Цель классного часа: познакомить учащихся с понятием "толерантность".
Задачи:
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки с рисунком необитаемого острова, цветные карандаши, карточки с пословицами, толковый словарь С.И. Ожегова.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о том, как нам всем на Земле жить в мире и согласии.
- У каждого из вас на парте лежит по листочку, напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш лицей стала дружным, сплоченным коллективом. (На работу отводится 3-5 минут)
- Теперь давайте познакомимся с вашими записями, идеями. (Опрос 3-4 детей)
- Переверните листки, на обратной стороне каждого нарисован необитаемый остров. Будьте добры, напишите или дорисуйте, в ком из друзей вы бы нуждались на этом острове и почему. (3-5 минут)
- Подведем итог. При выполнении первого и второго задания у всех вас повторялись примерно одни и те же слова-характеристики.
- Давайте мы их поместим в левый столбик. К ним подберем слова-антонимы и запишем напротив, в правый столбик нашей таблицы на экране интерактивной доски.
Учитель: Подскажите мне, пожалуйста, все вы одинаковые или разные? (Высказывания детей)
- В верхнем правом углу ваших листиков нарисованы квадратики разного цвета. (красного, синего, зеленого и желтого)
- В зависимости от цвета квадратов разделитесь, пожалуйста, на группы.
- Итак, сейчас мы поработаем в группах.
Задание: найти и записать 10 отличий одного человека от другого.
Опрос групп. Примерные ответы: рост, вес, цвет волос, глаз, характер, стиль одежды, таланты, интересы, способности, национальность, вера.
Учитель: Вывод - все мы очень разные. Мы не обязаны всех любить. Но уважать других мы должны.
- Как вы думаете, а могут ли такие разные люди обладать качествами левого столбика?
- Отчего зависит наличие этих качеств у каждого из нас?
- А теперь подумайте, с какими отличиями вы бы смогли мириться, а с какими нет.
- А что же делать, если не можем мириться с некоторыми различиями?
Учитель: А сейчас мы поработаем в парах, и я посмотрю, насколько вы умеете это делать. Перед вами лежат карточки с частями пословиц.
- Задание – собрать пословицы.
Сверка с ответами на слайде.
- Передайте мудрые мысли пословиц своими словами.
- Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
- Какое слово употребляется в пословицах чаще других?
- Что такое терпение? (ответы детей)
- А вот как трактует это слово Сергей Иванович Ожегов. (один из учащихся находит лексическое значение слова "терпение" в словаре)
Терпение - одно из качеств человеческого характера. Настойчивость, упорство, выдержка
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять:
1, 2, 3, 4, 5.
Продолжайте потирать!
Мой сосед такой хороший -
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший -
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора.
Дружбе крикнем мы "Ура!"
- О слове "терпение" небольшой рассказ подготовил …
Рассказ ученика
Существует День Терпимости – 16 ноября была подписана Декларация Терпимости. В 1995 г. около 200 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой обозначено, что толерантность – это терпимость по отношению к другим религиям, обычаям, культурам, многообразным в своей неповторимости и индивидуальности.
Принятие того, что гармония заключается во всем этом разнообразии, позволяет людям быть уважительными друг к другу, жить в мире.
Учитель: Итак, прозвучало новое слово. Какое? (Толерантность)
- Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно.
- Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
Об этом нам расскажет …
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил министр иностранных дел Талейран Перигор. Он оставался им на протяжении многих лет даже тогда, когда менялось правительство.
Это был человек одаренный во многих областях руководитель. но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие "толерантность".
Учитель: Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
- У вас на столах в конверте карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос "Что общего в определениях?" (Дети зачитывают определения_
Упражнение "Найди своего"
Учитель: Чтобы не остаться в мире одиноким, я предлагаю вам упражнение.
Учитель сообщает каждому ребенку "на ушко" название одного животного - кошка, собака, корова, лягушка. Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, самому озорному, сообщается слово "ворона".
Задание: Не говоря того слова, что я вам сказала, а, произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите "своих". (Проведение упражнения)
Учитель: Как вы узнали, где ваша группа?
- Легко ли было найти своих?
Обращение к "вороне"
- Почему никто не обращал на тебя внимания?
- Как ты себя чувствовал?
- Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
- Хотели ли вы быть на месте вороны?
- Тяжело ли быть не похожим на всех?
- Как вы должны относиться к такому человеку? (Ответы детей)
Учитель: Вывод - чтобы не остаться в мире одиноким, нужно самому проявлять инициативу, относиться терпимо к тем, кто непохож на всех остальных.
Игра "Когда я был маленьким..."
Учитель: Когда я была совсем маленькой, меня звали…, в школе меня называли…, а когда я стала учителем, меня стали называть...
- Назовите себя по моему примеру. (Проведение игры)
- Вывод: нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
- Мы с вами не можем пока сделать мир во всем мире, но дружить и быть добрыми, внимательными, снисходительными по отношению к своим близким мы можем.
- Так зачем нам, людям, нужна толерантность?
- Кто мы на Земле?
- Вывод: каждый из нас – человек, сын или дочь, часть своей семьи, каждый из нас ученик этого класса, часть нашей школьной семьи, каждый из нас – житель своего дома, своего города, своей страны.
- Надо ли нам быть толерантными по отношению к окружающим нас везде людям? Почему?
- Вывод: толерантными надо быть, чтобы были любовь, уют, мир в семье, в классе, в городе, в стране.
- А что такое мир?
Учитель: А как же нам всего этого добиться, когда мы все такие разные?
- А теперь вернемся к теме нашего занятия: "Толерантность – путь мира".
- Вы верите, что обладая данными качествами будет мир не только в семье, в классе, в лицее, но и на всей планете?
- Назовите, пожалуйста, черты, которыми обладает толерантный человек.
- Давайте сравним названные вами качества со всемирным цветком Толерантности.
- Так что же такое толерантность?
- Все мы – большая дружная семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
- Спасибо за внимание!