", таблички со вспомогательными словами, проектор, экран, магниты.
Материалы: лист А3, простой карандаш, гуашь, кисти, баночка с водой.
Создание эмоционального настроя на урок по средствам музыки.
Вход учащихся в класс под русскую плясовую.
Использование проблемной ситуации для настроя учащихся на учебную деятельность, определение предмета и темы урока.
Учитель: Ребята, какое у вас сейчас настроение? (Веселое, праздничное)
- Почему? С чем это связано? (Из-за музыки, под которую входили)
- А где обычно можно услышать такую музыку? (На народном празднике)
- Вот вы и сами сказали тему нашего сегодняшнего урока. (на слайдеоткрывается тема урока)
- А что значит, на ваш взгляд, термин "народный праздник"? С чем такие праздники связаны?
Дети: Это те праздники, которые к нам пришли от наших предков и они связаны с природой, с древними традициями, верованиями и обычаями людей.
Учитель: А какие народные праздники вы знаете? (Рождество, Масленица, ярмарки)
- Действительно, ребята, праздников у русского народа очень много и обо всех поговорить на одном уроке, к сожалению, не удастся.
- Поэтому сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно один праздник. Один, но зато какой!
- Он празднуется, когда на улице одно время года, сам же праздник посвящен встрече другого времени года. О каком празднике идет речь? (О масленице)
Учитель: А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? (ответы учащихся)
- История возникновения праздника Масленица уходит своими корнями в глубокую древность, когда на Руси повсеместно было распространено язычество. Это очень древний праздник, который достался нам от славянских племен, и сохранился после принятия христианства.
- Начало празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия.
Масленица - это проводы зимы
- В наше время мы тоже празднуем этот праздник. Кто помнит, в каком месяце приходит к нам это событие? (март)
- Каждый день масленичной недели имеет свое название и требует определенных ритуалов.
- Посмотрите, какие названия имел каждый день недели и что положено было делать в этот день
На экране слайд: все вместе читают только названия дней недели Масленицы.
Учитель: Обязательным атрибутом данного праздника являются специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду, которое и называли Масленицей.
- Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.
- Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси.
- Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица я предлагаю вам посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний. (Звучит музыка с запевами "Ой, масленица" и на экране появляются репродукции картин художников на тему празднования масленицы)
- Давайте сейчас проверим, как вы внимательно рассматривали репродукции известных художников.
- Для этого посмотрите на доску. На ней вы видите таблички, на которых написаны характерные для праздников действия:
Учитель: Выберите из них те, которые определяют традиции празднования именно Масленицы.
- Итак, таблички, под какими номерами нам надо убрать с доски, чтобы остались только нужные? (1, 3, 7)
- Как вы видите, в каждом слове выделена одна буква. Составьте из выделенных букв слово. Что получилось? (Блины)
На экране слайд "Блины".
- Блины на масленицу не просто румяное и круглое лакомство. Блины в эти дни символизируют солнышко.
- Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.
На экране слайд "Делу время, а потехе час".
Учитель: Делу время, а потехе час. Ну вот, теперь пришло время и поиграть!
- Я вам буду песни петь, а вы показывайте движениями ту работу, о которой поется, да только, чур, не ошибаться!
Коваль в кузнице кует,
В наковальню бьет,
Колокольчики звенят,
Молоточки гремят: "Тук-тук-тук!"
Блестит коса, сверкает,
К сырой земле припадает,
Посвистывает, поскакивает,
Добрый молодец подхватывает. (Учитель поет, а дети показывают движения)
Постановка конкретной задачи по практической деятельности перед учащимися.
Учитель: Итак, мы поиграли, теперь пора и делом заняться!
- Каждый из вас, наверняка, хоть раз в жизни, да и бывал на этом веселом празднике - масленице.
- Я предлагаю вам сегодня изобразить кульминацию праздника. Это значит пик праздника, что-то самое главное.
- И что же это? (Сжигание Масленицы)
- Этот обряд обычно сопровождается плясками, песнями, играми и хороводами, и символизирует окончание зимы.
- После того как чучело сгорает, праздник заканчивается прыганием через костер.
- Вот это самое вам и предстоит сегодня изобразить, но не совсем так, как мы это делаем обычно.
- Поэтому прежде, чем приступить к работе, посмотрим на сюрприз, который я вам приготовила. (Учитель раздает учащимся основу для рисунка, выполненную в виде тарелочки (блюда)
- Ваша задача состоит в том, чтобы эта тарелочка, которая сейчас совершенно белая и не интересная, превратилась в волшебный экран, на котором мы с вами увидим картины празднования Масленицы. (Выполнение учащимися практической работы под веселые русские народные песни)
Учащие оценивают результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы. Вернисаж работ учащихся.
Учитель: Вот и подошел наш урок к концу. Удалось ли выполнить задуманное?
- Чей результат труда вам понравился больше?
- Что нового и интересного вы узнали?
- А зачем мы с вами изучаем традиции нашего народа. Зачем мы празднуем праздники, которые придумали наши предки? (ответы детей)
- И действительно, без праздников нам бы жилось скучно и неинтересно. Все в жизни меняется, а праздник остается.
- И хотя справляем мы его, может быть, и чуточку по-другому, но остается самое главное – радость, чувство общности с людьми и память о наших корнях.
Задание на дом